test adv
,

Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть

Длительные автомобильные переезды без запасного колеса лучше не производить. Любое из установленных можно пробить в самый неожиданный момент

Ночь. На часах 2:30. Обочина дороги посреди поля. Смартфон не может найти сигнал сотовой сети. Колёса RunFlat, но одно пустое. Оказалось, даже «бронированные» шины не защищены от боковых порезов. Всему виной яма посреди дорожного полотна и свой же диск. В багажнике ни полноценной запаски, ни докатки, ни инструментов для замены. Да, задачка со звёздочкой. Кажется, сценарий маловероятный. Но опытные автомобилисты подтвердят, что на дороге может произойти всякое. После подобного происшествия неизбежно займёшься поиском если не полноценного запасного колеса, то хотя бы докатки. Верное решение.

Что собой представляет докатка для автомобиля

Докатка представляет собой облегчённую версию стандартного автомобильного колеса. Название у неё говорящее, ведь она предназначена лишь для того, чтобы «докатиться» до ближайшего шиномонтажа, произвести ремонт базовой шины, установить её на машину и продолжить движение. С одной стороны, докатка не особенно отличается от полноценного колеса с точки зрения конструкции. С другой стороны, у неё облегчённый форм-фактор, который предназначен для того, чтобы не занимать слишком много места в специальном отсеке для хранения под полом багажного отделения или в нём самом, если постоянное хранение не предусмотрено.

Диск докатки чаще всего изготавливается не из легкосплавных металлов, а из стали. У такого колеса более скромные габариты, чем у обычного, поэтому данное решение нужно для обеспечения ему необходимой прочности. Другие материалы, которые легче, но могут быть такими же надёжными в компактном формате, обычно не используются из экономических соображений. Докатка приблизительно такого же размера, как полноценное колесо, по высоте. Но она более узкая, чтобы занимать меньше места в горизонтальном положении. Соответственно, шина на докатке не стандартная, а «особенная». Она уже и, как показывает практика, не очень качественная, ведь нужна до ближайшего шиномонтажа.

Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть
У докатки куда более скромные габариты, чем у полноценного колеса | Car Insurance

По каким критериям выбирают докатку для авто

◉ Размер. При выборе докатки некоторые тут же ошибочно озадачиваются качеством резины, которая на ней используется. Как показывает практика, это не имеет большого значения, так как подобное колесо предназначено лишь для временного использования. С разболтовкой диска докатки также обычно не нужно озадачиваться, ведь в интернет-магазине или в обычной розничной точке достаточно только указать совместимость с конкретным автомобилем. А вот с размером немного другая история. Важно, чтобы он отличался от всех остальных колёс не более чем на 1 дюйм (2,54 см) в любую из сторон. Иначе сильно повысится нагрузка на ходовую часть транспортного средства.

Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть
Докатка не должна отличаться от полноценного запасного колеса по размеру более чем на дюйм | Kwik Fit

◉ Протектор. В отечественных реалиях протектор докатки желательно выбирать с претензией на всесезонный формат. Конечно, важно понимать, что у резины, которая будет использована на таком колесе, будет абсолютно другой состав, чем у обычной шины. Впрочем, данный подход позволит обеспечить приемлемое сцепление в любое время года.

Какие инструменты нужны для установки докатки

◉ Домкрат. Он необходим для того, чтобы поднять автомобиль для замены колеса. Если запаска или докатка у конкретной модели вообще не предусмотрена, что в современных компактных машинах встречается всё чаще и чаще, то и домкрата с завода быть не может. Судя по всему, производители уверены, что в случае прокола проще будет вызвать эвакуатор.

Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть
Важно обзавестись не только запаской, но и домкратом | The Home Depot

◉ Гаечный ключ. Как показывает практика, про него многие забывают. Да, его также обычно нет в комплекте, если докатка или запаска не предусмотрена. Более того, если автомобиль приобретался на вторичном рынке, лучше также проверить полный комплект инструментов, ведь предыдущий владелец может «заботливо» выложить любое из приспособлений.

◉ Ключ секреток. Если диски прикручены секретками, нужен и ключ от них. Некоторые водители берут его с собой только в том случае, когда нужно заменить зимнюю резину летней, и наоборот. Без подобного приспособления произвести самостоятельную замену колеса не получится даже при большом желании. Эту штуку вообще лучше не терять ни в коем случае.

