test adv
,

iOS 7 против iOS 14: как система изменилась за 7 лет

На первый взгляд, разница между этими двумя версиями iOS незначительна, но при прямом сравнении всё не так однозначно

В 2013 году компания Apple провела масштабную переработку собственной мобильной операционной системы и представила миру седьмую версию iOS. Пожалуй, главным нововведением стал отказ от скевоморфизма в пользу тонких шрифтов, прозрачности, и лёгкости. В дальнейшем дизайн оттачивался, появлялись новые функции, но за 7 лет сложилось впечатление, что под видом номерных версий Apple выпускает всего лишь минорные обновления. Действительно ли это так, или же реальных изменений намного больше, чем кажется — попробуем разобраться.

Для сравнения двух систем я взял iPhone 4 под управлением iOS 7.1.2 и iPhone XS на iOS 14 Beta 1. Разумеется, к релизу стабильной версии могут появиться дополнительные фишки и особенности, но даже сейчас в ОС присутствует много чего нового. Посмотрим, как разница в несколько лет повлияла на опыт использования.

Внешний вид

За годы интерфейс претерпел не столь значительные изменения, как на Android, но, тем не менее, отдельные части системы постоянно дорабатываются и полируются. Наиболее значимое изменение — появление тёмной темы. В Apple неплохо поработали над ней, и выглядит она очень приятно. Радует единая цветовая схема и поддержка во всех дефолтных приложениях, чем, увы, не может похвастаться Android 10. Лично я использую тёмную тему постоянно — уж очень хорошо смотрится она на OLED-дисплее.

iOS 7 против iOS 14: как система изменилась за 7 лет

Что касается шрифтов, Helvetica Neue продержалась два года, потом её заменил похожий San Francisco, который и поныне используется в UI приложений. Прозрачные элементы стали ещё и размытыми, и этот тренд прослеживается везде в ОС. Начиная с iPhone X, док стал закруглённым, под стать краям дисплея. Теперь, кстати, это дизайнерское решение присутствует и в macOS 11.0.

Локскрин

Экран блокировки — первая вещь, которую видит пользователь при нажатии на кнопку питания. Привычный многим ещё с первой версии Slide to unlock в iOS 10 был упразднён — на смену ему пришла разблокировка кнопкой «Домой». Правда, в iPhone X знакомый жест вернулся, но в немного ином виде: смахивать нужно не вправо, а вверх.

Экраны блокировки iOS 7 (слева) и iOS 14 (справа)

Экран блокировки с апдейтами стал немного функциональнее: появилась боковая панель с виджетами, камера открывается немного иначе. А владельцы Айфонов с Face ID получили ещё и кнопку фонарика — вроде и мелочь, но весьма полезная вещь.

Свайп вправо — виджеты. Свайп влево — камера.

Ещё одно существенное различие — уведомления. Если на старой версии они заполняют всё свободное пространство экрана блокировки и перемешаны, то в новой ОС уведомления сгруппированы по приложениям. Такой подход позволяет экономить место и просматривать важные уведомления в первую очередь. Этой фичи очень не хватало в ранних версиях iOS.

Как выглядели уведомления раньше (слева) и сейчас (справа)

Хоумскрин

Самое крупное изменение домашнего экрана произошло именно в свежей iOS 14 — наконец-то там помимо иконок можно размещать виджеты (впервые они появились в iOS 10 и располагались на отдельном пространстве слева). Чтобы это сделать, нужно нажать на кнопку в верхнем левом углу: откроется специальное меню, где, в том числе, можно выбрать размер. Пока что приложений, поддерживающих подобные виджеты немного, но в будущем, уверен, этот список расширится. Также ненужный софт теперь можно скрывать: с рабочего стола иконки перемещаются в App Library — вкладку, которая расположилась справа. Первые задатки этого появились пару лет назад, когда Apple разрешила удалять некоторые стоковые приложения, освобождая место на хоумскрине.

Домашний экран в iOS 7
Домашний экран в iOS 14

Помимо всего прочего, стоит отметить и дизайн иконок: некоторые из них, например, приложение камеры и App Store, претерпели небольшие изменения, хотя большинство до сих пор остаются в первозданном виде.

iOS 7 против iOS 14: как система изменилась за 7 лет

Ещё одна интересная и удобная фича появилась в системе вместе с выходом iPhone 6S. Благодаря технологии 3D Touch корпорация смогла внедрить быстрые меню для приложений. Аналогичная функция сейчас есть и в Android — это действительно полезная вещь, которая ускоряет выполнение некоторых процессов.

