Решение взять Тима Бёртона, мастера страшных, но стильных сказок, на пост режиссёра «Дамбо» с ходу привлекло внимание к проекту. Бёртон — тонкий стилист с особым чувством прекрасного. Ему действительно удалось воссоздать неповторимую ламповую атмосферу старого цирка. Да и трогательный CGI-ный слонёнок (спасибо спецам по графике) вписался в этот мир довольно органично. Визуальные эффекты и оформление «Дамбо» без вопросов великолепны. Но в подобном кино важно ещё и наполнение...
Сюжет
Оригинальный «Дамбо» (Dumbo), выпущенный компанией Уолта Диснея в 1941 году, стал её четвёртым полнометражным мультфильмом и последней работой студии перед тем, как США вступили во Вторую мировую.
Сюжет киноверсии довольно сильно отличается от анимационной. События детища Тима Бёртона разворачиваются непосредственно после войны, когда Холт Фэрриер (Колин Фаррелл), некогда лучший цирковой наездник страны, возвращается с фронта без руки. Супруга и партнёрша по номеру умерла, но Холту нужно как-то поднимать двоих детей, поэтому он соглашается на любую работу у импрессарио Марка Медичи (Дэнни ДеВито), с которым сотрудничал ранее. Тот приставляет свою бывшую звезду и его младших присматривать за новорожденным «дефективным» слонёнком и требует придумать какой-нибудь номер ушастому недоразумению.
В итоге Милли (Нико Паркер) и Джо (Финли Хоббинс) Фэрриеры обнаруживают у Дамбо необычайную способность летать. Продемонстрировав удивительный талант на публике, малыш становится настоящей сенсацией, а Марк Медичи получает более чем привлекательное предложение присоединиться со своей труппой к грандиозному проекту предпринимателя В. А. Вэндевера (Майкл Китон) под названием Dreamland, чтобы поставить номер с Дамбо и его фавориткой, гимнасткой Колетт (Ева Грин). Вскоре оказывается, что Вэндевер вовсе не святой благодетель, а делец с чётким бизнес-планом, который избавится от любого, кто попробует ему помешать.
Вердикт
После успешного ремейка «Золушки» (2015) руководители The Walt Disney Company смекнули, что переработка классики — настоящая золотая жила. Впрочем, и ответственность велика: всегда есть опасность испоганить «доброе и вечное» неудачным прочтением.
Если для мультфильма говорящий Дамбо и его товарищ-мышонок были в порядке вещей, то кино с живыми актёрами требовало сместить фокус именно на людей, закономерно лишив животных способности разговаривать. Теперь слонёнок общается с миром с помощью своих больших грустных глаз да палитры умилительных урчаний и попискиваний.
Логично, что при таком раскладе обновлённый сюжет должен выбраться за рамки простеньких детских тем (и похоронить неприглядный момент с пьяными фантазиями заодно). Таким образом, больше всего вопросов у нас возникает именно к сценаристу Эрену Крюгеру («Дорога на Арлингтон», «Ключ от всех дверей», «Звонок»), на чьи плечи легла работа по написанию нового скрипта по книге Харольда Перла и Хелен Аберсон. Так для кого он создавал сценарий?
Главными героями становятся дети Холта Милли и Джо, которые сочувствуют осиротевшему из-за людской жадности слонёнку, на своей шкуре испытав, что значит остаться без матери. Их мотивация сделать Дамбо звездой и убедить Медичи вернуть слониху вполне оправданы… Однако в старом сюжете студийные боссы разглядели просто золотую жилу, чтобы вписать и раскрутить чуть ли все хайповые темы современности.
Сам Дамбо становится иконой бодипозитива, но хорошо хоть в его изначальном правильном значении. Он родился с огромными ушами и в конце концов успешно превращает уродство в главное достоинство.
Где бодипозитив, там и до феминизма рукой подать. Так из двух вроде как равноценных центральных персонажей, детей Милли и Джо, больше внимания достаётся именно девочке. Во славу феминизма маленькая героиня топит за возможность вырваться из предписанного ей сценария жизни: самки человека и представительницы цирковой династии. Милли хочет заниматься наукой и стать второй Марией Кюри. А Джо просто есть.
