Абсолютно любой современный геймер либо играл в Call of Duty, либо слышал об этом популярнейшем шутере от компании Activision. И хотя первая игра серии вышла относительно недавно, в 2003 году, за столь непродолжительный период франшиза пережила сразу несколько головокружительных взлётов и не менее запоминающихся падений. В этом году выходит очередная часть Call of Duty и к её релизу мы подготовили статью о том, как шутер развивался, какие релизы спасли его от забвения и почему некоторые из игр были просто ужасными. Пришло время вместе пройти путь от первой Call of Duty до новой Modern Warfare.
Также стоит отметить, что история франшизы начинается не с Activision, а с небольшой студии под названием «2015», сотрудники которой в 2002 году выпустили в свет Medal of Honor: Allied Assault под покровительством EA. Сразу после релиза часть команды создала новую студию под названием Infinity Ward и ушла разрабатывать новые стрелялки под крыло Activision. Именно с этого места и начинается наша статья.
Call of Duty и Call of Duty: United Offensive
- кампания для трёх героев;
- задания на танке;
- мультиплеер;
- первое для франшизы DLC.
Первая часть культовой серии шутеров вышла в октябре 2003 года, и уже тогда разработчики заложили фундамент, который используется франшизой по сей день. Например, Call of Duty отличалась от конкурентов по жанру продвинутой одиночной кампанией, в ходе которой можно было пострелять не только за американского солдата, как многие привыкли, а ещё и за британского с советским. Игроку предоставляли три сюжета про разных героев и это преимущество в те годы было ключевым. Фанатам понравилось смотреть на военные действия под разными углами, да и сами истории были весьма неплохо придуманы.
Сюжетная линия была интересна не только тремя «ветками», но и геймплеем, который уже тогда поражал воображение. Играя за советского солдата, можно было пройти несколько заданий на танке Т-34, разнося технику врагов точными попаданиями, а миссию с поездкой на грузовике многие запомнят на всю жизнь. В этих заданиях не было ничего удивительного, но они вносили необходимое разнообразие в геймплей. А те, кто уже прошёл кампанию, могли спокойно пойти в мультиплеер и сразиться с реальными игроками со всего мира. Да-да, в шутере 2003 года уже был полноценный мультиплеер с несколькими режимами.
Стоит отметить ещё один ключевой момент — первую часть Call of Duty выпустили только на ПК, а игровые консоли остались за бортом. Ровно через год вышла новая игра под названием Call of Duty: United Offensive, которая являлась лишь дополнением к оригинальному проекту. В United Offensive геймерам предоставили новые задания в количестве тринадцати штук, плюс графические эффекты были немного улучшены. Продавалось дополнение в формате отдельной игры, ведь понятие DLC тогда только зарождалось. И, естественно, оно тоже не вышло на консолях — разработчики продолжали делать упор на игровые компьютеры. Правда, вскоре ситуация кардинально изменилась.
Забежим немного наперёд — в 2009 году первая часть культовой франшизы всё же добралась до консолей PlayStation 3 и Xbox 360, только уже под названием Call of Duty Classic.
Call of Duty: Finest Hour
- релиз исключительно на консолях.
В том же 2004 году компания Activision выпустила Call of Duty: Finest Hour с целью проверить, насколько рынок консолей готов к шутерам и можно ли из него извлечь выгоду. Но тратить уйму денег и создавать совершенно новую игру никто не стал, так что релиз для игровых приставок (PlayStation 2, Xbox и GameCube) оказался оригинальной Call of Duty, но с новой сюжетной линией. Текстуры, механики, физика стрельбы, звуки и даже некоторые локации были полностью скопированы с оригинала, а сценаристы лишь написали новые сюжетные линии для главных героев. Фурора не произошло, но игра получила тёплый приём и довольно высокие оценки критиков.
Правда, не совсем понятно, почему нельзя было портировать оригинальную Call of Duty (это случится немного позже), ведь так было бы гораздо проще.
Call of Duty 2 и Call of Duty 2: Big Red One
- отказ от полоски здоровья;
- обучение в начале игры.
В октябре 2005 года в свет вышел полноценный сиквел под названием Call of Duty 2, который покорил сразу и ПК, и Xbox 360. Формулу успеха решили не менять — игроку предоставили возможность воевать за союзные государства в роли советского, американского и британского солдатов. Сюжетная линия всё ещё не блистала чем-то удивительным, но геймерам нравился сеттинг Второй мировой войны, и никаких вопросов не возникало, а графику сделали более современной благодаря новому движку IW 2.0 (движок назван в честь Infinity Ward). И, что самое интересное, разработчики вдруг отказались от шкалы здоровья, которая в серию вернётся лишь спустя двенадцать лет. Добавляем сюда разнообразные локации, тьму оружия, военную технику, и получаем лучший шутер своего времени. Уже тогда геймеры выделяли франшизу Call of Duty на фоне конкурентов, которые вскоре довольно быстро угаснут.
