В апреле 2019 года Sony представила миру столь ожидаемый эксклюзив Days Gone, который пусть и неплохо показал себя в продаже, но звёзд с неба не хватал. Аудитория не оценила весьма скудную оптимизацию, линейность сюжета, однотипные задания, стандартные RPG-механики и фишку с сеттингом монстров «не зомби», так что в итоге проект вполне заслуженно назвали самым слабым эксклюзивом японцев. А теперь Days Gone выходит на ПК и я уверен, что именно сейчас игра раскроет себя так, как должна была изначально — с должной драматургией, удобством, приятным геймплеем и фундаментом для второй части. Почему? Сейчас объясню.
🖥️ Days Gone в Steam.
Линейная история про обезумевших людей
Сюжетная линия Days Gone настолько схожа общим сеттингом с The Last of Us, что при написании краткого синопсиса обе игры выглядели бы одинаково. Данные проекты построены вокруг того, что в США вспыхнул вирус (что происходит в остальном мире разработчиков, видимо, волнует слабо), который превратил большую часть населения в безумных существ. Только в The Last of Us монстрами выступают щелкуны, а в Days Gone — фрикеры (или фрики). Главное отличие в том, что это не зомби, то есть существа, которых вы будете встречать и изничтожать, являются живыми людьми с помутневшей психикой, а не ходячими мертвецами.
А главным действующим лицом во всей этой вакханалии выступает обычный байкер Дикон Сент-Джон, который в начальном ролике посадил свою жену на вертолёт, чтобы та спаслась с места наводнения фрикеров, после чего её не видел и не слышал. И хотя главной задачей Дикона является поиск любимой женщины, которым он занимается уже два года, отвлекаться на побочные задания ему всё же приходится — иначе как получить припасы для байка, обзавестись медикаментами или банально выжить. Получается весьма простодушный, местами бедный сюжет, который ещё и линеен до безобразия — разработчики ведут вас от начала и до конца без возможности свернуть.
Абсолютно все основные сюжетные задания прописаны заранее — вы не можете принимать какой-то моральный выбор, который повлияет на отношения окружающих к главному герою, не можете отказаться от заранее заготовленного пути. Свободу дают лишь в побочных заданиях, которые позволяют улучшить свою экипировку, обзавестись деталями для байка или поднять уровень уважения в поселении, но сами задания скучны и однообразны. И, что самое грустное, почти никакой драмы в повествовании нет, а убивать второстепенных персонажей-друзей сценаристы почему-то не желают, чтобы хоть как-то вывести игрока на эмоции. Им бы у авторов «Игры престолов» поучиться.
Так в чём же фишка фриков?
Но общее впечатление от сюжетной линии у вас кардинально изменится, если хватит сил и терпения дойти до самого конца. Дело в том, что авторы проекта неоднократно делали основной акцент на том, что фрикеры — это не зомби, а люди, которые обезумели от вируса, и делали это не просто так. Если изначально идея всего сеттинга с «не зомби» кажется банальным желанием выделиться на фоне остального моря проектов про ходячих мертвецов, то в конце, когда разработчики взрывают мозг геймера секретной концовкой, всё встаёт на свои места — сразу становится понятно, почему фрики это именно фрики, а не зомби, почему это так важно для повествования, а сюжет из скучного превращается в ошеломительно крутой. Проблема в том, что фишка сеттинга раскрывается лишь в самом конце, да ещё и не все этот конец увидели.
Рассказать детали, не выбросив на читателей волну спойлеров, не могу, но, уж поверьте, в самой последней кат-сцене разработчики очень внятно объясняют особенность своего сеттинга. Да, чтобы до него добраться придётся около тридцати часов (или шестьдесят, если с дополнительными заданиями) сражаться с монстрами и делать скучнейшие задания, но концовка того стоит, без всякого сомнения. Более того, благодаря столь фееричному окончанию повествования мы получили толстый намёк на то, что вторая часть точно будет, и, скорее всего, она будет на голову выше в плане драматургии по сравнению с оригиналом. Ведь теперь всё стало предельно ясно.
Ничего нового или классика превыше всего
В сети было много споров о том, что игра, показав задатки ролевого проекта, не продемонстрировала абсолютно никаких новых механик. И это действительно так — главному герою, как и в любой RPG, нужно прокачивать свой уровень, получая новые навыки, собирать ресурсы для крафта и апгрейда, подбирать патроны, общаться с NPC для получения задания, зачищать локации и всё в таком духе. Да, разработчики внесли в геймплей мотоцикл, который, как и у реальных байкеров, выступает Дикону верным товарищем, несменным транспортным средством и, не побоюсь этого слова, другом. Его тоже можно улучшать, и в целом это полноценное действующее лицо в виртуальной вселенной.