В линии очаровательной воздушной гимнастки Колетт тоже четко прослеживаются мотивы праведной женской борьбы и отголоски скандала с Харви Вайнштайном. Она начинает как бесправный аксессуар своего покровителя, но потом находит силы взбунтоваться и начать творить свою судьбу самостоятельно.
Вернувшийся с войны калекой Холт, который пытается заново найти своё место в цирке, — это про инклюзивность, права инвалидов, толерантность и, опять же, правильный бодипозитив. Персонаж проходит путь от неприятия своего состояния (и попыток его скрыть) до переосмысления возможностей и закономерного хеппи-энда.
Цирковые артисты — это вообще про сплочённость и взаимовыручку группы людей, которые не вписываются в общие стандарты. А также про умение отстаивать свои права.
Одной из главных в «Дамбо» становится тема этичного обращения с животными. Здесь прямым текстом говорится, что использовать диких зверей в цирке — категорическое фу, жестокость и зашквар. (И с этим нельзя не согласиться.) Так что Дамбо и его мама невольно становятся символами этой борьбы, а их сюжетная линия прихотливо меняется в угоду этой идее.
Для кого этот фильм? Для большинства взрослых «Дамбо» скучноват (хоть и объективно красив), но при этом избыточно конъюнктурен. Очевидно, что человек, создавший коммерчески успешное развлекательное предприятие, не может быть тупорылой истеричкой, какой внезапно пытаются нарисовать Вэндевера. Столь же нереалистично подаётся и резкое «просветление» в голове у Медичи. Хотя они оба явно сделаны из одного теста.
Для детской же аудитории вполне приемлемы и примитивный сюжет, и слабая мотивация отрицательных персонажей, которые бьют по глазам зрителям постарше. Пожалуй, главная проблема «Дамбо» в том, что он напоминает волка в овечьей шкуре, лютую агитку в форме невинной сказочки, под завязку напичканной лозунгами взрослой идеологической борьбы. И не то чтобы эти лозунги откровенно противны, просто кое-где палку очевидно перегнули.
P.S. Противопоставляя Семейный цирк Медичи и бессердечный техологизированный Dreamland Вэндевера, The Walt Disney Company пытается показать публике, что очевидно осуждает циничный подход последнего. Но мы-то с вами понимаем, какая стратегия реально позволяет рубить миллиарды и покупать на десерт 20th Century Fox.
За
- Потрясающая атмосфера и неповторимый стиль Бёртона.
- Цирковая раскраска Дамбо — верх очаровательной крипоты.
- Идея о том, что свою инаковость всегда можно превратить в фишку.
- Попытка доказать, что инвалидность — не приговор.
- Осуждение использования диких зверей в цирковых представлениях.
- Крутой актёрский состав.
- Не раздражающий CGI.
Против
- Слишком много идеологии для детской сказки.
- Сложноват для детей и скучноват для взрослых.
- Примитивное раскрытие образа Вэндевера.
- У многих персонажей явно не раскрыт потенциал.
- Приторный, плохо мотивированный и резкий хеппи-энд.
- Слишком большое внимание к Милли, в то время как персонаж её брата остался почти не раскрыт.
- Героиня Евы Грин прописана слабо, она хоть и хороша, но воспринимается как некоторое излишество.
Итоги
Уровень технологичности: 5 из 10
Общая оценка: 6 из 10
Трейлер
- В кино с 28 марта (мировая премьера — 11 марта 2019)
- Год: 2019
- Страна: США
- Жанр: фэнтези, семейный
- Режиссёр: Тим Бёртон
- Сценарий: Эрен Крюгер, Хелен Аберсон, Харольд Перл
- Продюсеры: Джастин Спрингер, Тим Бёртон, Каттерли Фроуенфельдер
- В главных ролях: Колин Фаррелл, Майкл Китон, Дэнни ДеВито, Ева Грин, Алан Аркин, Нико Паркер, Финли Хоббинс, Рошан Сет, Ларс Айдингер, Деобиа Опарей
- Время: 01:52
- Возраст: 6