В 2008 году Marvel Studios положила начало собственной кинематографической вселенной, выпустив первого «Железного человека». Это стало поистине уникальным явлением в кинематографе. Несмотря на то, что киновселенной Marvel уже почти 15 лет и практически все крупные студии хотели создать нечто подобное, никому этого ещё не удалось (можно вспомнить неудачи Universal с её монстрверсом или Warner Bros. со вселенной DC, до сих пор не имеющей логики).
Почему фильмы Marvel работали?
В первых фильмах студия тщательно выстраивала историю собственного мира, объясняя правила и рассказывая о разных его гранях. Научные достижения Тони Старка, инопланетное происхождение Тора и так далее. Все истории сходились в одну в больших кроссоверах. Затем каждый новый фильм учитывал все события предыдущих и это хорошо работало. Конечно, с расширением вселенной у Marvel случались нестыковки, добавилась магия, которая ломает устоявшиеся правила, появился дисбаланс в силах некоторых героев, начались проблемы с уникальностью (многие новые фильмы, особенно первые сольники — ориджины, следовали стандартной и проверенной схеме повествования) и так далее. Но всё это не мешало рассказывать связанные между собой истории и сводить их в такие эпичные картины, как «Мстители: Финал».
«Ванда/Вижн»
- Кинопоиск: 7,5.
- IMDb: 7,9.
В следующей фазе киновселенной (после четвёртых «Мстителей») Marvel Studios для расширения возможностей для рассказа нестандартных историй захотела использовать сериалы. Она отозвала права у всех партнёров (ABC, Netflix, Hulu) и занялась производством шоу для Disney+, где находится библиотека фильмов Marvel. 15 января 2021 года вышел первый сериал — «Ванда/Вижн». Огромный бюджет, сравнимый с самыми дорогими фильмами, и герои первой величины: Алая Ведьма и Вижн. Более того, с первой же серии зрители получили что-то абсолютно непохожее ни на что из ранее увиденного во всей киновселенной — пародию на старые американские ситкомы.
Однако уже в середине сезона сериал превратился в типичный супергеройский проект со всеми возможными штампами, клише, провалами в мотивации злодеев и так далее. Также в глаза стало бросаться, что необходимость растягивать бюджет фильма на гораздо больший хронометраж ударила по спецэффектам. В итоге от стопроцентных положительных отзывов на первые серии сериал скатился к гораздо более скромным результатам. Хотя проект всё ещё был крепко связан с основной историей, имел достаточное количество положительных моментов и вызывал надежду на лучшее будущее для многосерийных проектов от Marvel.
«Сокол и Зимний солдат»
- Кинопоиск: 6,3.
- IMDb: 7,2.
Следующим же сериальным проектом Marvel Studios стал «Сокол и Зимний солдат», где впервые проявилась главная проблема — большинство сериалов всё же будет не о главных героях, а о второстепенных персонажах. О том, что данный проект не будет особо популярным, было понятно ещё во время анонса первых трёх шоу. Было очевидно, что фанаты больше ждут «Ванду/Вижена», где герои обладают различными сверхъестественными способностями, а также «Локи», звездой которого должен стать любимец публики скандинавский бог хитрости в исполнении Тома Хиддлстона. Сэм Уилсон (Сокол) и Баки Барнс (Зимний солдат) — значительно уступают в популярности и интересности для зрителей.
Сериал, по большому счёту, стал обычной семейной драмой с примесью боевика, действие которой происходит в рамках кинематографической вселенной Marvel. Да, главными героями в нём выступают хоть и второстепенные, но узнаваемые персонажи из фильмов, история прямо вытекает из событий «Мстителей». А идея углубиться во внутренние переживания персонажей сама по себе очень хороша. Но сериал вышел скучным. Если бы данную историю смонтировали в фильм, то он бы стал самым провальным в киновселенной. То есть Marvel Studios показала, что некоторые сериалы будут просто филлерными историями, которые бы просто провалились в прокате.
«Локи»
- Кинопоиск: 7,7.
- IMDb: 8,2.
И вот Marvel Studios выпускает один из главных проектов, который должен был доказать, что сериалы также будут очень важной частью киновселенной и их нельзя пропускать. Отчасти это удалось, ведь «Локи» до сих пор остаётся лучшим шоу по мнению зрителей. И сериал на самом деле важный, ведь именно в нём была впервые представлена концепция мультивселенной, а также, возможно, один из главных злодеев четвёртой фазы (или даже целого цикла, как было с Таносом). Но даже у «Локи» есть много очевидных минусов, которые портят картину успеха данного проекта и общую судьбу многосерийных шоу Marvel.