Другое дело, что называть классический геймплей RPG плохим язык не повернётся — разве можно осуждать третьего «Ведьмака» за то, что там, как и в The Elder Scrolls IV: Oblivion, нужно крафтить зелья, драться с монстрами и выполнять задания «пойди-возьми-принеси»? Нет, это особенности жанра, на которых построены все ролевые игры. Более того, игровые механики Days Gone выглядят в сеттинге постапокалипсиса куда уместнее и разумнее, чем в той же The Division, например, так что придирки об отсутствии инноваций лично мне кажутся притянутыми за уши.
На ПК банально удобнее
Хотя разработчики старались сделать упор на сюжет, исследование мира и прочие увлекательные механики, в данном проекте всё же приходится много стрелять. И речь не только про орды фриков, с которыми, на самом деле, нет смысла сражаться (лучше сразу прыгать на железного коня и топить до упора), но и про большинство заданий в духе «сходи туда, зачисти локацию, возьми что-то ценное и принеси сюда, попутно отбиваясь от сопутствующих врагов». И хотя игра всячески помогает геймеру в прицеливании, что немудрено для консольного гейминга, воевать с мышкой в руках большинству геймеров будет гораздо удобнее.
Да, я прекрасно понимаю, что опытные игроки на консолях с геймпадом в руках могут стрелять очень точно, у них неплохая реакция и при наличии автонаведения они могут даже ПК-бояр в мультиплеерных шутерах уделать. Но когда речь заходит о более среднестатистическом игроке, который с грустью в глазах запускает экшн от третьего лица, а потом ещё и стрелять по головам быстродвижущихся целей пытается, мышка с клавиатурой всё же выглядят куда более привлекательно. И на этих устройствах ввода Days Gone действительно может заиграть новыми красками после боли и страданий на геймпаде.
Удивительно, но они это оптимизировали
Продолжая мысль об удобстве и комфорте, хотелось бы напомнить, что Days Gone на прошлом поколении консолей работала лишь на 30 кадрах в секунду — и это при учёте того, что проект представляет собой экшн с насыщенными сценами сражений. Естественно, играть при такой плавности картинки банально некомфортно, а когда начинаются массовые побоища — ситуация становится ещё хуже. Только на PlayStation 5 разработчики завезли 60 FPS при динамическом 4К-разрешении, но на ПК, к счастью, ситуация гораздо лучше. Не могу сказать как и почему, но разработчики очень достойно оптимизировали Days Gone под персональные компьютеры.
Для понимания картины — на минимальных настройках графики игра требует от ПК всего-навсего Intel Core i5-2500K, 8 ГБ ОЗУ и видеокарту GeForce GTX 780 с 3 ГБ памяти. Согласитесь, для ААА-игры, которая вышла два года назад, это очень лояльные системные требования. Более того, в сети нашлись энтузиасты, которые запустили Days Gone на видеокарте GT 1030 с 2 ГБ видеопамяти — игра стабильно демонстрирует 30 кадров в секунду, справляясь с поставленной задачей. Конечно, для полного комфорта придётся обзавестись чуть более производительным «железом», но общее ощущение от оптимизации для ПК отличное.
Впрочем, помимо стабильности частоты кадров геймеры на ПК никаких серьёзных улучшений не получат — даже на максимальных настройках графики требуется GeForce GTX 1060, то есть ждать трассировку лучей, заметного улучшения текстур или освещения точно не стоит. Проблема порта игры на ПК в том, что изначально Days Gone — довольно простой в графическом плане релиз, который иногда выглядит красиво и кинематографично, но лишь иногда. И, соответственно, перенося игру на компьютеры, разработчики не стали переделывать текстуры или технологии, чтобы сделать картинку краше.
ПК — вакцина от всех (почти) проблем
Давайте подведём небольшой итог — играя на консоли, у меня, как и у других геймеров по всему миру, были к игре определённые вопросы: моментами было тяжело стрелять, хотелось больше инноваций в плане геймплея, а кому-то 30 кадров в секунду в экшене с таким количеством насыщенных сцен казалось маловато. Более того, злую шутку сыграл ещё и эффект завышенных ожиданий со стороны геймеров, которые ожидали от релиза чего-то на уровне God of War. Именно из-за этого Days Gone моментами вышла спорной, хотя изначально планировался релиз уровня легендарной The Last of Us.
К счастью, добравшись до ПК, релиз от большинства проблем избавился. Стрельба с мышкой и геймплей на клавиатуре крайне комфортны и приятны, а оптимизацию подтянули до такого уровня, что даже на слабых системах вы будете играть с высокими настройками графики без проблем с FPS. При этом отсутствие инноваций — скорее надуманная проблема, чем реальная, а сюжетная линия и сеттинг с фрикерами на самом деле очень круто прописаны. Просто вам придётся дождаться той самой сцены у вертолёта на кладбище, чтобы понять всю гениальность задумки сценаристов. И, как мне кажется, добраться до этой кат-сцены точно стоит — она делает Days Gone тем самым эксклюзивом, пусть уже и в кавычках, которого все ждали.