Уведомления

Центр уведомлений преобразился как визуально, так и функционально. Теперь он выглядит точно так же, как и локскрин. Как я писал выше, уведомления группируются по приложениям, что очень удобно. Кроме того, появились возможности взаимодействия с ними. Например, на сообщения из мессенджеров можно отвечать без входа в само приложение, а уведомления из определённых источников можно получать беззвучно.

Центр уведомлений в iOS 7 (слева) и в iOS 14

Изменился и внешний вид всплывающих окон: фон плашек стал размытым, а форма округлой. В iOS 14 к такому же компактному виду привели окно вызова: многие пользователи этого ждали.

Многозадачность

Меню многозадачности за годы стало более лаконичным, но не прибавило в функциональности. Впрочем, сейчас в нём нет ничего лишнего, и оно отлично справляется со своей задачей.

Меню многозадачности iOS 7 (слева) и iOS 14 (справа)

В iOS 7 все недавно открытые приложения располагались слева направо и занимали много места. Закрывались они смахиванием вверх. В девятой версии Apple решила сменить расположение приложений: теперь более старые находятся слева, а не справа. Немного сменился дизайн и анимации: теперь это не отдельные блоки, а карточки, парящие друг над другом. После этого каким-либо изменениям меню не подвергалось, разве что в новых iPhone появились закругления, гармонично вписывающиеся в общий дизайн.

Настройки

Первое, что бросается в глаза при входе в настройки на новой iOS — вынесенный в верхнюю часть блок управления Apple ID и iCloud. Удобно, что все необходимые пункты собраны в одном месте, а не разбросаны по настройкам.

Настройки в iOS 7 и iOS 14

Второе заметное обновление — перерисованные иконки и «потолстевшие» разделы. Последнее отлично иллюстрирует увеличенный функционал. Например, появилась фича под названием «Экранное время», а в разделе «Батарея» можно узнать износ аккумулятора и включить оптимизированную зарядку. Кроме того, появился поиск по настройкам — раньше его не было.

Навигация и центр управления

Релиз iPhone X дал многое «яблочной» системе, но важнейшим изменением можно смело назвать переход на жестовую систему управления. Apple были не первыми, кто придумал такой способ взаимодействия, — Nokia опередила их на несколько лет с MeeGo. Но благодаря этой корпорации удобная навигация появилась и в Android. Жесты в iOS довольно точные и приятные: быстрое смахивание вверх закрывает приложение, медленное смахивание наполовину открывает меню многозадачности. В Android, они реализованы аналогично и это скорее плюс, ибо такой подход идеален.

Эволюция Центра управления: iOS 7, iOS 10, iOS 14

Центр управления впервые появился в iOS 7, и с тех пор он значительно преобразился. Вряд ли значимыми изменениями можно назвать мелкие правки дизайна в 9 версии ОС, чего не скажешь про обновлённый вид в «десятке». Уже тогда в Apple поняли, что окна высотой чуть больше чем на половину экрана не хватает для того, чтобы разместить все необходимые компоненты, и поэтому было решено сделать Центр управления в виде двух пролистывающихся карточек с закруглениями. Но уже в следующее версии разработчики полностью переосмыслили Control Centre, сделав его раскрывающимся на весь экран функциональным окном с возможностью кастомизации, что оказалось весьма удачным решением.

Безопасность

Apple достаточно много внимания уделяет конфиденциальности, особенно в последнее время. Со времён седьмой версии появилось немало функций, связанных с безопасностью. Например, обновлённая недавно политика App Store, благодаря которой приложения должны запрашивать разрешение на доступ к личным данным. Так, любой софт теперь обязан получить подтверждение от пользователя, прежде чем отслеживать геолокацию, или, например, работать с фотографиями. В App Store, кстати, теперь отображаются разрешения, которые потенциально приложение может запросить.

