Заблудиться в лабиринте настроек современного телевизора — плёвое дело. Производители добавляют безумное количество отдельных параметров и комплексных предустановок даже в среднебюджетные модели. Это «беспощадный» маркетинговый ход, который повышает значимость каждого подобного устройства в глазах потенциальных пользователей. Впрочем, важно понимать, что многие из подобных параметров не просто бесполезны, но и существенно понижают качество изображения на экране телевизора. Особенно странно выглядит эффект HDR для обычного изображения, но портит картинку не только он.
1. Эффект HDR для обычного изображения
HDR — крайне понятный приём, особенно в статике. Чтобы его добиться, фотограф берёт три кадра с разным уровнем экспозиции и объединяет в одно изображение, меняя прозрачность разных участков каждого слоя. На выходе получается картинка без пересветов и слишком тёмных участков — добиться подобного результата без HDR может быть невозможно из-за аппаратных ограничений. Под съёмкой видео в HDR обычно понимают использование широкого диапазона цветов — от 10 бит и больше. Чтобы показывать такой контент, телевизор должен, как минимум, обладать соответствующей матрицей. Но на деле на панели без поддержки HDR обычно отображается низкокачественный контент с накрученными яркостью и контрастом — это маркетологи и называют эффектом HDR. Очевидно, картинку он только портит.
2. Слишком высокая или очень низкая яркость
Под яркостью телевизионного экрана производители обычно подразумевают интенсивность тёмных участков изображения. Если сама по себе панель правильно отрегулирована уже с завода, трогать данный параметр крайне нежелательно. Дело в том, что слишком высокая яркость может сделать картинку плоской или размытой, а чрезмерно низкое значение этого показателя приведёт к потере деталей в тенях и просто тёмных частях видео. Да, в большинстве телевизоров ползунок яркости управляет совсем не этим показателем. Более того, грань между чрезмерно высокой и слишком низкой «яркостью» еле ощутима. Впрочем, если всё же хотите её отрегулировать, включите фильм с обилием тёмных сцен, опустите параметр до минимального значения и поднимайте до тех пор, пока в самых мрачных уголках картины не будут видны задуманные автором детали.
3. Чрезмерный или сильно заниженный контраст
С контрастом на экране телевизора ситуация приблизительно та же, что и с яркостью. Разница лишь в том, что конкретно этот параметр регулирует интенсивность светлых участков картинки. Чрезмерно высокий уровень данного показателя при этом приведёт к потере деталей в облаках, на снегу и в других светлых областях. Слишком же низкий уровень яркости сделает картинку тусклой и даже плоской. Если телевизионный экран правильно откалиброван, контрастность лучше вообще не трогать. Впрочем, если руки чешутся, можно выбрать максимально яркий ролик, повысить соответствующее значение до предела, а потом опускать его до тех пор, пока детали в светлых участках не окажутся максимально различимыми. Проделать это лучше несколько раз и с разными видеозаписями.
4. Некорректная интенсивность подсветки
Именно интенсивность подсветки телевизора можно считать его яркостью в привычном понимании. Когда заходит речь о качественном брендовом телевизоре, трогать этот показатель стоит далеко не всегда. Слишком высокий уровень подсветки может напрягать глаза и даже вызвать головную боль. Низкий же показатель сделает изображение слишком тусклым. Обычно современные телевизоры подстраивают интенсивность подсветки под окружающие устройство условия внутри помещения. Если же это не предусмотрено, регулировать соответствующее значение лучше лишь в пределах разумного и только при существенных изменениях окружения.
5. Использование увеличения резкости
Резкость — ещё один бесполезный регулятор, который готов моментально испортить изображение на экране телевизора. Он искусственно выделяет края объектов. При сильно высоком значении добавляет явно лишний ореол ко всем тонким линиям на картинке, а ещё фактически стирает важные детали. Уровень резкости лучше всего держать на базовом значении. Впрочем, важно понимать, что далеко не на всех телевизорах его значение равняется нулю. Иногда резкость ниже определённой цифры искусственно занижается, делая изображение слишком мыльным. Чтобы картина была максимально чёткой, сам по себе контент должен быть действительно качественным. Если у вас 4K-телевизор, запустите на нём ролик в нативном разрешении, и в любых дополнительных регулировках отпадёт всякий смысл.
6. Изменение баланса цветов и оттенков
Экран телевизора должен быть отрегулирован по цветам и оттенкам ещё на заводе, поэтому делать это вручную нет никакого смысла. Да и подобные параметры, как показывает практика, есть далеко не на всех современных моделях — они считаются пережитком аналогового телевещания. Баланс оттенков должен быть максимально нейтральным, чтобы не ломать придуманную создателями контента цветовую схему.
7. Коррекция баланса белого или температуры
Баланс белого, который некоторые производители телевизоров иногда также называют температурой, — ещё один параметр, который лучше держать в базовом положении. Дело в том, что отклонение в любую из сторон может добавить на картинку либо синий оттенок, либо красный. Цветовая температура изображения — вообще, очень непростой вопрос. Дело в том, что мозг обычно привыкает к конкретным настройкам телевизора, поэтому любое отклонение может казаться очень странным достаточно продолжительный промежуток времени. Лучше держать данный показатель в стандартных пределах — тогда ролики не будут выглядеть как-то не так даже для ваших гостей, с которыми вы решили посмотреть интересный фильм на большом экране своего домашнего телевизора.
8. Неверная интерполяция или сглаживание
С помощью сглаживания или интерполяции некоторые модели современных телевизоров создают для видео дополнительные кадры, которые, по идее, должны сделать картинку более плавной. На деле при увеличении данного показателя картинка часто становится достаточно мыльной и неестественной. Поклонники современного кино явно не будут довольны подобным эффектом, поэтому с большой вероятностью отключат его сразу после покупки.
9. Игровой режим в интенсивном исполнении
В последнее время на телевизорах всё чаще появляется игровой режим. Он предназначен для сокращения задержек в максимально динамичных развлечениях — особенно многопользовательских шутерах. С помощью игрового режима получится уменьшить данный показатель на несколько миллисекунд, что вряд ли будет заметно в обычной жизни, но в состязаниях онлайн может сыграть первостепенную роль. Чтобы сократить задержку, на телезоре отключается любая обработка изображения — даже вполне полезная и действенная. Поэтому за пределами виртуальных развлечений игровой режим лучше не использовать — особенно в качественных современных фильмах.
💡 Любопытно, что многие современные телевизоры интеллектуально понимают, когда используются вместе с игровыми консолями, поэтому автоматически включают и выключают соответствующий режим без ведома пользователя. Это очень удобный и вообще наиболее оптимальный вариант.