Во-первых, сериал просто-напросто плюёт на всё наследие киновселенной. Более 10 лет Marvel Studios рассказывала о становлении команды защитников Земли, которых судьба готовила к решающему противостоянию с безумным титаном Таносом. Камни бесконечности — могущественнейшие артефакты в мире — играли в этом ключевую роль. И в первых же сериях «Локи» эти артефакты приравнивают к песку. Во-вторых, вопросы вызывает личная линия главного героя, который ведёт себя явно не так, как должен вести себя персонаж версии 2012 года (каким он является по сюжету). Когда даже лучший сериал нарушает целостность картины, это тревожный звонок.
«Что, если…?»
- Кинопоиск: 6,9.
- IMDb: 7,4.
«Что, если…?» — это анимационный сериал, состоящий из разных историй о параллельных вселенных, которые рассказываются от лица могущественного космического существа Смотрителя. Интересна в нём идея — показать знакомые события с других сторон, если бы кто-то из персонажей сделал другой выбор в ключевые моменты своего становления. Однако реализация подкачала до такой степени, что плохо в сериале получилось практически всё. Первые серии представляют собой практически покадровое повторение многих сцен лишь с другими героями (Пегги Картер вместо Стива Роджерса), ранее виденных в полнометражных фильмах, что даже побуждает потянуться к кнопке перемотки.
Также мультсериал продолжает рушить устоявшиеся правила киновселенной, изменяя силы различных персонажей и артефактом довольно странным образом. К примеру, в «Локи» зрителям сказали, что Камни бесконечности не работают за пределами собственной вселенной, а в «Что, если…?» персонажи с помощью Камней расправляются с сильнейшими существами мультивселенной. В итоге от более-менее продуманных деталей в первых фильмах проекты Marvel Studios скатываются к обычному комиксному безумию. Ещё одна проблема — это слишком явное и слишком навязчивое обсуждение в сериале некоторых современных повесток, что перейдёт и на следующие шоу.
«Соколиный глаз»
- Кинопоиск: 7,1.
- IMDb: 7,6.
«Соколиного глаза» меньше всего хочется ругать, ведь на самом деле сериал получился добрым и уютным рождественским проектом. Проблема лишь в том, что это никак не связано с тем, чего зрители ожидают от Marvel. В целом данный проект максимально насыщен отсылками к киновселенной, однако все они представляют собой исключительно фансервис и не несут сюжетной нагрузки. Также в сериале произошло историческое камео персонажа из другой сериальной вселенной. Изначально оно вызывает много положительных эмоций, но после тщательного обдумывания приходит понимание, что оно, скорее, неудачное.
В целом создаётся ощущение, что каждый плюс данного сериала имеет под собой какой-то минус. По большому счёту, «Соколиный глаз» — это как раз та самая филлерная история, абсолютно не влияющая на общую картину киновселенной. Здесь появляются абсолютно неинтересные персонажи, которые введены в Marvel, чтобы соответствовать современной повестке. Более того, про некоторых из них в разработку уже запустили отдельные сериалы, которые, очевидно, будут продвигаться только за счёт появления в них более именитых героев (например, в «Эхо» ожидается участие Сорвиголовы). Сериалы Marvel всё дальше уходят от крупнобюджетных проектов со звёздами и супергероями первой величины.
«Лунный рыцарь»
- Кинопоиск: 7,2.
- IMDb: 7,4.
«Лунный рыцарь» — очень качественный во многих отношениях проект. Над ним, очевидно, работали хорошие операторы, постановщики и монтажеры, которые добились сочных и динамичных кадров при необычном стиле повествования. В главных ролях снялись Оскар Айзек и Итан Хоук, которые выдали отличную игру. Но все указанные выше проблемы (включая ломание существующих законов киновселенной, непонимание того, где находится проект в общей истории, отсутствие значимых и интересных персонажей) продолжают усугубляться. Более того, остро становится вопрос о том, что Marvel не справляется с главной задачей, поставленной перед собой в четвёртой фазе.
Студия захотела внести расовое, гендерное и другое разнообразие в свои проекты. Появляется первый супергерой китайского происхождения Шан-Чи, первая супергероиня пакистанского происхождения Камала Хан, а также герои других происхождений (которые при этом остаются американцами, что вызывает вопросы о том, неужели не американцы не могут иметь сверхспособности). Но при этом для демонстрации определённого колорита Marvel приходится отходить от установленных рабочих шаблонов. По многим параметрам (зрительский интерес к персонажам, оценки проектов и так далее) выходит, что студия с этим не очень-то и справляется.
«Мисс Марвел»
- Кинопоиск: 5,8.
- IMDb: 6,1.
