Мировой рынок электрокаров развивается семимильными шагами — через пять-десять лет крупные автоконцерны вовсе откажутся от ДВС-автомобилей, но и сейчас «электрички» выходят чуть ли не чаще своих вредных для экологии собратьев. При этом в России сегмент электрических транспортных средств в частном секторе развивается медленно и неуверенно, так как потенциальным покупателям приходится ездить на энергии из розетки скорее вопреки, а не благодаря. В чём же заключаются основные трудности, с которыми сталкиваются автолюбители, и насколько они на самом деле серьёзные? Давайте разберёмся.
Высокие цены на электрокары
Пожалуй, главной трудностью российского автомобилиста на пути к современному электрокару является цена транспортного средства — многие популярные на мировом рынке модели в стране официально не продаются. Соответственно, потенциальный покупатель вынужден заказывать электрокар из Европы, ОАЭ, США или близлежащих стран буквально вслепую, доплачивая внушительные суммы за доставку и при этом рискуя получить битый или поцарапанный автомобиль. Либо же можно купить электрокар у «серых» дилеров или на вторичном рынке, но цены там, к сожалению, всё равно гораздо выше, чем цена электрокара на официальных сайтах.
Проблемы с ремонтом и обслуживанием
Вполне естественно, что если автомобиль или даже бренд не представлены в России, то никакой речи об официальном ремонте, техническом обслуживании или каких-либо обновлениях прошивки не идёт. Все эти процедуры владельцу электрокара придётся проходить на частных СТО, где может не быть соответствующего специалиста по электронике или прошивке, плюс любые детали для ремонта или замены необходимо будет заказывать из страны-производителя. Конечно, в этом случае любые ремонтные работы обходятся в приличную сумму — даже дороже, чем починить тот же электрокар, но в США в официальном сервисе.
Отсутствие культуры пользования электрокарами
Тем, кто готов заплатить за дорогой электрокар, придётся очень быстро столкнуться с довольно банальными повседневными проблемами — к сожалению, другие автолюбители не совсем понимают, как себя нужно вести в отношении данного вида транспорта. Например, в крупных городах можно часто заметить, что парковки, специально размеченные для электрокаров, заняты вполне себе ДВС-автомобилями. Более того, иногда парковка у зарядных станций тоже занята, так что владельцу новенькой Tesla приходится стоять и ждать, пока кто-то уберёт машину, чтобы зарядить своего электрического «зверя».
Недостаточно развитая инфраструктура
Впрочем, даже если никто не блокирует зарядную станцию, их на самом деле не так уж много — даже в Москве, Санкт-Петербурге и Казани (лидеры по количеству зарядных станций) их не хватит на всех желающих. Соответственно, многие владельцы электрокаров устанавливают зарядки в частных гаражах за свои деньги, но это, безусловно, не очень удобно и довольно дорого. Так что отсутствие развитой инфраструктуры, которая бы позволила пользоваться транспортным средством на электричестве, является чуть ли не основной причиной, по которой многие временят с покупкой «электрички». И с этим в России есть одна глобальная проблема.
Протяжённость территории
Любой, кто хоть немного знаком с атласом, знает, что Россия — огромная страна, так что иногда автомобилисту нужно преодолеть тысячи километров, чтобы добраться до родного города, например. Даже добраться от Москвы до Санкт-Петербурга на одном заряде электрокар не позволит, нужно будет где-то посредине пути подзарядиться. А если речь идёт про поездки в отдалённые регионы, то заряжаться придётся раз двадцать-тридцать в зависимости от пункта назначения. Естественно, усеять трассу от Москвы до Владивостока (9100 километров) зарядками и поддерживать их техническое состояние — очень дорого, трудно и долго.
Можно ли исправить ситуацию
Решить 90% проблем, с которыми сталкиваются любители электрокаров, можно довольно легко. Достаточно лишь построить необходимую инфраструктуру хотя бы в более или менее крупных городах, назначить соответствующие штрафы за нарушение парковки и тогда мировые производители сами захотят поставлять электрокары в страну официально, так как будет необходимая платформа и внушительный спрос. Тогда же отпадёт проблема с отсутствием специалистов и деталей для ремонта, а цена на сам автомобиль снизится. Единственная серьёзная беда — протяжённость дорожного полотна, которое трудно будет обеспечить зарядными станциями.