В конце 2008-го Firefox был невероятно востребован. Его активно использовало около 20% из 1,5 миллиарда человек, у которых вообще был доступ к интернету. Особенно популярным продукт Mozilla был в Индонезии, Македонии и Словении — всемирную паутину с его помощью там сёрфило больше половины интересующихся. Кен Коваш (Ken Kovash), менеджер команды Mozilla по анализу данных в то время, отмечал, что доля Firefox в указанных регионах растёт сумасшедшими темпами. Очень жаль, что спустя полтора десятка лет указанный браузер востребован далеко не так сильно. Впрочем, рано сбрасывать его со счетов.
Для начала важно разобраться с источниками доходов Mozilla
У компании Mozilla далеко не самые простые отношения с Google. Поисковый гигант вместе со своим браузером Chrome не первый год остаётся основным конкурентом Firefox. Впрочем, именно дочерняя компания Alphabet помогает условно некоммерческой организации держаться на плаву. Да-да, они являются деловыми партнёрами: Google платит немалые суммы, чтобы его поиск в адресной строке Firefox использовался по умолчанию. Есть информация, что речь идёт о 400–450 миллионах долларов в год. Последние открытые отчёты Mozilla, опубликованные в 2020-м, это подтверждают: общий доход компании составил 496 миллионов, из которых 441 приходится именно на подобные сделки.
Сделка Google и Mozilla в последний раз продлевалась в 2020-м — скорее всего, она истечёт в 2023 году. Судя по динамике популярности Firefox, за время указанного соглашения доля браузера в общей структуре сократиться ещё на 1% (сегодня у него не более 3% рынка). Несмотря на заверения Mozilla о стабильной активности 215 миллионов своих пользователей, нет гарантий, что Google продолжит вкладывать такие же суммы в поисковую строку Firefox. Деталей по переговорам компаний нет, поэтому стоит отталкиваться лишь от динамики популярности самого браузера. Назвать её положительной нельзя даже при большом желании.
💡 Важно понимать, что в вопросах поиска у Mozilla есть не только глобальные партнёры, как Google, но и локальные. В России, к примеру, за свою систему, используемую в Firefox по умолчанию, платит Яндекс. Сумма сделки не разглашается, но для локального рынка, подобного отечественному, деньги точно значимые.
Статистика использования Firefox падает, это снижает доходы
Жаль, но Firefox используют всё меньше. Старший вице-президент проекта, Селена Декельманн (Selena Deckelmann), подтверждает это. Она подчёркивает, что вектор падения интереса к браузеру особенно заметен при рассмотрении ситуации за последнюю пятилетку. Сегодня его доля, по отрытой статистике, уже составляет меньше 3% в разрезе всех типов устройств вместе взятых. По данным Mozilla, за период с 2019-го по 2022 год больше 30 миллионов активных пользователей Firefox попросту отсеялись. В общем, динамика неутешительная, и в компании это прекрасно понимают. Но сдаваться в ней пока не планируют.
У Firefox ещё есть перспективы. Следует понимать, что разработчики браузера всегда ориентировались как на максимально безопасное использование всемирной паутины, так и на её предельную открытость. Всё это ещё два десятилетия назад дало Mozilla возможность вытянуть своё детище из-под тени Netscape. Впрочем, сегодня фактически все браузеры предлагают аналогичный уровень безопасности и крайне трепетно относятся к конфиденциальности данных. Более того, на рынке появляется всё больше проектов, которые в своей стратегии ставят эти факторы на первое место. Именно поэтому интерес к Firefox планомерно снижается, а Mozilla даже сокращает свой штат.
Чтобы выжить, Mozilla важно диверсифицировать свои доходы
У создателей Firefox просто нет других вариантов на долгосрочную перспективу, и в Mozilla это прекрасно понимают. Некоторые подвижки, пусть не самые удачные, в этом разрезе уже имеются. Речь, к примеру, о премиальной подписке на сервис отложенного чтения Pocket, которым владеет именно создатель Firefox. У него также есть пара VPN-сервисов, на которые можно подписаться за дополнительную плату. В конце концов, чтобы не зависеть от средств Google, Mozilla также размещает на новых вкладках своего браузера собственные рекламные плашки, которые приносят дополнительный доход.
