adblock check

2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее

Познакомился с роботом-доставщиком от Яндекса поближе и рассказываю о том, что вы, возможно, ещё не знали

На дворе уже 2021 год, и автоматизация так или иначе уже с нами. Я не говорю сейчас даже о производствах, где вовсю работают конвейеры и запрограммированные станки. Я сейчас о роботах у нас дома. Ну как минимум пылесосах. Удобно же? Дал команду, даже голосом, и вуаля.

2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее
Наверное, самый привычный нам вид робота

Отдельной фантазией всегда была «самоездящая» машина. Но если в случае с автопилотом в автомобилях пока много нюансов (вы ведь слышали все эти новости про аварии систем помощи водителю в Tesla?), и в первую очередь вопрос ответственности, то в более малых формах уже много рабочих разработок. И если машины без водителя будут, но даже не завтра, то вот роботы уже среди нас. И таковым является отечественный робот-доставщик от Яндекса.

2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее
Старший брат робота-доставщика

Кстати, своё название «Ровер» получил в честь космических аппаратов, исследующих поверхности других планет.

2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее

Миссия

Зачем он с нами

2020 год показал, на сколько нам важны курьерские службы. Причины вам и так известны. Но что, если товары вам будет доставлять не человек, а робот? Он аккуратнее, беспристрастен и готов работать в любых условиях. Да, возможно не такой быстрый, зато не попадает в аварии. А вместительность у них схожая.

2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее

Более того, со временем может получиться так, что одна часть человечества производит, а другая доставляет. И чтобы такого не было, существует автоматизация процесса. В случае с Яндексом, при помощи доставки «последней мили», когда товар нужно доставить последнему звену цепочки — клиенту.

2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее

Технологии

Что там внутри?

Полностью всех секретов Яндекс не раскрывает, но и так нам доступно весьма много информации. Для начала, это, конечно, навигационные системы, ведь этот робот ездит по открытой местности, а значит, должен знать координаты, куда надо направиться. Помогает ему в этом лидар (система обнаружение и определение дальности с помощью света). Он же помогает роботу находить дорогу вне зависимости от времени дня и ночи, а также погодных условий. Что важно, в нашем переменчивом климате. Использует робот заранее составленные подробные карты местности, аналогичные используются и в беспилотных автомобилях компании.

В наличии и камеры, которые также работают на благо распознавания и построения маршрута. В обновлённой версии робота камеры разбросаны спереди в небольших углублениях. А сзади блок датчиков окружён стоп-сигналом, по аналогии с автомобилем.

В наличии ещё и радары. Они расположены по бокам устройства. Помогают издалека замечать приближающийся транспорт при пересечении дороги.

Навигационная система, которую использует Яндекс, называется «Лидарная локализация». Это двухслойная карта из объёмного снимка пространства, дополненная разметкой и общей схемой передвижения.

В комплекте, конечно же батарея, её роботу хватает на полный рабочий день, это около 10 часов. Достойно. Стоит отметить, что скорость робота составляет 5-8 км/ч. Сделано это в первую очередь для снижения травматичности пешеходов, а на свободном пути робот может и немного разогнать. Ведь если у робота всё хорошо с навигацией, он ловко объезжает людей и препятствия, то у населения мегаполиса, тем более не столь привычного к роботам, могут быть сложности. Да, люди банально не замечают небольшого белого робота на улице и могут споткнуться. Для пущей заметности, как для людей, так и для автомобилистов, у робота есть светящийся флажок.

2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее

Сферы применения

Не только нужды Яндекса

Начав свой трудовой путь в 2019 году непосредственно на территории офиса Яндекса в Москве, робот многому «научился» и со временем выехал в город, на службу в сервисах доставки Яндекс.Лавка и Яндекс.Еда. У робота специальный отсек под груз, куда отлично помещается сумка-холодильник, так что логично, что робот-доставщик обслуживает сервисы Яндекса по доставке.

