adblock check

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы

Разберу по косточкам, почему водородным автомобилям все еще не удалось обойти электрокары

Совсем недавно на рынке автомобилей появились машины на электричестве и водороде, которые тут же начали конкурировать друг с другом.

Зачем они нужны людям? Поклонники и производители говорят, что эти автомобили более экологичны, экономичны и не зависят от нефти, запасы которой на Земле конечны.

Но в чем разница этих видов автомобилей? Какой из них лучше и перспективнее? Расскажу в этой статье.

Принцип работы двигателей

Первое и ключевое отличие водородных автомобилей от электрокаров — то, как они приводятся в движение. Чтобы понять это, нужно узнать устройство двигателей.

В электромобилях энергия для двигателей берется от батареи, соединяющейся устройством под названием инвертор — оно отвечает за преобразование постоянного тока в переменный и наоборот. Первый вариант характерен для ситуаций, когда водитель жмет на педаль газа и батарея подает питание на двигатель, второй же — когда автомобиль продолжает движение без «газа». 

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Инвертор электродвигателя | trauto.ru

Преобразование переменного тока в постоянный с помощью двигателя автомобиля называется рекуперацией и позволяет немного подзаряжаться на ходу и экономить энергию батарей.

При необходимости инвертор может регулировать мощность переменного тока на двигатель, а также может менять фазы для езды задним ходом.

Что касается самого двигателя, то в нем нас интересуют подвижная (ротор) и неподвижная (статор) части. Автомобиль приходит в движение, когда на статор подается электрический ток и он образует магнитное поле, заставляющее ротор вращаться и преобразовывать электромагнитную энергию в механическую.

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Устройство электродвигателя Volkswagen MEB APP550 | trauto.ru

В зависимости от конструкции конкретного двигателя ток может быть либо однофазным, либо трехфазным, но самый распространенный вариант — именно второй.

Водородный двигатель похож на своего конкурента тем, что тоже использует электроэнергию для того, чтобы привести мотор в движение. Схема мотора там одинакова — та же схема с ротором и статором. Однако есть важное отличие — в том, откуда двигатель берет на это энергию.

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Схема работы водородного двигателя | РБК

В водородных двигателях есть топливный элемент, внутри которого расположен анод и катод. Водород из бака вместе с кислородом из воздухозаборника подают в камеру, после чего с помощью анода и катода оба вещества вступают в электрохимическую реакцию. В результате реакции образуются водяной пар (который отводится из камеры) и электроэнергия, которая и подается непосредственно на статор.

Демонстрация принципа работы двигателя на водороде | Toyota Europe

Издержки при производстве

Про «зеленый» транспорт принято говорить, что он меньше вредит экологии, чем традиционные бензиновые и дизельные автомобили.

Однако это не так. Во время производства электрокаров в атмосферу выбрасывается аж на 63% больше углекислого газа, чем при производстве традиционных автомобилей.

Кроме того, сторонники экологии нередко игнорируют ущерб окружающей среде при добыче материалов для производства литий-ионных батарей.

Особенно острой эта проблема стала для Африки, природа которой быстро разрушается из-за добычи лития, никеля, кобальта, марганца и палладия.

Водородные двигатели меньше зависят от редкоземельных и драгоценных металлов, но тоже не могут обойтись без них — как минимум, потому что при создании катодов и анодов в топливных элементах часто используется платина.

Добычу самого водорода тоже не получится назвать экологичной — для этих целей нередко используют метан (нефтепродукт) или кокс — не самые безобидные способы для любителей уменьшить углеродный след человека.

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Схемы добычи водорода | Коммерсантъ

Что до стоимости самого производства, то водородные автомобили будут дороже. В отличие от электромобилей, которым помимо самого двигателя нужны лишь инвертор и большая батарейка, водородному автомобилю нужна сложная система с подачей отдельно водорода и воздуха, топливным элементом и системами отвода продуктов электрохимической реакции.

Мощность

Если брать автомобили, которые будут полезны и доступны обычному человеку, то оба варианта будут идти наравне. И электрокары, и водородные автомобили имеют модели, имеющие под капотом от 100 до 400 «лошадей» и даже больше.

Однако если посмотреть на то, каких максимальных показателей удалось добиться от обеих компоновок, то можно увидеть, что электроавтомобили по этому параметру впереди.

В то время как электроавтомобили вплотную приблизились к 2 000 лошадиных сил (двигатель Aspark Owl имеет 1 953 л. с.), водородные автомобили едва преодолели порог в 1 000 «лошадей».

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Aspark Owl | Electrek

Рекордсмен среди водородных автомобилей — отечественная разработка NAMI Hydrogen, которая, по словам специалистов НАМИ, имеет мощность в 1 020 л. с.

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
NAMI Hydrogen| НАМИ

Но не стоит ставить на водородных двигателях крест по этому параметру. Вполне возможно, что со временем водородные авто догонят электрокары, так как технология моложе и еще не успела полностью раскрыться.