Также стоит отметить, что идея запустить шутер на консолях оказалась очень успешной — игра получилась настолько популярной, что лишь на приставке Microsoft за первые сутки было продано 250 тысяч копий. Тогда, в 2005 году, разработчики поняли, что геймеры на консолях тоже готовы платить за хорошие шутеры и сражаться в мультиплеере. Более того, продажи на консолях были настолько высокими, что в Activision неожиданно приняли решение забыть про рынок ПК и уделить всё внимание именно приставкам. Стоит ли говорить, что об этом решении боссы компании вскоре сильно пожалеют?
В этом же году на рынок вышел приквел второй номерной части под названием Call of Duty 2: Big Red One, который запустили только на PlayStation 2, Xbox и тогда ещё популярной GameCube. Игра не могла похвастаться ничем новым — все механики остались на своих местах, графика даже немного ухудшилась, да и видеть полоску здоровья, которую убрали в оригинальной второй части, было довольно странно. К сожалению, на этом попытки сделать шутер эксклюзивом для консолей не прекратились.
Call of Duty 3
- вступительные ролики.
Довольно скоро, в 2006 году, Activision представила третью номерную часть шутера, вот только вышла она на всех современных игровых консолях, а про ПК банально забыли. И пока владельцы PlayStation 2, PlayStation 3, Xbox, Xbox 360 и даже Wii с радостью стреляли в Call of Duty 3, фанаты персональных компьютеров с горечью повторно проходили вторую часть. Конечно, ничего нового в третьей номерной части не было (что неудивительно с такой частотой релизов), но ПК-геймерам данное решение издателя всё равно не очень понравилось. Единственным серьёзным нововведением третьей части можно назвать вступительные ролики перед заданиями — раньше миссии подавались в формате записей текста. И, конечно, графика стала ещё чуть более красивой.
Call of Duty: Roads to Victory
- первая Call of Duty на портативных консолях.
В начале 2007 года в Activision решили ещё немного поэкспериментировать и выйти на рынок портативных игровых консолей — шутер под названием Call of Duty: Roads to Victory запустили лишь на платформе PlayStation Portable. Игра могла похвастаться довольно неплохой сюжетной линией на 14 миссий, большим арсеналом оружия, мультиплеером с несколькими режимами на 6 человек и даже достойной графикой. Единственным недостатком шутера стала сама консоль PlayStation Portable — у неё была лишь крестовина для управления передвижением персонажа, которая совершенно не подходит для данного жанра. Вновь к портативным консолям Activision вернётся лишь через пять лет.
Call of Duty 4: Modern Warfare
- сеттинг современной войны;
- впервые злодеями стали не фашисты;
- множество мультиплеерных режимов;
- механика прокачки классов и оружия.
Ровно со второй номерной части франшиза Call of Duty переживала не лучшие свои времена — череда экспериментов и неудачных решений руководства пусть и не погубили серию (ведь третья часть продавалась очень хорошо), но сильно ударили по её популярности. К счастью, за дело вновь взялись разработчики из Infinity Ward, которые в 2007 году сбросили на рынок видеоигр настоящую ядерную бомбу под названием Call of Duty 4: Modern Warfare. Эту игру до сих пор считают лучшей в истории видеоигр — она навсегда изменила отношение геймеров к франшизе и заложила фундамент для дальнейшего развития ныне популярной серии. Именно тогда, в 2007 году, Activision победила всех своих конкурентов.
Call of Duty 4: Modern Warfare можно смело назвать перезагрузкой серии, ведь разработчики довольно неожиданно отказались от сеттинга Второй мировой войны. Геймерам нравилось сражаться против фашистов, но однообразие стало приедаться, и в Activision решили, что фанатам нужно нечто новое. В этот раз воевать нужно было уже в современных реалиях с новым оружием и технологиями, а главным врагом впервые стал вымышленный персонаж. Кроме того, это первая часть серии, в которой русских решили показать в роли злодеев.
Главным антагонистом Call of Duty 4: Modern Warfare стал Имран Захаев, русский ультранационалист, который решил воссоединить СССР. Противостоять ему будут, естественно, американские бравые солдаты. Сюжетная линия, если не считать явного изъяна, получилась просто шикарной — её впервые разделили на акты, кат-сцены выглядели более увлекательно и современно, а миссию в Припяти многие геймеры полюбили на всю жизнь. В то время разработчики ещё делали упор на сюжетную кампанию, хотя мультиплеер постепенно становился всё более популярным и, к сожалению, вскоре повествование уйдёт на второй план.
На сетевой режим потратили столько же сил, сколько и на одиночную кампанию. Мультиплеер мог похвастаться множеством режимов, среди которых был даже соревновательный на заклад бомбы, плюс впервые в серии появились классы. Геймер должен был играть в мультиплеере, зарабатывая очки опыта, а потом открывать новое оружие, модули и перки. Данная особенность очень понравилась игрокам, так что разработчики решили взять её за основу практически всех будущих проектов. С тех пор механика прокачки классов и оружия из Call of Duty 4: Modern Warfare реализована без каких-либо серьёзных изменений во всех основных играх франшизы.
