adblock check

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне

Если подойти ближе к любому большому судну, можно увидеть разные символы, содержащие важную информацию

Подойдя впритык к контейнеровозу в заливе Сан-Франциско, буксир напоминает щенка, преследующего огромный грузовик с восемнадцатью колёсами. Когда оба судна находятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга, помощник капитана корабля бросает трос. Теперь буксир может толкать и тянуть его в пределах залива. Крупные суда не могут быстро замедляться или маневрировать самостоятельно — они предназначены только для движения по прямой линии.

Экипажи буксиров регулярно сталкиваются с тем, что могут видеть лишь некоторые из нас. Они легко определяют размер, форму, предназначение и особенности судна, моментально расшифровывая таинственные цифры, буквы и символы, изображённые на корпусе корабля. Для людей, которые далеки от этой профессии, данные метки выглядят как иероглифы. Но для тех, кто в теме, они могут много чего рассказать о конкретном судне и судоходной отрасли в целом.

Морские и океанские суда перевозят более 80% товаров со всего мира, это более 90 тыс. грузовых кораблей, курсирующих в международных водах. Танкеры, сухогрузы и контейнеровозы — самые крупные движущиеся объекты на Земле — являются наиболее важными видами транспорта на сегодняшний день. Они перевозят миллиарды тонн груза ежегодно — от контейнеров с автомобилями и различными товарами до сырой нефти.

Те, кто работает в портах или на воде, имеют отличную возможность наблюдать за происходящим, но лучший вид открывается с буксиров.

«Борта кораблей красивы по-своему. Как только у меня появляется возможность, я достаю камеру», — говорит фотограф Дэвид Уэбстер Смит (David Webster Smith), который работает техником на буксире в Сан-Франциско.
Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
На корме большинства кораблей есть определённые метки, по которым их идентифицируют

Часто метки изображены в одном и том же порядке: владелец судна, название, порт (или «флаг») и номер Международной морской организации (ММО). В частности, корабль на фото выше называется Mexico City, принадлежит American President Lines (APL) и плавает под флагом Сингапура. Владелец, название и флаг могут меняться на протяжении всего срока службы корабля, однако номер ММО остаётся неизменным в соответствии с международным морским договором. Подобно номерам транспортных средств, ММО помогает предотвращать различного рода мошенничество и предоставляет полную историю корабля. Кстати, эти жёлто-зелёные кругляшки на тросе устанавливают в качестве защиты от крыс, они не дают грызунам забираться с дока на канат и затем на судно.

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Корабль южнокорейской компании Hanjin указывает принадлежность к Панаме

Более 70% коммерческих судов в мире плавают под так называемым «флагом удобства». Это означает, что судно зарегистрировано в другой стране и плавает под её флагом. Обычно так практикуют, чтобы снизить расходы, обойти налоги или избежать более строгих стандартов безопасности страны владельца. Самым популярным «флагом удобства» является Панама, а также Либерия и Маршалловы Острова. Сборы, которые компании платят за использование флагов этих стран, существенно ниже. Есть ещё одна важная деталь об этом судне. Члены экипажа на верхней палубе — это на самом деле манекены, переодетые в моряков. Их главная задача — заставить пиратов думать, что кто-то всегда находится на страже.

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Эти метки называются линиями водоизмещения

Такая маркировка указывает на максимальную грузоподъёмность или максимальный вес, который судно может перевозить. Идея была предложена членом парламента Великобритании Сэмюэлем Плимсоллом (Samuel Plimsoll) в 1876 году. Он был обеспокоен потерей судов и членов экипажей из-за перегрузки, поэтому выступил инициатором закона, который обязывал наносить с обеих сторон маркировку в виде круга с горизонтальной линией посередине. «Линия Плимсолла» указывала на уровень воды, до которого судно может быть безопасно загружено. Этот символ распространился по всему миру, а со временем к нему добавили дополнительные метки.

Буквы по обе стороны от круга обозначают орган регистрации судна. AB — это Американское бюро судоходства, одно из 12 членов Международной ассоциации классификационных обществ, которая устанавливает и поддерживает стандарты безопасности для более чем 90% грузовых судов в мире. Отметки и буквы справа от круга указывают на максимальные загрузки при разных климатических условиях. Морская вода с высоким содержанием соли плотнее пресной воды, холодная вода плотнее тёплой. Поскольку плотность влияет на плавучесть судна, различные условия требуют разных линий водоизмещения. «W» означает максимальную грузоподъёмность в морской воде зимой, «S» — в морской воде летом, «T» — в тропической морской воде, «F» — в пресной воде, а «TF» — в тропической пресной воде, например, в реке Амазонка.

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Данный корабль имеет так называемый выступающий нос

Вопреки своему неуклюжему виду, такая особенность конструкции корпуса судна фактически снижает сопротивление при движении, увеличивая скорость и эффективность использования топлива. Белый символ, похожий на цифру «5» без верхней палочки, предупреждает буксиры о наличии выступающего носа, который при определённых условиях может находиться полностью под водой. Это важно, чтобы избежать столкновения при маневрировании вокруг корабля.