Компания сделала невероятный ход, неожиданно внедрив отслеживание взаимодействия приложений с буфером обмена. Благодаря этому выяснилось, что огромное количество популярных приложений просматривают содержимое буфера при входе.

iOS 7 против iOS 14: как система изменилась за 7 лет
Зелёная точка вверху — индикатор использования камеры

Ещё одно полезное нововведение: индикатор использования камеры или микрофона, предназначенный для предотвращения доступа к ним без ведома пользователя. Наряду с этим стоит упомянуть гибко настраиваемый доступ к геолокации: раньше приложения могли получать нужные данные даже в фоне, теперь же есть возможность давать это делать только во время использования конкретной программы.

Начиная с 13 версии, iOS следит за приложениями, получающими доступ к геолокации в фоновом режиме и предупреждает пользователя об этом.

Из более мелких функций стоит упомянуть запрос пароля для подключения аксессуаров USB, если устройство не использовалось около получаса, либо было перезагружено. В общем, в плане безопасности iOS мощно проапгрейдилась за несколько лет.

Сервисы и приложения

Немало сил Apple вложила в развитие собственных приложений и сервисов. За несколько лет был переработан дизайн почти всего стандартного софт. Отличный пример — App Store. Магазин существенно преобразился, получив ленту со специальными подборками и программами дня. Также были разделены игры и приложения: теперь они расположились в разных вкладках. Страницы программ стали более лаконичными и информативными. Подобные изменения интерфейса и функционала можно проследить во всем остальном встроенном софте, например, «Фото».

Так выглядел App Store на iOS 7-10
А так выглядит App Store на iOS 14

Сам список стандартных приложений также пополнился: появились собственный переводчик, удобная AR-линейка, файловый менеджер. Зато исчезли Game Center, Passbook и iTunes Store. Первый переместился в настройки, а на смену второму пришёл Wallet.

Фирменный браузер Safari тоже не стоит на месте. Разработчики добавили режим чтения, возможность фильтрации рекламы, масштабирование, а в iOS 14 ещё и моментальный перевод, а также поддержку формата WebP. Без сомнений, браузер продвинулся достаточно сильно, обеспечив максимальный комфорт при веб-сёрфинге и быструю работу.

Стоят отдельного упоминания Apple Music и Apple Arcade. Стриминговый сервис внедрили прямо в стандартное приложение музыки, и он быстро обрёл популярность. Apple Music и вправду оказался удобен: большая библиотека, неплохой функционал, адекватная цена. Что касается Arcade, то она дала новый толчок развитию мобильных игр. Сервис предоставляет игры по подписке — многие из них вполне качественные.

Заключение

Несомненно, с каждой итерацией система улучшается, предоставляя новые возможности и более удобный и приятный UI. Но, сравнивая версии друг за другом, кажется, что изменения минимальны.

Визуальных изменений, очевидно, не так много, как в Android, где за эти же 7 лет направление дизайна сменялось дважды: сначала приход Material Design, затем переосмысление и внедрение MD2. Куда больше изменился функционал. Да, такие фичи, как возможность смены дефолтного браузера и компактное окно вызова пришли достаточно поздно, но прогресс по сравнению со старыми версиями действительно есть, и он впечатляет.



Материалы по теме:

Последнее изменение:
 
Skill_Net
Skill_Net, 9 июля 2020 - 13:52   (...)
Скевоморфизм, однако, всё ещё лучший, жаль что его сейчас и не встретишь…
Ответить
nickgric
nickgric, 11 июля 2020 - 11:24   (...)
На самом деле, сложно сказать, что системы глобальной сильно изменились. Да, какие слабые места сделали более сильными, но это отнюдь не ккие-то глобальные изменения. На самом деле, сегодня очень и очень сильно жаль, что производители решили отойти от темы скевоморфизма. Подозреваю, что на его базе нельзя реализовать насколько же многофункциональные решения, как и при использовании симуляции реальных объектов в виртуальном мире, но раньше все точно выглядело куда более привлекательней с любой из точек зрения. Было круто, когда фонарик на экране выглядит именно. так, как в жизни. Сегодня единственная надежда на неоморфизм, когда реальные объекты будут перерисованы в современном футуристично дизайне, но с имитацией реальных переключателей и прочих фишек. Вот на его активное развитие и будет интересно посмотреть
Ответить

Добавить комментарий
Если нужно ответить кому-то конкретно,
лучше нажать на «Ответить» под его комментарием