Call of Duty: World at War и Call of Duty: World at War – Final Fronts
- зомби-режим;
- кооператив на четырёх игроков;
- огнемёт.
Ровно через год на рынок вышла очередная часть шутера, которая вновь вернула нас во времена Второй мировой войны. Call of Duty: World at War создавали в студии Treyarch, которая выпустила третью номерную часть серии и заслужила уважение со стороны Activision благодаря высоким продажам. Разработчики решили сократить сюжетную линию до двух ответвлений — теперь мы играли либо за американского солдата, либо за русского. Обе «ветки» радовали разнообразием геймплея, классными кат-сценами, интересными персонажами и колоритными локациями, чем серия всегда и привлекала.
Также стоит отметить появление важнейшего для франшизы Call of Duty режима войны с зомби. Именно сотрудники Treyarch предложили добавить достаточно необычный вариант развлечения — игроку нужно было отражать атаки зомби (внезапно ожившие фашисты), бросаться гранатами и использовать самое разнообразное оружие. Более того, воевать в этом режиме можно не только в одиночестве, но и вместе с товарищами, что сделало бои против зомби максимально увлекательными. Впоследствии зомби-режимы появятся во многих проектах, а в некоторых они проработаны не хуже основной сюжетной линии или мультиплеера.
Через какое-то время после релиза оригинальной игры был представлен спин-офф Call of Duty: World at War — Final Fronts со своей собственной сюжетной линией. Авторы предоставили геймерам возможность пройти ещё 13 сюжетных заданий и попробовать свои силы в культовых боях Второй мировой войны. Вот только разработчики почему-то решили выпустить шутер исключительно на PlayStation 2, тогда как оригинал на данной платформе не запускали вовсе, да и ПК-геймеры вместе с владельцами популярной на тот момент Xbox 360 вновь остались без огромного куска сюжетной линии. Естественно, похвастаться успехом шутер не мог, и после этого релиза игры серии Call of Duty больше не выходили на PlayStation 2.
Call of Duty: World at War Zombies
- первая Call of Duty на смартфонах.
В 2009 году компания Activision принимает решение захватить рынок смартфонов и вместе с малоизвестной студией Ideaworks Game Studio выпускает Call of Duty: World at War Zombies на iOS. К сожалению или к счастью, игра аудитории не очень понравилась. И дело даже не в самой задумке перенести шутер на смартфоны, а в реализации проекта — защита бункера от зомби оказалась скучнейшим занятием, плохая графика тоже не понравилась фанатам, плюс это был платный проект, в котором нужно было покупать новые карты за реальные деньги. Назвать релиз удачным язык не поворачивается, но, как мы знаем, надежду покорить рынок смартфонов в Activision не похоронили.
Call of Duty: Modern Warfare 2
- мировой рекорд продаж в день релиза;
- вырезанная миссия «Ни слова по-русски»;
- продвинутый мультиплеер.
Невероятный успех Call of Duty: Modern Warfare буквально вынудил Infinity Ward под покровительством Activision выпустить вторую часть. В ней ничего кардинально менять не стали, дабы не вызвать гнев преданных фанатов какой-то неуместной механикой. У нас всё ещё была линейная сюжетная линия с максимально зрелищными и умопомрачительными миссиями, колоритными персонажами и шикарной физикой стрельбы. Перестрелок на квадратный метр было столько, что игроки проходили все десять часов одиночной кампании на одном дыхании — им банально не давали возможности передохнуть или заскучать.
Мультиплеер тоже остался прежним, но его улучшили по всем фронтам, как и одиночную кампанию. Игроку предоставили уже ставшую классической механику прокачки класса и оружия — чем дольше вы играете с определённой пушкой, тем выше её уровень, а значит, и круче модули обвеса. Над картами тоже поработали, и теперь они ещё сильнее вынуждали геймеров больше двигаться, точно стрелять и моментально реагировать на появление противника. Отменная сюжетная линия и продвинутый мультиплеер сделали своё дело — в день релиза было продано 4,7 миллиона копий Call of Duty: Modern Warfare 2. Даже GTA IV осталась позади.
Правда, без скандалов вновь не обошлось. Сценаристам шутера понравилось выставлять Россию в роли главного зла, но в этот раз они перешли черту. Главный антагонист проекта, Владимир Макаров, организовывает террористические акты против западных государств и уничтожает мирных граждан. В миссии «Ни слова по-русски», например, показана сцена с расстрелом мирных граждан, которая вызвала бурю негатива даже со стороны западных СМИ. В версии игры для России эту миссию вырезали, но осадок остался. Впрочем, спустя годы ничего не изменилось — в Activision продолжают наступать на те же грабли.