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Подруливающее устройство (Bow Thruster)

Белый круг с «X» внутри сигнализирует о наличии подруливающего устройства — дополнительного механизма, установленного в носовой части судна, который помогает кораблю перемещаться боковым ходом. Очень полезно при заходе в порт.

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Цифры, размещённые вертикально в ряд, — это линии осадки судна

Метки, обозначающие уровень воды относительно корпуса судна. Например, если вода поднимается до отметки «10», это означает, что 10 метров корпуса находится под водой. Кроме того, линии осадки помогают определить, насколько судно загружено или накренено. Слева от них могут быть разные варианты символа выступающего носа. «BT|FP» сообщает о расположении подруливающего устройства — между балластным отсеком (BT) и носовой частью (FP). Эта информация важна для капитана буксира, чтобы избежать турбулентности.

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Два буксира подходят к танкеру с нефтью у моста Ричмонд-Сан-Рафаэль

Это фото сделано с третьего буксира, который приближается к судну по направлению белых стрелок, указывающих на «чоки». В них размещаются маленькие металлические столбики («битсы»), используемые для временного закрепления тросов во время швартовки, буксировки или различных грузовых операций. «SWL 50t» означает, что безопасная рабочая нагрузка для каждого столбика составляет 50 тонн. Как только буксир привязал к нему трос, он не может оказывать тяговое усилие свыше 50 тонн, помогая судну тормозить или маневрировать при заходе в порт.

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Это не птичьи гнёзда, ржавеющие на морском воздухе, тем не менее их называют «гнёздами для голубей»

Такие отверстия являются частью внутренней лестницы, которая позволяет морякам подниматься вверх по боковой части баржи. В отличие от грузовых судов, плоские баржи не оборудованы собственным двигателем, их обычно буксируют. При этом у них часто нет постоянного экипажа, поэтому иногда приходится кому-то заходить на баржу, чтобы бросить трос рабочему на причале. «Гнёзда для голубей» упрощают эту задачу.

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Работа по окраске судна не сводится к созданию эффектного внешнего вида или узнаваемого бренда

Двухцветный эффект ближе к ватерлинии, как на фото выше, имеет другое значение, нежели визуальное выделение. Дело в том, что у краски ниже иной химический состав, он более устойчивый к воздействию воды, а также защищает корпус корабля от слизи, водорослей и моллюсков, которые цепляются на судно. Последний момент, к слову, очень важный, поскольку может привести к так называемому биофаулингу — процессу нарастания и развития живых организмов на подводной части судна. Это увеличивает сопротивление, замедляя ход судна и увеличивая расход топлива до 40%. Организмы, прикрепленные к корпусу, часто переносят чужеродные виды, которые могут влиять на местные экосистемы. Для избавления от этих «попутчиков» судно направляется в док для механической очистки или промывки под давлением.

Здесь на помощь приходят профилактические меры, одна из них — антифулинговая краска. На ранних этапах она содержала медь и даже мышьяк, которые эффективно уничтожали организмы, но при этом также загрязняли воду. Современные антифулинговые покрытия более экологичные. Вдобавок исследователи постоянно разрабатывают новые решения, например, покрытие, имитирующее кожу акулы (как известно, акулы редко обрастают моллюсками, в отличие от некоторых китов).

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Белый прямоугольник с жёлтой окантовкой — это специальный маркер для лоцмана

Прямоугольник указывает, где находится место посадки на судне. Лоцман является экспертом, который специализируется на безопасном ведении судна через опасные водные пути или вход в порт. Лоцман добирается до него на небольшой лодке, взбирается по свисающей веревочной лестнице и берёт на себя управление. В момент подхода лодки к судну лестница часто ещё не спущена в воду, поэтому маркер является визуальным ориентиром, куда следует плыть. Хаотичные белые полосы на красном фоне — это следы столкновений судна с буксирами, доками и различными инфраструктурными элементами по бокам каналов.

Тайный язык кораблей. О чём говорят символы и знаки на судне
Лоцман забирался на борт этого судна, используя две лестницы

Сначала лоцман поднимается по верёвочной, которую иногда называют лестницей Иакова (отсылка к Библии, когда Иаков видел во сне лестницу, соединяющую небо и землю). На полпути он переходит на относительно безопасную палубную (посадочную) лестницу. Иногда лоцман обходится только веревочной лестницей. Согласно регламенту Международной морской организации (IMO), если расстояние от уровня воды до палубы превышает 9 метров, судно должно развернуть палубную лестницу. Подниматься на веревочной лестнице свыше 9 метров — довольно долгий и опасный процесс, особенно в сложных морских условиях. После того, как лоцман сделал свою работу на судне, он может использовать специальный безопасный трос, чтобы спуститься в свою лодку. Такой трос имеет дополнительную опору и помогает сохранять равновесие. Таким образом, лоцман меньше подвергается риску быть зажатыми между судном и лодкой.

Это перевод статьи Hakai Magazine.

Svidetel Svidetel
Автор
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...