Как же работает вся схема обработки заказа? В кафе есть планшет с приложением Яндекс.Еда (или локальной фудтех платформы), падает заказ на робота (то, что заказ доставит именно робот, может выбрать сам клиент), официант загружает еду, дальше робот доставляет, а человек через приложение открывает «кузов». Если робот замешкается, помогает удалённый ассистент, он подключается к роботу, смотрит, что произошло, и старается помочь. Чаще подсказками роботу, а не прямым управлением.

Одним из первых парнёрских проектов стало обслуживание инновационного центра Сколково в Москве и Иннополиса. Началось всё в Сколково в начале 2020 года. Через специальное приложение сотрудники большого центра смогли отправлять друг другу документы. Робот колесит по тротуарам, сам строит маршрут, и человеку остаётся только встретить его на улице и открыть грузовой отсек при помощи всё того же смартфона.

Тут встаёт резонный вопрос, а почему робот не заезжает в помещение? Помимо отсутствия чисто технологической возможности открыть двери и подняться по лестнице, важную роль тут играет оптимизация процесса доставки. По сути, робот дешевле, чем курьер, а время подъёма на этаж (с учётом попадания в подъезд, вызова лифта и так далее) занимает много времени. А здесь заказчик в реальном времени видит перемещение робота и может спуститься встретить ровно к моменту подъезда.

Иннополис в свою очередь — по сути рай для беспилотников. Имея законодательные разрешения, там уже и беспилотные автомобили используются без водителей в роли такси, и роботы ездят в роли курьеров. Там компания и отрабатывает своё видение беспилотников в будущем.

Куда дальше?

Захватывать мир, куда ещё!

Проект Яндекса постоянно развивающийся. Собираемый и обслуживаемый самой компанией, он постоянно улучшается и дорабатывается. Так, совсем недавно Яндекс заключил соглашение с американской компанией Grubhub, и вот уже 50 роботов катаются по главному кампусу университета штата Огайо в городе Колумбус. А там, на секундочку, почти 60 тысяч человек. Сценарий всё тот же, доставка еды между локальными кафе и кампусами. Автомобиль там попросту не проедет, а вот робот — легко!

Отвечаю на вопрос, куда же дальше? Расширение партнёрских проектов. Интерес, как сообщают в Яндексе, есть. Некоторые хотят холодильник, запаса батареи хватит. Можно под заказ сделать робота больше или длиннее. Были доработки по подвеске для сложных условий. Также в Иннополисе зимой надевали гусеницы на два задних колеса для снега.

2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее

В заключении ещё один интересный факт: если беспилотные автомобили Яндекса строят глобальные суперподробные карты, то относительно небольшой робот, наоборот, помогает на «микроуровне», дополняя карту мелкими подробностями и информацией о местах, куда автомобиль, зачастую, не может попасть.

Напоследок вот цифра из жизни робота-доставщика: 26 884 доставки осуществили роботы к 1 сентября 2021 года c запуска в 2020 году.

2 часа ходил за роботом-доставщиком Яндекса и разобрался, как всё устроено. Это — будущее

Markov_photo
Администратор ⭑
Mazda MX-5 (NC) '07
Россия Россия
24,5K участников
Вступить
12 комментариев по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Обалденно что я живу в 21 веке.
Фантастика из фильмов начинает воплощаться в жизнь
Что удивительно, ещё и в России
Есть ли статья за преследование роботов, он мог получит моральную травму что за ним ходит какой-то человек!!!
Mazda MX-5 (NC) '07
Автор
Жду, когда через 20 лет он подаст на меня…
Mi A2

Оправдан в связи с истечением срока давности преступления!
Я думаю, что они великолепны, но, возможно, есть некоторые улучшения для снежных условий.
Спасибо было интересно. Но вопрос где вы это нашли расскажите пожалуйста.
Благодаря американским Intel и британским ARM.
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...