Call of Duty: Black Ops
В 2010 году случился невероятный скандал, который мог поставить жирную точку на франшизе Call of Duty. Дело в том, что боссы Activision 1 марта 2010 года официально уволили президента Infinity Ward Джейсона Уэста и главу студии Винса Зампеллу за нарушение контракта и неподчинение. Вскоре оказалось, что студию покидают и рядовые сотрудники, которые были недовольны решениями Activision — естественно, заниматься созданием новой части шутера в такой атмосфере никто не мог. К счастью, ценные кадры довольно быстро основали студию Respawn Entertainment и ушли под крыло EA создавать амбициозные шутеры. Первым релизом студии, к примеру, была Titanfall, но это уже совсем другая история.
Через какое-то время информацию о скандале слили в интернет и стало ясно, что в конфликте виновата Activision. Издатель не выплатил студии Infinity Ward бонусы за невероятно успешный релиз Call of Duty: Modern Warfare 2, плюс сотрудники Infinity Ward были недовольны тем, что франшизу придумали они, а всё больше игр по ней делают другие разработчики. Собственно, Infinity Ward осталась в режиме условной заморозки, а главной студией Activision по шутерам стала Treyarch, которая не внушала уверенности в успехе.
Ранее Treyarch выпускала не самые лучшие части серии — Call of Duty 3 и Call of Duty: World at War. Да и слух о том, что Activision незадолго до релиза увеличила рекламный бюджет ровно вдвое, лишь подлил масла в огонь. Геймеры были просто уверены, что новый шутер окажется провальным и можно будет смело искать замену из числа конкурентов. К счастью, сотрудники Treyarch справились с давлением и представили одну из лучших игр в серии — Call of Duty: Black Ops. Проект запустили сразу на всех современных игровых платформах, и в день продаж было реализовано 5 миллионов копий. Это абсолютный рекорд для рынка видеоигр.
У Call of Duty: Black Ops было всё, чтобы уделать конкурентов и завоевать фанатов: шикарная сюжетная линия без русских в качестве злодеев, отменный мультиплеер с морем оружия, красивая графика благодаря движку IW 3.0, качественная оптимизация и тьма мелких преимуществ. Игра не просто понравилась геймерам, а буквально взорвала рынок шутеров и создала новую «ветку» игр во франшизе. На текущий момент продано более 26 миллионов копий проекта, а подсерия Black Ops пользуется у фанатов стрелялок невероятным спросом. Такого успеха от Treyarch не ожидали даже в Activision.
Call of Duty: Modern Warfare 3
- новые награды за серии убийств;
- новые перки;
- обновлённая механика прокачки оружия.
Хотя студия Infinity Ward лишилась половины сотрудников и двух ведущих разработчиков, в Activision решили дальше пользоваться услугами данной команды. К опустевшей студии приставили сотрудников Sledgehammer Games, а через год после знаменитого скандала в свет вышла Call of Duty: Modern Warfare 3, которая во всём копировала две предыдущие части. Это было настолько заметно, что геймеры уже тогда начали упрекать издателя в конвейере и называли шутер тиром. Красочные взрывы и немного безумная сюжетная линия всё ещё радовали, но всё это игроки видели слишком много раз и вау-эффект испарился. Хотелось чего-то нового, без злобных русских, коридорных локаций, клюквы, совершенно странных заданий и монотонного повествования.
Да и в мультиплеере нового тоже было слишком уж мало. Разработчики немного переделали систему прокачки оружия, добавили новые перки, разработали совершенно новые награды за серии убийств и нарисовали классные карты для сражений в интернете. Однако этого было слишком мало, чтобы хоть как-то удивить преданных фанатов франшизы. Фактически, это была улучшенная вторая часть с более современной графикой. Здесь можно наблюдать парадокс — игра ничем не удивила, оценки критиков заметно снизились в сравнении со второй частью, геймеры критиковали Activision за конвейер, но продажи били абсолютно все рекорды. Лишь в день релиза было продано 6,5 миллиона копий. Весьма ожидаемо, что при таком коммерческом успехе издатель не стал ничего менять в стратегии развития шутера. Зачем, если и так покупают?
Call of Duty: Black Ops II
- моральный выбор;
- несколько концовок;
- более лояльный к новичкам мультиплеер.
В 2012 году студия Treyarch показала миру Black Ops II и вновь доказала, что умеет делать классные шутеры. Впервые в истории франшизы у игрока появился выбор — в ключевые моменты вы принимали решения, которые влияли на концовку. Да, их здесь было несколько, и такого за всю историю серии тоже никогда не было. Более того, сам сюжет оказался довольно увлекательным и многогранным — буквально каждое задание приносило тьму удовольствия, а миссия на лошади в шашкой наперевес весьма ожидаемо надолго останется в памяти игроков. Даже сеттинг недалёкого будущего смотрелся уместно, ведь тогда невероятные технологии ещё не успели наскучить геймерам.