Всё описанное выше — не просто слова, они подтверждаются цифрами. Совокупный доход от подписок и рекламы Mozilla вырос с 14 миллионов в 2019-м до 20 миллионов долларов в 2020 году. Вполне возможно, данные 2021-го покажут около 14% средств от собственных сервисов в структуре общих доходов компании. Подобное движение в сторону независимости от Google ведёт к более здоровой бизнес-модели компании, что явно позитивно скажется на её дальнейшем развитии. Главное, чтобы у Mozilla не было больше промахов, как смартфоны на Firefox OS из 2010-х. Так сильно плошать компании просто нельзя.
💡 Интересно, что у Firefox, несмотря на его политику конфиденциальности, когда-то были большие проблемы с безопасностью. Сервис зашифрованного обмена файлами браузера активно использовался для распространения вредоносного софта, и его, в конце концов, пришлось прикрыть.
От ставки на конфиденциальность Firefox нужно просто уйти
В поиске новых источников доходов Mozilla в будущем явно придётся изменить маркетинговое позиционирование Firefox. Лурдес Туррека (Lourdes Turrecha), основатель структуры Rise of Privacy Tech, которая отслеживает компании, ориентированные на конфиденциальность, подтверждает это. Он отмечает, что сегодня на рынке уже слишком много браузеров, которые используют конфиденциальность в своём брендинге. Кроме Firefox, на этом же поприще играют Safari, DuckDuckGo, Brave, Vivaldi и даже Tor. Для рядового пользователя разница между ними в вопросе сохранения личных данных минимальна. Поэтому для этого явно нужно искать новые способы.
Конечно, дифференциацию доходов Firefox нужно проводить максимально аккуратно. Важно, чтобы у Mozilla была чёткая стратегия по поводу позиционирования браузера на всех возможных платформах. Политика компании не должна оказаться отталкивающей. Барт Виллемсен (Bart Willemsen), специалист по конфиденциальности Gartner, считает, что Firefox необходимо найти новое уникальное преимущество, но не потерять имеющихся пользователей. Он подчёркивает, что допустить, чтобы человек отказался от продукта, очень просто, но заставить его вернуться обратно — крайне сложная задача.
Сражаться с Chrome компании Mozilla нет никакого смысла
В течение многих лет именно Firefox считался основной альтернативой для фирменного браузера Google. Впрочем, почти за 15 лет с момента своего возникновения в 2008-м Chrome стал синонимом интернета. Сегодня он используется на 65% гаджетов, которые используются для сёрфинга сети. Когда в браузере Google появляется AMP или любая другая новая фишка, огромное число сайтов пытаются реализовать её у себя. Ни одна альтернатива Chrome не может соревноваться с ним хоть как-то. Именно поэтому Mozilla нужно искать место для Firefox именно среди альтернатив.
Бывшие сотрудники Mozilla подтверждают, что компания уже проиграла войну за лидерство в области интернет-сёрфинга. Победитель в данном случае может быть только один. Впрочем, продвинутые пользователи всё ещё находятся в поисках чего-то нового. Причиной обратить внимание на Firefox может быть какой-то интересный дополнительный функционал, который не интересен Google для внедрения в Chrome по любым стратегическим причинам. Это может быть встроенная блокировка рекламы или быстрый доступ к любым средствам общения, которые уже реализуют конкуренты.
💡 Любопытно, что востребованность Opera сегодня находится в ещё более плачевном состоянии, чем Firefox, несмотря на целый ряд дополнительных фишек. У этого браузера, к примеру, есть встроенный VPN, за использование которого даже не взимается плата. Но это проект всё равно не спасает.
Firefox может стать максимально персонализированным браузером
На данный момент Селена Декельманн видит потенциал развития Firefox в максимальной персонализации браузера. Вполне возможно, что новых пользователей привлечёт именно это. Сегодня продвинутые настройки для внешнего вида и функционального наполнения инструментов веб-сёрфинга фактически не предусмотрены — особенно в мобильном сегменте. Более того, в подобные приложения важно в обязательном порядке добавлять и новые фишки. Mozilla, к примеру, работает над развитием домашней страницы, встраиванием туда заброшенных поисковых запросов и непрочитанных до конца материалов.
Декельманн подчёркивает, что сегодня для многих пользователей крайне важным становится функционал для персонализации — именно это важно ставить на первое место. Более того, у Mozilla уже есть первые находки в этом направлении. Не так давно компания начала сотрудничество с Disney. В его рамках она предлагает изменить оформление интерфейса браузера в угоду новому анимационному проекту Pixar. Среди всех, кто будет использовать его, предполагается розыгрыш бесплатной подписки на сервис Disney+. Ничего подобного другие приложения попросту не предлагают. Вполне возможно, что аудитория это оценит.
Источник: Wired.