Долговечность заряда и дальность хода

А вот здесь уже электрокары остаются позади.

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Lucid Air | kolesa.ru

Самые «дальнобойные» электрокары, доступные сейчас на рынке, не могут проехать больше 1000 км без подзарядки. Одна из самых надежных по дальности хода электромашин — Lucid Air — может проехать всего 839 км без остановок.

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Toyota Mirai | kolesa.ru

В то же время водородные автомобили давно вышли за этот порог. Еще в 2021 году Toyota Mirai установила мировой рекорд среди своих собратьев, проехав 1360 км.

Надежность и безопасность

В целом, и электрокары, и машины на водороде безопаснее традиционных автомобилей. Машины проходят стресс- и краш-тесты, в том числе направленные на то, чтобы понять, как легко может воспламениться автомобиль при разных повреждениях.

В том, что касается обычных столкновений, то оба вида автомобилей играют на равных с традиционными — форм-факторы и принципы создания кузова те же.

Главная опасность, которую таит в себе любой автомобиль, и «зеленый» тоже — топливо или то, что его заменяет.

Репортаж о сгоревшей Tesla в Техасе | WFAA

Батареи электрокаров уязвимы к механическим повреждениям и могут воспламениться после удара. Но помимо этого у электрокаров есть еще и неочевидная опасность — их электроника. Современные производители, например Tesla, делают большой упор на электронные элементы в управлении и часто вовсе убирают механические кнопки и переключатели.

Это приводит к трагедиям — таким, как случай во Флориде, где владелец Tesla сгорел внутри автомобиля после возгорания батареи, потому что не смог выбраться наружу из-за полного отключения электрики дверей.

Пожар на водородной заправке | Dagbladet

Водородные двигатели несут еще большую потенциальную опасность, потому что водород не просто хорошо воспламеняется, но и взрывоопасен. Еще в прошлом веке от водорода в дирижаблях отказались из-за его способности легко воспламеняться, которая погубила цеппелин «Гинденбург» (хотя дирижабли на водороде планируют снова запустить в 2025 году). Да и сейчас неосторожное обращение с водородом приводит к взрывам на заправках (случай в Норвегии) и на заводах (случай в США).

Из этого можно сделать вывод, что электрокары безопаснее — да, они могут сгореть, там может отказать электроника, но там нечему взрываться.

Цены

Оба вида «зеленых» автомобилей дороже своих традиционных конкурентов. Обусловлено это тем, что производство такого транспорта сложнее, а методы производства не успели удешевить до сопоставимого с автомабилями на ДВС уровня из-за молодости технологий.

Если сравнивать электрокары и водородные авто между собой, то цены на первые будут выгоднее.

Самый дешевый водородный автомобиль из представленных на рынке — это Toyota Mirai, который стоит 80 000 долларов (7 200 000 рублей). Немалая сумма, за которую можно купить традиционный автомобиль люкс-класса.

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Evolute i-PRO | Drom

В то же время самый дешевый электромобиль в России — это Evolute i-PRO за 2 990 000 рублей. Тоже немаленькая цена, но в сравнении с водородными машинами разница получается больше чем в два раза.

Распространенность и инфраструктура

Электромобили гораздо популярнее, чем водородные авто. Некоторые причины мы уже увидели: и большая безопасность, и более доступная цена, и большая мощность.

Но все это не было бы фатальным для водородных авто, если бы не было еще одного фактора — инфраструктуры.

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Заправка водородного автомобиля | auto.ru

Водородными авто неудобно, если не невозможно, пользоваться, если у вас нет своего личного источника сжатого топлива. Водородные заправки в России — большая редкость, в Москве их сейчас всего три. Можно самостоятельно закупать и закачивать водород в баки, но это попросту небезопасно из-за горючести и взрывоопасности газа.

В то же время зарядные станции куда доступнее — в Москве к примеру, их уже больше 260, притом бесплатных, а если вам будет нужна своя собственная, то ее можно будет поставить на участке или, при согласовании с управляющей компанией, даже возле дома. Само электричество тоже куда доступнее водорода для простого человека.

Водород VS электричество: какие авто лучше и почему. Есть весомые аргументы
Зарядка электромобиля в Москве | Журнал «Сок»

Все это делает электромобили пусть и дорогой экзотикой, но куда более доступной и практичной — вам будет банально проще заправиться в крупных городах или позаботиться об этом у себя дома.

Выводы

Несмотря на все попытки инженеров, разрабатывающих водородные авто, выйти в конкуренции с электрокарами хотя бы вровень, у них это не получается.

Водородные авто дороже, опаснее, непрактичнее и не так мощны, как электрокары, но ставить на них крест пока рановато — все-таки запас хода у них больше, да и сами автомобили появились на рынке совсем недавно. Если водородным авто удастся решить свои «детские болезни», они могут стать достойной альтернативой другому «зеленому» транспорту.

kmilobendzky
Бронзовый автор
Автомобили Автомобили
Сообщество
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...