С мультиплеером тоже всё было отлично — разнообразные карты и режимы позволяли разгуляться, а оружия с обвесом было столько, что голова шла кругом. Для открытия всех стволов нужно было получать уровни, а потом прокачивать каждый ствол отдельно для получения нужных модулей. Изменилась и механика наград за серии убийств — теперь геймера награждали за каждое эффективное действие во время боя и накопить на БПЛА мог даже очень медлительный стрелок. Единственным недостатком проекта можно назвать отсталую графику. Дело в том, что сотрудникам Treyarch пришлось делать игру на морально устаревшем движке, и выжать из него более красивую картинку было невозможно.
Call of Duty: Black Ops: Declassified
Между релизами своих основных проектов в Activision продолжают ставить эксперименты над портативными консолями. В том же 2012 году на рынок выходит шутер Call of Duty: Black Ops: Declassified, который создали специально для PlayStation Vita. Единственным преимуществом проекта являются сюжетные задания, рассказывающие о событиях между Black Ops и Black Ops II. Всё остальное в игре было реализовано довольно ужасно — неудобное управление, графика низкого уровня, мультиплеер всего на восемь человек и так далее. Критики разнесли релиз в пух и прах, продажи оказались весьма низкими — больше Activision не притронется к портативным консолям.
Call of Duty: Strike Team
- сюжетная линия в мобильном шутере.
А вот надежда покорить рынок смартфонов на iOS и Android у боссов Activision ещё остались — в 2013 году в релиз отправилась мобильная игра Call of Duty: Strike Team. Удивительно, но она была очень интересной. Разработчики придумали неплохой сюжет, нарисовали приличную графику, поработали над ощущениями от стрельбы на сенсорном экране. Фанаты не привыкли видеть сюжетную линию в мобильном шутере и были очень довольны данным нововведением. Конечно, без мультиплеера тоже не обошлось, ведь геймеры обожают сетевые баталии. Вот только добиться коммерческого успеха игра не смогла, и про мобильный гейминг в Activision забудут вплоть до конца 2019 года.
Call of Duty: Ghosts
- игру создавали три студии.
Пришла очередь Infinity Ward выпускать в свет новую часть популярного шутера, и оказалось, что свежих идей у студии нет, да и выпускать ААА-игры в столь безумном темпе крайне тяжело. Дабы упростить задачу основной студии, в Activision принимают решение призвать на помощь при разработке Call of Duty: Ghosts студии Raven Software и Neversoft. Стоит сказать, что ранее этот приём уже использовался, но тогда дополнительные студии работали лишь над интерфейсом или портом на другую платформу. Теперь же дополнительные студии делали целые отдельные задания, что и сыграло с шутером злую шутку.
Некоторые миссии выглядят умопомрачительно крутыми, нестандартными и увлекательными, их хочется проходить снова и снова, наслаждаясь идеями разработчиков. А некоторые задания вновь больше походят на тир, чем на полноценный шутер с громадным бюджетом. Контраст оказался слишком заметным, и аудиторию это разочаровало. Да и сюжетная линия с чрезмерно пафосным повествованием набивает оскомину буквально на втором часу прохождения. Героев просто не хотелось слушать, а кат-сцены поражали низким качеством. К счастью, одиночная кампания в Call of Duty: Ghosts была очень короткой и долго страдать геймерам не пришлось.
В сетевых баталиях всё ещё хуже — та механика прокачки, которая появилась много-много лет назад, уже давно приелась аудитории, но разработчики не могли предложить ничего нового. Какие-то мелочи были исправлены, новые карты нарисованы, но на этом список изменений заканчивался. Фанаты Call of Duty всё чаще стали замечать, что франшиза стоит на месте и разработчики каждый год показывают лишь улучшенную копию того, что вышло в 2009 году. Вероятно, это и ударило по продажам — впервые за долгие годы шутер не бил рекордов в день релиза. Более того, в некоторых ключевых регионах количество проданных копий сократилось ровно вполовину по сравнению с предыдущей частью. Нужно было срочно что-то менять.
Call of Duty: Advanced Warfare
- сеттинг будущего;
- море гаджетов;
- вертикальный геймплей;
- реальные актёры в сюжетной линии.
На помощь утопающей в самокопировании франшизе пришла небольшая американская студия Sledgehammer Games, которая ранее самостоятельно не создавала игры. Эта команда всегда лишь помогала крупным студиям Activision в создании основных частей серии, но в 2014 году ситуация кардинально изменилась. Издатель поверил в американскую студию и дал ей возможность сделать свой проект, без влияния со стороны именитых разработчиков. Решение оказалось крайне удачным — вышедшая в 2014 году Call of Duty: Advanced Warfare взорвала рынок увлекательным сюжетом и сеттингом будущего. Настолько сильно франшиза менялась лишь в 2007 году с релизом Call of Duty 4: Modern Warfare.
