Долгожданный научно-фантастический эпик от самого Зака Снайдера, снявшего «300 спартанцев», «Хранителей» и ещё несколько хороших фильмов. Однако главной его заслугой является преданная фан-база, благодаря давлению которой студии Warner Bros. в своё время пришлось вкладываться в досъёмки «Лиги Справедливости», чтобы выпустить её режиссёрскую версию. В 2021 году Снайдер снял для Netflix «Армию мертвецов», ставшую хитом на сервисе и породившую несколько спин-оффов. Стриминговый гигант доверился режиссёру и позволил снять любое кино на своё усмотрение. Выбор пал на «Мятежную луну». Почему именно эта история, получилось ли у Снайдера удивить зрителей и нужно ли было это вообще снимать? Давайте разбираться вместе.
Немного предыстории
Зак Снайдер в юношестве фанател от «Звездных войн», а также от знаменитой картины Акиры Куросавы «Семь самураев». Японская лента на самом деле повлияла на всю киноиндустрию, ведь её ремейки («Великолепная семёрка», «Самурай 7») начали снимать сразу после её выхода в 1954 году и делают это по сей день. Более того, сюжетная завязка фильма (о том, что есть условные крестьяне, которых угнетают условные бандиты, и чтобы их защитить, собирается группа искусных воинов) использовалась в бессчетном количестве работ («13-й воин», «Битва за пределами звёзд» и даже мультфильме Pixar «Приключения Флика»). Поэтому Снайдер подумал, почему бы ему не написать свою версию «Семи самураев» в сеттинге «Звёздных войн».
В начале 2010-х годов сценарий был готов и режиссёр представил своё видение Lucasfilm. Однако студии тогда было не до спин-оффов, ведь она занималась слиянием с Disney. А после реорганизации боссы «мышиной» компании отложили проект Снайдера на полку. Возможно, им просто не понравилась такая идея (ведь «Звёздные войны» и так много позаимствовали из самурайской философии и прямое сравнение им было ни к чему). С другой стороны, уже в 2016 году вышел «Изгой-один», который, очевидно, также вдохновлялся японской лентой. Что же не понравилось Disney? Знали ли они тогда, что фильм не выйдет? И почему тогда Netflix дал добро на съёмки сразу двух частей?
Обзор «Мятежной луны»
Не думаю, что есть резон разбирать полную бессмыслицу, происходящую в фильме, во всех деталях. Поэтому, для понимания ситуации, кратко пройдёмся по сюжету. В каком-то очень отдалённом будущем галактикой правит безымянный король, которого убивают ещё до начала истории. Власть берёт в свои руки один из сенаторов, нарекая себя регентом мёртвого короля. Где-то на окраине галактики зарождается революционное движение. Боевой дредноут (огромный космический корабль) во главе с адмиралом Ноблом прибывает на луну Велдт, как раз во время своей миссии по нахождению и уничтожению повстанцев. Они в духе самых злых злодеев требуют от местных отдать все запасы пищи, начинают насиловать, убивать и так далее. Тогда женщина по имени Кора решает, что вместо урожая для Нобла она соберёт отряд воинов для помощи в обороне деревни.
Всё это подаётся ужасно скучно. Начнём с главного. В историях в духе «Семи самураев» ключевую роль отыгрывают персонажи и динамика между ними. В «Мятежной луне» под конец двух часов с трудом можно вспомнить имена всей семёрки. Некоторых героев представляют буквально за несколько минут в какой-нибудь бессмысленной сцене и больше они не принимают никакого участия в истории. Никакой динамики между участниками команды нет вообще. За весь фильм внутренний диалог между командой был показан только один раз, и тот в преддверии «вот это поворота». Да и вместо финальной битвы в защиту деревни (которой здесь, очевидно, не будет, ведь это первая часть) здесь какая-то невнятная драка, в которой большинство героев, опять-таки, не участвует.
И раз уж разговор зашёл о битвах, то единственное, что можно о них сказать, — слоумо. Начинается драка — слоумо, происходит взрыв — слоумо, кто-то прыгает, чтобы нанести эпический удар в полёте, — слоумо, буквально каждый выстрел в этом фильме смонтирован в СЛОУМО. В «Мятежной луне» нет ни одной нормальной экшен-сцены без использования этого приёма. Фильм где-то к середине уже сложно смотреть, когда каждый взмах чьего-то плаща сопровождается замедлением времени. Уверен, что если убрать из ленты всё слоумо, то её хронометраж сократится минут на тридцать.
Глупость сценария также зашкаливает. Удивительно, что если в Голливуде текст пишут более десяти лет, то он становится только хуже (привет «Аватару 2»). Кора говорит в одном из своих воспоминаний: «Нас учили, что любовь — это слабость». Через сорок минут фильма она же: «Нас заставляли найти себе партнёра, ради которого хотелось бы умереть на войне». Занавес. В фильме появляется робот, о котором зрителю ничего не рассказывают, как его сделали, как он функционирует, по каким правилам живёт. Он — боевая машина, прожившая кто знает сколько лет, видавшая всё, но первая встречная крестьянка вселяет в него какие-то буддийские мысли, заставляющие его уйти в паломничество. Злодеи выглядят как карикатурные немцы из 40-х годов.
В этом фильме плохо буквально всё. Актёрам практически нечего играть. Кроме того, София Бутелла явно не вытягивает главную роль. Кстати, такое впечатление, что героиню писали под мужского персонажа, а её спутника — под женского, и заменили только на съёмках, ведь они тоже кажутся типичными «героем и его спутницей». Только вот разбираться с делами и отбиваться от пьяниц в баре приходится Коре, а её напарник просто ходит рядом. Приключения в ленте тоже отсутсвуют. Более того, несмотря на то, что герои посетили штук 5-6 планет, зритель этого может и не заметить, ведь в «Мятежной луне» всего два вида цветокора: серо-желтый и чёрно-синий.
Вывод: точно не новые «Звёздные войны»
Фильм Зака Снайдера «Мятежная луна» получился действительно эпическим… Эпически провальным. Полное отсутствие личности у всех героев, взаимодействия между персонажами, ощущения приключения, нормального экшена, логики. Зато присутствуют карикатурные злодеи, бессмысленные сцены с персонажами, которых больше не будет в сюжете, а также невероятные дозы слоумо. Снайдеру удалось удивить даже своих фанатов, у которых появился резонный вопрос: «Стоит ли вообще ждать вторую часть или лучше больше никогда не возвращаться к этой вселенной»? Лично мне кажется, что «Мятежная луна» — это абсолютная потеря времени, денег и ментального здоровья.