Закон сохранения энергии гласит, что ничто не берётся из ниоткуда. Это утверждение справедливо и для автомобильной промышленности. В статье собрано 10 моделей, которые далеко опередили своё время. В них были впервые использованы новаторские технологии, без которых сегодня сложно представить стандартную комплектацию автомобиля.
Citroën Traction Avant (1934 год) — первый серийный автомобиль с передним приводом
До Citroën Traction Avant в автомобилях преимущественно использовался задний привод. Модель была названа в честь своей инновационной конструкции. Имя авто так и переводится: «тяга вперёд». Новаторская трансмиссия — не единственный дальновидный аспект машины, которую создал Андре Ситроен (Andre Citroen). В Traction Avant использовалась цельная конструкция, объединяющая кузов со структурными элементами, что, в свою очередь, устранило необходимость в отдельной раме. Все эти модификации привели к тому, что автомобиль стал легче. Официально модель появилась на грандиозном мероприятии в Париже 18 апреля 1934 года. Обладая независимой подвеской всех четырёх колёс, унитарной конструкцией и передним приводом, Traction Avant сразу же произвёл фурор. Он выпускался до 1957 года и стал одним из самых продаваемых автомобилей всех времён. За это время было продано 759 123 экземпляра.
AMC Eagle (1980 год) — один из первых полноприводных кроссоверов
Революционная модель, которая объединила в себе возможности внедорожника с комфортом легкового универсала. AMC Eagle стал первым полноприводным пассажирским автомобилем, который производился American Motors Corporation с 1980 по 1987 год. Считается одним из первых кроссоверов в США. Он был доступен в версиях седан, хэтчбэк, купе, универсал и кабриолет. Автомобиль оснащён 4,2-литровым двигателем AMC 16 мощностью 150 лошадиных сил и крутящим моментом 224 Нм. Модель выдерживала любые погодные условия и к тому же отличалась экономным потреблением топлива. Все эти показатели сделали автомобиль настоящей гордостью компании. За 8 лет было произведено почти 200 000 экземпляров AMC Eagle. Многие из них до сих пор сохранились в отличном состоянии.
Tucker 48 (1948 год) — максимум опций для повышения безопасности водителя
Революционный автомобиль, созданный Престоном Такером (Preston Tucker). Tucker 48, более известный как Tucker Torpedo, обладал инновационным дизайном, ориентированным на безопасность и комфорт. В то время эта модель считалась очень быстрой (разгон до сотни всего за 10 секунд), а потому Престон Такер добавил ремни безопасности и спроектировал складное рулевое колесо и ветровое стекло, которое выскакивает в случае аварии. Ещё одна особенность автомобиля — поворотная средняя фара, которую прозвали «глазом циклопа». Она меняла своё положение, когда руль поворачивался более чем на 10 градусов. Эта технология стала ключевым элементом безопасности. Такер утверждал, что «глаз циклопа» даёт драгоценные секунды, которые помогают избежать несчастных случаев. И хотя в Европе такая система уже присутствовала, в Америке она была впервые реализована в этой модели.
Infiniti Q45a (1991) — автомобиль с системой активной подвески
Infiniti Q45a — яркий пример японской роскоши из 90-х. Это был удобный автомобиль с некоторыми очень продвинутыми для того времени функциями, в числе которых — дополнительная система активной подвески. Эта технология уменьшает крены кузова при поворотах, поглощая выбоины и поддерживая ровное положение автомобиля — сейчас она предлагается в качестве стандартного оснащения на многих современных моделях. Infiniti Q45a — довольно-таки успешный автомобиль, однако его несуразный внешний вид и жёсткая конкуренция со стороны Lexus не позволили ему остаться на рынке. Отчасти продажи также не взлетели из-за слабой рекламной кампании, которая не включала реальных фотографий или информации об автомобиле.
NSU Ro80 (1967 год) — автомобиль с дисковыми тормозами на всех колёсах
При запуске NSU Ro80 была одной из самых технологически продвинутых машин в мире. В 1968 году эту модель признали европейским автомобилем года. Главной особенностью Ro80 стали дисковые тормоза на всех колёсах. Дело в том, что до этого их устанавливали только на дорогие спорткары или же автомобили класса люкс. В числе других интересных особенностей авто были полуавтоматическая трансмиссия, коэффициент аэродинамического сопротивления всего 0,355 и, конечно же, стильный и современный дизайн. Впрочем, его двухроторный двигатель, который был главным преимуществом автомобиля, стал его главным недостатком. Через 25000–50000 км он выходил из строя. Претензии потребителей по гарантии привели компанию к банкротству. NSU была вынуждена слиться с Audi. И хотя со временем удалось устранить проблему, автомобиль не смог вернуть былую славу. В 1977 году он покинул рынок. Всего было произведено 37 406 экземпляров.