Технологии в Call of Duty: Advanced Warfare представлены настолько футуристично, насколько это вообще можно представить. Экзоскелеты, дроны, умные гаджеты, оружие будущего — всё это отлично вписывалось в сюжетную линию, напичканную до отказа взрывами, перестрелками и невероятными сражениями. Игра ощущалась как добротный боевик из Голливуда с приличным бюджетом и хорошими актёрами, а гетеры большего и не требовали. Бодрая одиночная кампания очень понравилась фанатам и заслужила высокие оценки критиков, чем Call of Duty уже давно не могла похвастаться.
Над мультиплеером работала студия Raven Software, которая взяла у Sledgehammer Games все самые лучшие идеи и реализовала их в рамках сетевых баталий. Локации порадовали вертикальным геймплеем, а обилие гаджетов и технологий позволили разнообразить перестрелки до предела. Даже привычная механика прокачки классов не казалась скучной, ведь в сеттинге будущего было, чем удивить фанатов. После долгих лет однообразия франшиза вдохнула полной грудью и появилась надежда на безоблачное развитие серии.
Call of Duty: Black Ops III
- повышенный темп боя в мультиплеере;
- рваное повествование.
Невероятный успех Advanced Warfare весьма ожидаемо повлиял на последующие игры серии, и все студии Activision вдруг решили тоже делать игры про будущее. К примеру, в 2015 году студия Treyarch выпустила совершенно скучную Call of Duty: Black Ops III. Она тоже была основана на конфликте будущего и в целом скопировала все основные преимущества Advanced Warfare, только реализовано это было ужасно. Живые актёры разочаровали ужасной лицевой анимацией, локализация вызывала лишь недоумение, а повествование было настолько рваным, что связи между миссиями практически не было. Всё то, что в Advanced Warfare приносило радость и удовольствие, в Black Ops III раздражало.
К сожалению, в этот раз мультиплеер игру не спас, так как разработчики приняли несколько весьма спорных решений. Во-первых, сетевые баталии раздражали беготнёй по отвесным стенам и прочим поверхностям — это очень сильно раздражало владельцев консолей (запомните этот момент до следующего пункта статьи). Во-вторых, темп сражений подняли до какого-то невероятного уровня — не было времени банально перезарядиться, не говоря уже про обдумывание тактики и стратегии. Даже опытные геймеры с трудом накапливали очки на БПЛА, не говоря уже про ракеты.
И, в-третьих, на ПК были серьёзные проблемы с оптимизацией мультиплеера. Сюжетная линия работала отменно, там даже проблем с падением FPS не наблюдалось, а вот сетевые режимы проверяли нервы геймеров на прочность. Кто-то выдерживал слайдшоу в надежде на патчи, а кто-то уходил из сетевых перестрелок и шёл прямиком на Metacritic ставить единицу. Стоит также отметить, что геймеры вдоволь насытились сеттингом будущего в Advanced Warfare и вновь желали чего-то нового, но конвейер уже был запущен, и крупные студии под покровительством Activision, как потом оказалось, вновь начали копировать друг друга.
Call of Duty: Infinite Warfare
- робот в роли ключевого элемента сюжета.
На следующий год в релиз отправилась Call of Duty: Infinite Warfare, и в данной ситуации можно лишь посочувствовать сотрудникам студии Infinity Ward. Команда окончательно сформировалась, появились свежие идеи, но безумный темп однотипных шутеров погубил игру, которая, весьма вероятно, в иных обстоятельствах стала бы настоящим шедевром. Дело в том, что Infinite Warfare создавалась ровно в тот момент, когда критики поливали Call of Duty: Black Ops III негативными оценками. Вот только остановить разработку было нельзя, и Infinity Ward, фактически, сознательно шла на верную смерть.
Первый же трейлер Infinite Warfare раскритиковали с ног до головы — геймерам наскучили технологии будущего, а разработчики вновь предлагали роботов, космические корабли и беготню по стенам. И хотя сюжетная линия у шутера в итоге была довольно трогательной и душевной, общая картина получилась весьма плачевной. Низкие оценки критиков, волна негодования со стороны игроков и не самые высокие продажи говорили о том, что франшиза вновь погрязла в бездумном самокопировании. Только раньше от этого спасались прыжком в будущее со свежим сеттингом, но этот приём после Infinite Warfare уже не сработал бы.
Call of Duty: WWII
- возвращение к классическому сеттингу;
- донат в мультиплеере.
Если нельзя спасти серию прыжком в будущее, то сделаем прыжок в прошлое. Скорее всего, в Sledgehammer Games думали именно так, ведь следующая часть шутера, вышедшая в 2017 году, отправит нас прямиком во времена Второй мировой войны. Это идеальный сеттинг для создания душевной истории и эмоционального сюжета, но в Call of Duty: WWII этого, к большому удивлению фанатов, не было. Разработчики слишком поверхностно раскрыли главных действующих лиц и намекнули всему миру, что именно США сыграла главную роль в победе над фашистами. Если вы хоть немного знаете историю, то понимаете, что это совсем не так.
Помимо нудного повествования с массой клише из зарубежного кинематографа, Call of Duty: WWII разочаровала ещё и геймплейной составляющей одиночной кампании. Шутер вновь превратился в тир, только теперь это максимально монотонный тир с отсутствующим интеллектом у противников. На протяжении всего прохождения вы будете отстреливать сидящих в окопах врагов, которые даже не подумают сменить дислокацию или бросить в вашу сторону гранату. Такие чудеса случаются лишь благодаря скриптам, на которых построена вся одиночная кампания. И, неожиданно, в игру вернулась полоса здоровья — мы не видели её с 2005 года.
Сетевые баталии были весьма неплохими, ведь из игры вырезали беготню по стенам и технологии будущего. Правда, после крутых гаджетов и продвинутого оружия стрелять из допотопных автоматов было уже не так весело, да и в Battlefield 1 геймплей мультиплеера был на голову выше. Появление лутбоксов лишь усугубило ситуацию. В итоге у разработчиков получилось немного оживить серию и дать геймерам так необходимый глоток воздуха, но назвать игру перезагрузкой франшизы или чем-то действительно годным язык не поворачивается. Даже Infinite Warfare со всеми её недостатками казалась более живой и увлекательной.
Call of Duty: Black Ops 4
- королевская битва;
- шикарный зомби-режим;
- уникальные персонажи;
- большой набор режимов и карт;
- отсутствие сюжетной линии.
После довольно проходной игры про Вторую мировую войну геймеры ожидали какого-то качественного скачка, как это было с первой Modern Warfare или Advanced Warfare. Обычно после череды неудач в Activision придумывают нечто крутое, что нравится аудитории, но в этот раз нам дали Call of Duty: Black Ops 4, да ещё и без сюжета. Точнее, ролики и кат-сцены в игре были, но одиночную кампанию полностью вырезали. Прямо на презентации нам заявили, что геймеры играют в Call of Duty не ради сюжета, а значит, тратить на него силы незачем. Это не очень понравилось тем, кто на протяжении многих лет брал свежую часть франшизы именно ради уникальной истории.
С другой стороны, сэкономленные на сюжете ресурсы ушли на мультиплеер, и он получился очень даже достойным. Из игры убрали вертикальный геймплей и прыжки, технологии будущего стали менее фантастическими, а над созданием карт работали профессионалы своего дела. Сюда же стоит дописать отличную систему прокачки класса, уникальных персонажей со своими специальными умениями и море всевозможных стволов всех форм и размеров. Конечно, без минусов не обошлось — система подбора соперников до сих пор не работает так, как должна, и в матчах постоянно воюют игроки второго уровня против пятидесятого.
Также разработчики порадовали геймеров удивительным режимом «Затмение», он же королевская битва, и сражениями с зомби. Авторам удалось совместить в одной игре сразу три проекта — классический мультиплеер из Call of Duty, PUBG и Left 4 Dead 2. Если бы сюда добавить ещё и сюжет, то было бы вообще идеально, но и так получилось очень даже классно. Кроме того, владельцам ПК предоставляли возможность покупать только мультиплеерную часть, без режима с зомби, что получалось дешевле. Неслыханная щедрость со стороны Activision.
Call of Duty: Mobile
В 2019 году издатель в лице Activision представил новую мобильную игру под названием Call of Duty: Mobile, которая, к сожалению, не оправдала ожиданий аудитории. Проект напичкан до отказа встроенными покупками, а от оригинальной франшизы в нём лишь название и пара карт. Добавляем в этот безумный котёл читеров, возможность запускать шутер с эмулятора, ужасную оптимизацию и не совсем современную графику. Получается всего лишь очередная попытка нажиться на известной франшизе и не более того. И, что удивительно, у издателя всё получается — игра приносит баснословные деньги при всех своих недостатках.
Call of Duty: Modern Warfare
- самое реалистичное оружие на рынке видеоигр
- предельный реализм
- жестокая, но интересная сюжетная линия
- удачный перезапуск подсерии
Трюк с вырезанной сюжетной линией в Black Ops 4 частично сработал — геймерам понравилась возможность купить только мультиплеер, дабы воевать с другими игроками, прокачивать оружие и получать от этого наслаждение. Но выпускать вторую игру подряд без сюжета издатель не решился, да и пришло время перезапустить одну из лучших подсерий франшизы — Modern Warfare. Специально для перезапуска был написан новый сюжет, который пусть и оболгал российских военных везде, где только можно, но аудитории история явно понравилась. Знакомые герои, трогательные сцены, жестокость и насилие — нам показали настоящую войну.
Вместе с этим разработчики вложили просто колоссальные деньги в разработку мультиплеера — оружие было нарисовано целой командой дизайнеров, над его созданием трудилось больше людей, чем над некоторыми крупными релизами. Были проработаны анимации, звуки, эффекты, текстура и так далее. Итоговый результат окупил все старания — оружие в Modern Warfare считают лучшим из всего, что было на рынке шутеров. Тут же можно похвалить различные режимы, карты, привлекательную графику и возможность прокачивать оружие в классическом для франшизы формате.