◉ Насос или компрессор. Так как докатка, как и полноценное запасное колесо, используется достаточно редко, давление в ней явно не будет необходимым для нормального движения. Именно поэтому в случае повреждения основного колеса её придётся накачать до заявленного производителем уровня. Подойдёт или насос, или компрессор.

Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть
Компрессор — обязательный прибор для любого автомобиля

Нюансы при установке докатки и движении на ней

◉ Позиция докатки. Докатку крайне нежелательно устанавливать на ведущие колёса. Поэтому, если на переднем приводе повредилось переднее колесо, лучше всего переставить целое и установить запасное назад. С задним приводом сложнее, ведь на передние колёса приходится более высокая нагрузка, а задние толкают транспортное средство. В данном случае придётся пойти на компромисс: либо рисковать проколом докатки и жертвовать управляемостью, либо расстаться с нормальным сцеплением с дорогой. Что касается полного привода, то докатку лучше ставить назад, чтобы снизить нагрузку на неё при движении.

◉ Давление в докатке. Так как у неё заметно меньшая ширина, качать её непременно нужно до более высоких показателей. Обычно нормальное давление для докатки 4–4,2 атмосферы. Впрочем, лучше ознакомиться с маркировкой, которая должна быть указана либо на шине, либо на транспортировочной упаковке.

Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть
Рекомендации по использованию докатки обычно изображены на ней самой | Car Insurance

◉ Скорость движения. Во время перемещения на докатке важно соблюдать скоростной режим. Обычно рекомендуется не превышать 60 километров в час. Из-за возможных вопросов по управляемости двигаться на докатке нужно более осторожно. Лучше также включить аварийный сигнал, чтобы заострить внимание на себе других участников движения.

Какие плюсы и минусы у докатки против запаски

Преимущества:

⊕ Минимальные габариты. Конечно, большинство предпочитает докатку полноценному запасному колесу именно из-за скромных габаритов. Это актуально, чтобы она не занимала много места в багажнике, если стандартный отсек для хранения не предназначен или в него установлено газовое или любое другое вспомогательное оборудование.

Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть
Докатка сильно экономит пространство внутри автомобиля

⊕ Небольшой вес. Из-за того, что она заметно меньше запасного колеса, она и весит не так много. Это, пусть незначительно, но определённо положительно скажется на расходе топлива как в городском режиме, так и по трассе. Впрочем, в первом случае из-за близкого расположения шиномонтажей докатку вообще возить с собой необязательно.

⊕ Простота использования. Так как докатка заметно легче полноценного запасного колеса, её потенциально легко установить на автомобиль. Впрочем, если приходится менять расположение колёс, чтобы запасное было не на ведущей оси, то это преимущество тут же улетучивается и превращается в ощутимый недостаток.

⊕ Невысокая стоимость. Если у вас нет ни полноценного запасного колеса, ни докатки, то обзавестись последней будет куда дешевле. В этом нет ничего удивительного, ведь вещь первоначально менее качественная и материалоёмкая, поэтому ниже по себестоимости, а также по цене розничной продажи.

Недостатки:

⊖ Низкая надёжность. Докатку обычно не ставят на переднюю ось именно потому, что на неё приходится максимальная нагрузка, которую подобное колесо может попросту не выдержать. Полноценная же запаска обычно не отличается от того, во что уже «обут» автомобиль, поэтому с ней меньше вопросов.

⊖ Плохая управляемость. Из-за небольшого пятна контакта докатки автомобиль ведёт себя с ней на дорожном покрытии очень неуверенно. Более того, понижается эффективность тормозной системы, что также может быть чревато не самыми положительными последствиями. Поэтому рекомендованная скорость с докаткой и не превышает 60 километров в час.

⊖ Сбои в электронике. После установки докатки электроника автомобилей, которые ей сильно напичканы, может сходить с ума. Это особенно касается тех моделей, на которых запаска любого вида вообще не предусмотрена. Впрочем, запрет на перемещение она обычно не даёт, поэтому это не так уж критично.

Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть
Конечно, если есть возможность, лучше возить с собой полноценное запасное колесо | Wired

В общем, из-за низкой надёжности и плохой управляемости докатку стоит рекомендовать лишь для тех автомобилей, у которых нет отсека для хранения полноценной запаски или он занят дополнительным оборудованием. Если же есть куда спрятать полноразмерное пятое колесо, заморачиваться с компактным определённо не стоит.


Последнее изменение:
 

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием