adblock check

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков

В начале Великой Отечественной войны, к примеру, была идея создать летающий танк T-60 — он должен был планировать и приземляться на гусеницы

Современную армию трудно представить без танков. В основном, эти боевые машины предназначены для ведения манёвренных боевых действий — впрочем, некоторые модели создавались для иных задач. Кроме того, иногда конструкторы брали на вооружение достаточно необычные инженерные решения.

Планирующий танк с крыльями T-60

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков
Модель летающего танка Антонова | Giaoduc

Идея летающего танка появилась в 1941 году. За основу была взята лёгкая боевая машина Т-60. Предполагалось оснастить её крыльями и буксировать за самолётом, как планер. Он должен был отцепляться за 20–26 километров от цели, планировать, приземляться на собственные гусеницы, сбрасывать крылья и вступать в бой. Такая доставка бронетехники позволила бы оказывать поддержку десантникам и партизанам. Заняться проектом поручили авиаконструктору Олегу Константиновичу Антонову. Он сконструировал 18-метровые крылья по схеме биплан, от которых отходили 12-метровые балки, оканчивавшиеся хвостовым оперением. Управлялись они за счёт тросов, подведённых к месту механика-водителя. К испытаниям приступили в начале сентября 1942 года. Для облегчения с танка сняли всё вооружение, фары и оставили минимум топлива. Буксировал конструкцию бомбардировщик ТБ-З. Взлёт прошёл успешно, но на высоте 40 метров у самолёта перегрелись двигатели, и крылатый танк пришлось отцепить. Он без проблем приземлился и добрался до базы. Однако стало ясно, что буксировать танки на большие расстояния не выйдет. Жаль, но в итоге от проекта отказались.

Стреляющий гиперзвуковыми снарядами танк HSTV-L

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков
Источник фото: Facebook*-страница Charlie Webb

Этот американский танк разрабатывался для применения в локальных конфликтах по всему миру. Ставка делалась на высокую живучесть при малой массе и гиперзвуковую пушку с автоматической перезарядкой с начальной скоростью снаряда порядка 3000 м/с. Также с ней был спарен пулемёт калибра 7,62 мм — ещё один устанавливался у башенного люка и управлялся автоматически. Прототип построили в 1979 году. На то время машину оснастили по последнему слову техники. Любой из трёх членов экипажа мог вести стрельбу из основного орудия. Рабочее место каждого оборудовали дисплеями, на которые можно было вывести изображения с одного из двух тепловизоров, задней камеры обзора, расчётные данные для стрельбы. Из-за малой высоты корпуса и башни танкисты размещались полулёжа. Командир мог искать цели с помощью независимого прицела — за их поражение отвечал наводчик. Данные для прицеливания вычисляла электроника — она анализировала показания лазерного дальномера и датчиков атмосферных параметров. Испытания опытного образца начались в 1982 году и продолжались 10 лет. В итоге танк в серию так и не пошёл.

Пятибашенный советский танк Т-35

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков
Источник фото: Akcentry

Тяжёлый советский пятибашенный танк. Это — единственная в мире бронемашина такой компоновки, производившаяся серийно. С 1933 по 1939 года было выпущено 59 экземпляров. Бронирование корпуса в разных местах колебалось от 20 до 30 мм, что защищало от крупнокалиберного стрелкового оружия, но не от противотанковых снарядов. На основной башне устанавливалось орудие калибром 76 мм. На нижнем уровне, спереди и сзади, располагалось по одной вспомогательной орудийной башне и по одной пулемётной. Изначально устанавливались дополнительные пушки калибра 37 мм, в более поздних версиях — 45 мм, со спаренными пулеметами 7,62 мм. Ещё два таких же стояло в основной башне и по одному — в пулемётных. Экипаж насчитывал от 9 до 11 человек. Т-35 демонстрировался на парадах как символ военной мощи СССР, но к началу Великой Отечественной войны морально устарел. Из-за плохого технического обслуживания в начальный период боевых действий многие машины этого типа вышли из строя по техническим причинам. Танкисты вынуждены были их бросить, предварительно сняв прицелы и лёгкое вооружение.

Огнемётный танк Churchill Crocodile

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков
Источник фото: Hell on Wheels

Огнемётный вариант британского танка Churchill. В 1943 году для него разработали систему Crocodile. Под днищем стандартной машины прокладывалась труба, ведущая к распылителю, который устанавливался в передней части корпуса вместо пулемёта. Таким образом у танка сохранялась и пушка калибром 76 мм. Топливо подавалось из бронированной колёсной цистерны, буксируемой за танком. С трубопроводом она соединялась подвижной металлической муфтой. 1800 литров горючего хватало на 81 секунду работы огнемёта. Он бил на расстояние до 110 метров. Система требовала сложного обслуживания. Для нормальной работы в ёмкости должно было быть высокое давление, однако оно постепенно снижалось, поэтому заправка производилась незадолго до боя. Топливо заливалось из стандартных бочек, и весь процесс занимал полтора часа. Тем не менее огнемётные танки хорошо показали себя при штурмах укреплений как во время Второй мировой войны, так и в корейском конфликте.

Подъёмный танк в форме насекомого Praying Mantis Tank

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков
Источник фото: ultravanillasmurf

В переводе название танка означает «Богомол», что вполне соответствует его необычному внешнему виду. Машина на гусеничном шасси оснащалась коробчатым корпусом, который мог подниматься под углом. В нём размещался экипаж. Снаружи располагалась пулемётная турель с дистанционным управлением. Прицеливание осуществлялось через перископический прицел, наведение — с помощью специального механизма. Это позволяло безопасно поднять пулемёт над стеной или невысоким укрытием почти на 4 метра. Разработка началась в 1940 году в Великобритании. Поскольку тогда существовала угроза высадки немцев на островах, такая машина считалась востребованной. Однако у первого прототипа был ряд технических недостатков. А главное — экипаж состоял из одного человека, который был и водителем, и стрелком. Такая нагрузка плохо сказывалась на работоспособности. В модифицированной версии исправили недочёты, увеличили экипаж до двух человек. Но приходилось им несладко, поскольку «Богомол», особенно в поднятом положении, сильно раскачивало при движении. Несмотря на это, испытания завершились успешно, но они затянулись до 1943 года, когда надобность в такой технике отпала.

Особенный колёсный танк Mine Exploder T10

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков
Источник фото: Military vehicles

В 1944 году американцы столкнулись с обширными полями немецких мин. Чтобы быстрее проводить разминирование, решили пойти по пути других стран и разработать минные тралы. Одним из таких проектов стал Mine Exploder T10 на основе среднего танка Sherman. Слегка видоизменённый корпус серийной модели поставили на три огромных колеса. Они выполнялись из металла и отличались решётчатой конструкцией. Передние, диаметром более 2,4 метра и шириной почти в 93 сантиметра, приводились в действие цепной передачей. Сзади располагался каток поменьше — 1,8 метра в высоту. Он оснащался собственным приводом. В совокупности это позволяло протралить полосу шириной более 3,8 метра. Предполагалось, что мины будут взрываться под весом машины. Управлялась она дистанционно — по радиоканалу. Правда, высокой скоростью не отличалась — при тралении она составляла 3 километра в час, а на дороге повышалась до 11. Аппарат получился тяжёлый. Из почти 52,8 тонны общего веса более половины приходилось на ходовую часть. Это и решило судьбу модели. Выходя на мягкий грунт, трал начинал проседать и зарываться в землю на половину диаметра колёс. Проект пришлось закрыть.

Собранный из трактора танк Tracklayer Best 75

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков
Источник фото: Just A Car Guy

Первый прототип американского танка. Разработан в 1917 году. Некоторые историки полагают, что он появился под влиянием сообщений об успешном применении подобной техники англичанами. Конструкторы решили не тратить время на разработку специальной машины, а взяли за основу хорошо зарекомендовавший себя трактор Holt 75 образца 1909 года. Он обладал бензиновым двигателем в 75 лошадиных сил и развивал скорость до 5 километров в час. Сзади располагалась гусеничная ходовая часть, а спереди колесо — с помощью него осуществлялись повороты. Первый вариант танка оснастили небронированным коробчатым корпусом. Он показал отвратительные результаты на испытаниях и был отвергнут. Второй экземпляр, также из небронированного железа, напоминал формой перевёрнутую вверх дном лодку с башней на корме. В ней размещалось две пушки калибром 37 мм. Предполагалось, что острая форма носа поможет преодолевать проволочные заграждения. Машина также оказалась непрактичной, но отдел пропаганды армии США использовал её на учениях и сделал серию снимков. Фото растиражировали, чтобы показать боевую мощь, но сам танк на вооружение не приняли.