Lohner-Porsche Mixte-Hybrid (1898 год) — одна из первых гибридных моделей
Сегодня гибриды — практически норма в модельном ряде почти каждого автопроизводителя. Всё больше и больше компаний используют эту 120-летнюю технологию. Да-да, всё правильно: гибридный транспорт существует уже более века. Многие слышали о гении Фердинанде Порше (Ferdinand Porsche). Когда ему было немного за двадцать, он сконструировал самый первый гибридный автомобиль в мире, максимальная скорость которого составляла 60 км/ч. Представленный на всемирной выставке в Париже Lohner-Porsche Mixte-Hybrid произвёл абсолютный фурор, заложив тем самым первый кирпичик на пути молодого инженера к будущей работе в автомобильной сфере. Год спустя Porsche добавила двигатель внутреннего сгорания для подачи энергии на генератор, который приводил в действие электродвигатели. Аккумулятор также был добавлен туда для надёжности. С тех пор дизайн Lohner-Porsche Mixte-Hybrid использовался в более чем 300 транспортных средствах. Даже эрцгерцог Фердинанд Австрийский был похоронен в катафалке Lohner, спроектированном Porsche.
Volvo 240 (1975 год) — самый безопасный автомобиль в мире для своего времени
В 60-е годы лидером продаж Volvo была серия 140. В течение восьми лет компания продала более миллиона экземпляров. Однако его преемник затмил эту популярность. Мало того, что 240 был быстрее, безопаснее и удобнее, так ещё за 19 лет было выпущено аж 2,8 млн его экземпляров. Серия дебютировала в 1975 году и включала ряд технологий, представленных в концепции Volvo VSC ESV в 1972 году. А именно: зоны деформации, рулевое колесо, предназначенное для втягивания в приборную панель в случае аварии, антиблокировочную систему тормозов и архитектуру, обеспечивающую защиту от опрокидывания. Volvo 240 также обладал передней подвеской типа Макферсон, что в то время было довольно прогрессивной конструкцией для семейного автомобиля. В 1991 году эта модель была признана самым безопасным четырёхколёсным транспортом в Америке. Последний Volvo 240 сошёл с конвейера в 1993 году.
Porsche 959 (1986 год) — суперкар, значительно опередивший своё время
В 80-х мир находился на пороге цифровой эпохи. Компьютеры становились всё более совершенными. Перемены произошли и в автомобильной промышленности. Так, немецкая компания Porsche изменила правила игры, выпустив новую модель Porsche 959. При создании этого величайшего транспортного средства были использованы передовые технологии — к нему относились как к иконе. Автомобиль разгонялся до сотни за 3,7 секунды, а его максимальная скорость составляла 317 км/ч. Все четыре колеса развивали до 450 лошадиных сил, что очень близко к характеристикам современных суперкаров. Porsche 959 был оснащён антиблокировочной системой, шестиступенчатой коробкой передач, последовательным турбонаддувом, полным приводом и магниевыми колёсами с противоскользящими шинами. За семилетний период производства автомобиль был самой технологичной моделью.
GM EV-1 (1996 год) — один из первых массовых электромобилей
EV-1 был специализированным автомобилем и не был основан на существующей бензиновой модели. General Motors создала дизайн с чистого листа. Изначально модель использовала свинцово-кислотный аккумулятор, а запас её хода составлял от 100 до 160 км. Инженеры также экспериментировали с установленными на прицепе генераторами, которые увеличили дальность поездки до 225 км. Компания разработала этот автомобиль, чтобы успокоить Калифорнийский совет, который боролся с выбросами вредных веществ в атмосферу. General Motors выпустила 1117 экземпляров и с 1998 по 2003 год сдавала их в аренду. Потребители положительно отзывались об электрокаре, однако автопроизводитель утверждал, что эти модели не приносят ему прибыли. И когда Калифорния изменила свои законы о транспортных средствах с нулевым уровнем выбросов, компания забрала EV-1 у арендаторов и уничтожила большинство из них. Этот драматический момент лёг в основу документального фильма «Кто убил электромобиль?».
Honda Insight (1999 год) — один из первых гибридных авто с технологией рекуперации
Honda представила свой экономичный гибрид Insight ещё в 1999 году. Он был запущен в то время, когда большие внедорожники, такие как Ford Expedition, активно задымляли улицы, а цены на топливо стремительно росли. Потребители мечтали о компактном автомобиле с меньшим расходом и более стремительным ускорением. Honda Insight 1999 года стала первой серийной моделью, в которой была представлена инновационная система рекуперации. То есть при резком ускорении электродвигатель помогал бензиновому, а при замедлении — перезаряжал аккумулятор. Автомобиль представлял собой ультрасовременный гибрид новаторской конструкции. Компания использовала лёгкие материалы и раму с металлическими панелями, которая поглощала и распределяла нагрузки. Honda Insight весила всего 820 кг, что стало ещё одной причиной потрясающей экономии топлива. Модель просуществовала до 2006 года. За это время было выпущено 100 000 единиц по всему миру.