Единственным недостатком новой части было отсутствие королевской битвы — она неплохо себя показала в Black Ops 4, но явно требовала качественного скачка. Благо, вскоре этот режим в игру добавили, да ещё и весьма успешно.
Call of Duty: Warzone
- контракты
- механика возрождения
- королевская битва, связывающая несколько частей шутера
В марте 2020 года, спустя полгода после релиза Call of Duty: Modern Warfare, Activision представила свою королевскую битву — отдельный режим, который устанавливался в основном клиенте игры и был полностью бесплатным. Благодаря доступности для всех желающих, а также популярности шутера, аудитория Call of Duty: Warzone всего за месяц выросла до 50 миллионов активных геймеров по всему миру. Вскоре разработчики представили боевой пропуск, различные скины, наборы и предметы за реальные деньги, но платных дополнений ни королевская битва, ни оригинальный шутер не получили.
Важно отметить, что в Call of Duty: Warzone разработчики реализовали несколько интересных механик, которых нет у конкурентов. Например, по карте разбросаны контракты, выполняя которые можно получать деньги и дополнительные бонусы. Ещё есть механика Гулага — после первой смерти игроку дают возможность победить в схватке, дабы вернуться на поле боя, плюс дополнительные перки, активные серии убийств. Всё это сделано для того, чтобы игрок не сидел в углу дома, ожидая нападения противника, а активно шёл вперёд, собирая деньги на комплекты, БПЛА и прочие радости. По сей день королевская битва пользуется невероятной популярностью
Кроме того, разработчики решили сделать ход конём — все ожидали, что после выхода новой части шутера Call of Duty: Warzone умрёт, а на смену придёт что-то новое, так что весь прогресс и донат канул в лету. Но в Activision решили, что нет смысла каждый год выпускать новую королевскую битву. Вместо этого разработчики свяжут Warzone с новой частью шутера, будут выпускать тематический контент, а прогресс сохранится. То есть, после выхода новой части популярной стрелялки королевская битва будет развиваться не менее активно, чем раньше.
Call of Duty: Modern Warfare 2 Campaign Remastered
- улучшенная графика и освещение
- без мультиплеерной составляющей
Ровно через двадцать дней после запуска Warzone в свет вышел ремастер некогда культового шутера Call of Duty: Modern Warfare 2. Стоит сказать, что разработчики решили выпускать ремастер исключительно сюжетной линии, так что надежды фанатов на запуск мультиплеера были разбиты о суровую реальность — у издателя уже есть два мультиплеерных шутера, поддерживать ещё и третий было бы дорогим удовольствием. С другой стороны, шутер дал возможность попробовать одну из лучших игр серии в современном исполнении — с текстурами высокого разрешения, улучшенным освещением и исправлением парочки проблем.
Правда, из-за особо жестокой сцены в миссии «Ни слова по-русски» игра на PS4 в России так и не вышла. Впрочем, это мало кого удивило, ведь перезапуск Call of Duty: Modern Warfare на той же платформе в России тоже представлен не был по аналогичной причине.
Call of Duty: Black Ops Cold War
- сюжет про Холодную войну
- всё самое лучшее из Modern Warfare
- вернулся зомби-режим
- прямая связь с Warzone
Нащупав идеальную формулу успешного шутера при создании Call of Duty: Modern Warfare, другая дочерняя студия Activision представила Call of Duty: Black Ops Cold War. Все так полюбившиеся геймерам особенности предыдущего крупного релиза остались на месте — игрок получает предельно реалистичную военную драму, в которой противник умирает с четырёх точных попаданий в тело, карты при этом большие, многоуровневые и интересные, а оружие сделано с вниманием к деталям. Фактически, это та же Modern Warfare, только в сеттинге Холодной войны — здесь чуть более старое оружие, чуть меньше гаджетов.
Сюжетная линия обещает быть крайне интересной, ведь за основу взяты реальные исторические события со шпионами, секретными разработками и подпольными сражениями между двумя сверхдержавами. Конечно, учитывая что игру делают в США, американцы вновь будут представлены бравыми воинами, сражающимися за человечество, тогда как силы СССР покажут не в лучшем свете — это может не понравиться отечественному игроку. Но, если откинуть это небрежное переписывание истории в видеоиграх, история о шпионах тех времён просто не может быть скучной.
В геймплейном плане тоже никаких кардинальных изменений нет — разработчики немного переделали механику перков, добавили несколько своих особенных фишек, но всё остальное явно взято из Modern Warfare. Большие карты, на которых в силу архитектуры постоянно натыкаешься на врагов, классно проработанное оружие, масса режимов, прокачка стволов по массе параметров — всё это есть. Даже режим с зомби добавили, которого так не хватало многим фанатам кооператива. Да, ничего нового в этой части разработчики нам не показали — вместо экспериментов они взяли то, что уже нравится аудитории, и добавили несколько завершающих штрихов.