Невероятно тяжёлый танк «Объект 279»

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков

Тяжёлый советский танк с массой в 59,2 тонны. Благодаря особенностям конструкции, оказывал на почву такое же давление, как и лёгкие бронемашины. Всё потому, что вместо двух гусениц у него было четыре — их равномерное расположение под всем корпусом не позволяло сесть на брюхо во время преодоления препятствий. Кроме того, это обеспечивало повышенную проходимость по снегам и заболоченной местности, а также возможность действовать в труднодоступных для других танков местах. При этом броня у прототипа была в два раза толще, чем у остальных машин этого класса — в передней части она достигала 269 мм. Вдобавок корпус и башня обшивались тонколистовыми противокумулятивными экранами. В совокупности это защищало от поражения бронебойным снарядом калибра 122 мм или кумулятивным — 90 мм. Тысячесильный двигатель позволял развивать скорость до 55 км в час. Вооружение состояло из 130 мм пушки и спаренного с ней 14,5 мм пулемёта. Единственный экземпляр был построен в 1959 году. Испытания показали, что ремонт четырёхгусенечной ходовой части в полевых условиях очень сложен — кроме того, сопротивление повороту было в 12 раз больше, чем у двухгусеничных моделей. В серию машина не пошла.

Танк-скелет — Boirault machine без брони

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков
Источник фото: Dnpmag

Это французское изобретение предназначалось для преодоления противопехотных укреплений. Опытный образец построили в 1915 году — за год до официального появления первого танка. Тем не менее эту машину принято называть танком без брони. Единственная шестисекционная гусеница вращалась вокруг отсека с двигателем и местом водителя. Крутящий момент передавался от мотора мощностью 80 лошадиных сил сложной системой цепей и тяг. Максимальная скорость первого образца достигала 1,6 километра в час. Медлительность и уязвимость дополнялись трудностями в изменении направления движения. Чтобы повернуть, нужно было остановиться, поднять машину на домкратах и развернуть в нужную сторону. При этом не более чем на 45° за раз. После отказа оборонного ведомства конструктор внёс изменения. Аппарат смог разворачиваться с радиусом в 100 метров — то есть, о манёвренности речь по-прежнему не шла. Кроме того, скорость упала до 1 километра в час. Несмотря на то, что прообраз танка успешно преодолел полосу колючей проволоки шириной 8 метров и двухметровую траншею, военные на вооружение его не приняли.

Двухствольный танк VT1-1 без поворотной башни

Летающий танк и машина-скелет. 10 самых необычных в истории танков

Этот немецкий танк разрабатывался как альтернатива Leopard 2, который создавался в то же время. Считалось, что классическая схема себя изжила, и нужно искать новые подходы. Машину решили сделать без башни и с двумя пушками, расположенными ближе к бортам в передней части. По мнению конструкторов, только так можно было добиться значительного увеличения огневой мощи. В 1972 году изготовили опытный образец. VT1-1 оснастили двумя нарезными пушками калибра 105 мм. Они заряжались автоматически и могли наводится в вертикальной плоскости — для наводки по горизонтали нужно было разворачивать весь корпус. Орудия разместили с небольшим схождением друг к другу, поэтому на расстоянии в полтора километра их линии прицеливания пересекались. Стрельба с места дала хорошие результаты. Но на ходу точно стрелять не получалось — кроме того, при выстреле из одного орудия отдача немного разворачивала танк. А стрелять из двух пушек одновременно не позволяла прочность конструкции. Проект сначала приостановили, а потом закрыли.

* Деятельность Meta* (соцсети Facebook* и Instagram*) запрещена в России как экстремистская.

nickgric
Пользователь
1 комментарий
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
FanOfGadgets 3 года
Спасибо за интересную статью