Следующий сериал как раз является квинтэссенцией указанной выше проблемы. Мисс Марвел — абсолютно неинтересный герой. Молодёжная комедия про школьников — это вообще не то, чего ждут фанаты Marvel. Разнообразие — это, безусловно, хорошо. Однако когда главными героями Marvel теперь являются Капитан Марвел, Пегги Картер в образе Капитана Америки, женские версии Тора и Соколиного глаза, готовятся сериалы про женские версии Халка и Железного человека, возникает вопрос: «Где здесь разнообразие, если они все женщины?». Боролись за то, чтобы всех представлять равноценно, а в итоге слишком сильно победили.
В отличие от всех сериалов выше, у которых есть хотя бы что-то из-за чего их просмотр можно оправдать (известные герои, именитые актёры, влияние на киновселенную), «Мисс Марвел» — полностью проходной проект. Есть сильное ощущение, что такая же участь ждёт большую часть последующих сериалов от Marvel: «Эхо», «Войны в доспехах», «Ваканда» и так далее. В итоге оказалось, что бюджета фильмов не хватает на хронометраж сериалов. Из-за этого страдают либо спецэффекты (бьющий по глазам CGI в «Ванде/Вижене»), либо постановка (слабые экшен-сцены в «Соколе и Зимнем солдате»), либо приходится экономить на актёрах и персонажах (сериалы про Мисс Марвел, Эхо и так далее). Конечно, студия начала хоть немного экспериментировать и иногда даже удачно («Лунный рыцарь»), но в целом ситуация с сериалами у Marvel не очень хорошая.
Почему это пагубно влияет на всю индустрию?
Чтобы ответить на этот вопрос, придётся вернуться к тезису из начала данной статьи: «Киновселенная Marvel считается эталоном в кинобизнесе и все хотят повторить этот успех». Соответственно, когда Marvel Studios объявила о намерении заняться сериалами, многие студии сразу поняли, что бесконечные многосерийные шоу — это то, что может сработать и держать зрителей у экранов годами. А успех сериалов оценивается не по доходам из кинотеатров, а по просмотрам из дома, чего добиться в нынешние времена гораздо проще. И вот уже начали объявлять о разработке спин-оффа «Пацанов» про школу для суперов для расширения вселенной сериала, о шоу «Континенталь» во вселенной «Джона Уика» и множестве других подобных проектов. Правда, в отличие от Disney, у которой есть огромные деньги и возможность ими рисковать, другие студии могут ещё больше экономить на производстве (спецэффекты/постановка/персонажи). В итоге сериальная индустрия может превратиться в бесконечное «мыло» без новых идей. Ведь зачем вкладываться в разработку оригинальных проектов, в духе «Настоящего детектива» или «Хода королевы», если можно сделать очередной спин-офф какой-нибудь популярной франшизы?
Да и вообще, на какую индустрию Марвел пагубно влияет? Кино? Я считаю, что это совершенно не так.
Сериал «Пацаны» крайне успешен, так почему студии не развивать эту вселеную спин-оффами? Сериал, который и выстебывает всю эту тему с супергероями и предалагет иной взгляд на них. К тому же ещё ничего не вышло, а уже какие-то осуждения. Да и вообще, причём здесь Marvel?
Про вселенную Джона Уика вообще ничего не понял, что с ней не так.
На основании чего вообще строится утверждение «Киновселенная Marvel считается эталоном в кинобизнесе и все хотят повторить этот успех»?
Не та тема для обсуждения, которую в итоге и не удалось раскрыть полностью. Можно было взять тему того, как вселенная Марвел буксует на месте, что с ней будет дальше. Губит ли Дисней эту франшизу и т.п. Или вообще убрать часть про пагубное влияние, потому что она совершенно не раскрыта.
P.S. Marvel положила начало своей киновселенной ещё в 2002, выпустив первого Человека Паука.
Вот вам и самая главная причина провального исхода — изменение лора и персонажей в угоду не таким, как все.
То же самое касается и остального. Типа, нет ничего плохого в упоминании каких-нибудь ЛГБТ-персонажей, но когда у тебя все главные герои такие, то получается… что получается в общем
Что касается нынешних времён, то, к сожалению, во всех индустриях усиливается феномен использования рабочих шаблонов. Он был всегда, но сейчас это чуть ли не основной момент, который паразитируется пока шаблон работает. То есть когда люди видят, что сериалы таких и таких жанров не заходят, но можно клепать сериалы по известным франшизам и они будут собирать аудиторию вне зависимости от качества. Опять-таки, люди всегда старались следовать рабочим шаблонам, но сейчас Марвел придумывает новый и самый рабочий вариант. Безусловно, оригинальные проекты никуда не денутся, но их станет в разы меньше, а всякого спин-оффного мусора «связанного» с какой-то из популярных франшиз какой-то вырезкой из газеты или упоминанием имени старого персонажа станет больше.
Поэтому да, большая часть из этого на данный момент просто опасения, но они основаны на уже существующих тенденциях. И то, что простому зрителю неизвестно о существовании культа вокруг создания киновселенных в кинопроизводстве лишь подтверждает слова из статьи «Несмотря на то, что киновселенной Marvel уже почти 15 лет и практически все крупные студии хотели создать нечто подобное, никому этого ещё не удалось», что в свою очередь говорит о вторичности и ужасном качестве всех этих попыток, что может говорить о том, что большая часть сериалов, создающихся сейчас на волне бума сериальных вселенных, будет проходными лишь для выжима подписок и просмотров. Это будет потому, что проекты не продумывались и не вынашивались, а запущены в разработку ради необходимости и производственный процесс будет пинаться для ускорения для того чтобы успеть на поезд хайпа. И скорее всего закончится так же, как и с киновселенными юниверсал и прочих студий, которые захлебнулись.
ВандаВижн — середнячок, но некрепкий. Неплохое начало и крайне слабый финал, вылившийся в крайне дурацкую мотивацию Алой Ведьмы в фильме о Стрендже.
Сокол и Зимний Солдат — крепчайший филлер с приятной картинкой без особых претензий, но сделавший отличную историю броманса. С хорошим, надо сказать экшеном, но без претензий.
Локи — проебано наследие полностью, да. Есть к этому небольшое «но» в виде того, что скоро будет Ф4 и мультвселенная с Кангом-Завоевателем, но пока что конечно не лучшее знакомство с Кангом и не самый интересный сериал, сделанный чисто ради фансервиса.
Что, если?.. — финал не очень, но персонажи и отдельные серии именно такие, какими им следовало быть.
Хоукай — делается не только ради «повестки», которой так боятся современные пользователи интернета мужского пола, но и потому что это показывает преемственность поколений и постепенно выводит Клинта Бартона из игры. Опять же, завершает сцену после титров у Черной Вдовы и в итоге целиком закрывает историю этой парочки персонажей.
Лунный Рыцарь — довольно слабый сериал, с слабой графикой и даже заезды в стиль повествования из прекрасного Легиона, не спасают особо проект, хотя и радуют глаз. Причем в именно этом пункте списка «расовое разнообразие» — вообще не ясно.
Мисс Марвел — НА УДИВЛЕНИЕ хороший сериал с крайне приятной визуальной подачей истории и хотя уже достаточно избитый рассказ истории конфликта и примерения матери с дочерью, у Марвел такой истории еще не было. Она должна была появиться и появилась. И вряд ли проект будет реально проходным. Мне кажется, что с ним всё таки поработают и вполне возможно неплохо (особенно по закрывающей сцене после титров).
ВандаВижн — хорошее начало, ужасный конец, ровно то, что написано в статье 1/1
Сокол и Зимний солдат — филер среднячок, ровно то, что написано в статье 2/2
Локи — непонятно для чего сериал, который ломает правила вселенной 2,5/3 (хотя мне кажется сериал более интересный, чем «не самый интересный»)
Что, если? — интересная задумка, ужасная реализация, особенно в финале, когда уже ничего не подвергается логическому объяснению 3/4
Хоукай — хороший сериал «меньше всего хочется ругать, ведь на самом деле сериал получился добрым и уютным рождественским проектом» и мне понравился, там лишь указаны проблемы, которые начали в нём всплывать потихоньку (и даже не в нём, а в будущих проектах, связанных с ним) поэтому общее мнение о том, что сериал хороший сходится 4/5
Лунный рыцарь 4/6, мне понравилась и постановка, и необычная форма повествования
Мисс Марвел 4/7, ужасно скучно. Идея с примирением, идея с тем, чтобы показывать другие культуры и взгляды супер класс, но реализация...
Итого, вы согласились с 57%, сказанного в статье =)
а вообще, приятно читать развёрнутые комментарии и вести диалог о кино, ведь у всех разные вкусы и мнения, и есть, что обсудить
Поэтому лично я говорю, что сериалы Марвел отстают от фильмов практически в каждом моменте до такой степени, что некоторые из них смотреть просто невозможно. Мисс Марвел это провал не из-за повесток и «чего-то нового, что не приняли фанаты и критики», а скучный сериал среднего уровня производства.
Но при этом я критиков тоже не понимаю в том плане, что для них хороший фильм это только драма, только хардкор, а какой-нибудь Тор 4 это низкосортное зрелище. Хотя вот лично я считаю, что фильм нужно оценивать по тому жанру, к которому он относится, и Тор 4 по моему личному мнению отличный фильм, который веселит и развлекает, и при этом там нет проблем с боями или CGI, а даже есть классные сцены, вроде чёрно-белой битвы на астероиде со слабым притяжением и с проблесками цветов от молний и вот этого всего — очень стильно.
Тем не менее, спасибо за мнение)