Продвинутые игровые мониторы и видеокарты могут похвастаться внушительным списком передовых функций, но один важный аспект часто остаётся без должного внимания — количество и тип портов DisplayPort и HDMI. В чём между ними разница и какой интерфейс лучше использовать? Может показаться, что всё очень просто — подключить кабель, который шёл в комплекте с монитором, к ПК, а затем просто играть (или работать). Но на деле существуют важные отличия, которые могут привести к потере частоты обновления, качества цвета и не только. Так что если вы собираетесь приобрести новый монитор или видеокарту, стоит заранее изучить возможности этих стандартов. Этим мы сейчас и займёмся.
Основные типы подключения
Актуальные стандарты подключения дисплеев — DisplayPort и HDMI (High-Definition Multimedia Interface). DisplayPort появился в 2006 году, а HDMI — в 2002-м. Оба стандарта являются цифровыми, то есть все данные о пикселях на экране передаются в виде нулей и единиц через кабель. Затем дисплей эту цифровую информацию преобразует в изображение на
экране.
Раньше цифровые мониторы использовали разъёмы DVI (Digital Visual Interface), а ещё раньше применялись аналоговые VGA (Video Graphics Array), а также компонентные RGB и S-Video, композитным видео, EGA и CGA. В 2020-х годах вы точно не захотите использовать VGA или любой из этих разъёмов — они безумно устарели, а значит, любая новая видеокарта, скорее всего, даже не будет поддерживать этот разъём, а если и будет, то вам придётся использовать аналоговый сигнал, который подвержен помехам. Это ужасно.
DVI — это минимум, который можно рассматривать на сегодняшний день, и даже он имеет определённые ограничения. На самом деле этот стандарт имеет много общего с ранними версиями HDMI, только без поддержки аудио. Он отлично подходит для игр в разрешении 1080р (или даже 1440р, если имеется двухканальное соединение — dual-link DVI-D).
Поддержка dual-link DVI-D обеспечивает удвоенную пропускную способность благодаря наличию дополнительных контактов и проводов. Большинство современных видеокарт с портом DVI поддерживают dual-link, но самые новые видеокарты вроде NVIDIA RTX 50 (Blackwell), RTX 40 (Ada Lovelace), RX 7000 (RDNA 3), AMD RX 9000 (RDNA 4), Intel Battlemage Arc B и Arc Alchemist A чаще всего поставляются без разъёма DVI. Фактически, разъём DVI-D устарел ещё до пандемии коронавируса, так что если у вас есть старый монитор, которому необходимо подключение по DVI-D, самое время задуматься про обновление.
Если же говорить про Thunderbolt 2/3/4, то этот стандарт задействует DisplayPort через соединение Thunderbolt. Thunderbolt 2 поддерживает DisplayPort 1.2, а Thunderbolt 3 поддерживает DisplayPort 1.4. Примечательно, что Thunderbolt 4 тоже поддерживает DisplayPort 1.4, но требует поддержки двух одновременных сигналов в 4К при 60 Гц. Кроме того, при наличии соответствующего оборудования можно через Thunderbolt 3 передавать сигнал HDMI 2.0.
Некоторые новые мониторы для передачи видео также могут использовать порт USB Type-C. В этом случае пропускная способность и разрешение зависят от конкретного монитора. И стоит сказать, что USB Type-C удобен тем, что в него легче вставлять кабель, но минус в том, что и случайно выдернуть его тоже проще. Так что на данный момент мы не будем рассматривать варианты с USB Type-C, но если такие мониторы начнут завоёвывать популярность, мы, возможно, вернёмся к этой теме.
Для более свежих мониторов лучше использовать DisplayPort или HDMI, но есть ли явный победитель между этими двумя стандартами? Давайте разберёмся в деталях.
Характеристики и разрешения
Не все порты DisplayPort и HDMI одинаковы, хотя оба стандарта могут похвастаться обратной совместимостью — это значит, что вы при желании можете подключить HD-телевизор середины 2000-х годов к новейшей видеокарте серии RTX 50 или RX 9000, и всё будет прекрасно работать. Однако стоит понимать, что при подключении дисплея к видеокарте система выберет наилучший вариант, который поддерживается как принимающей, так и передающей стороной. Это может привести к тому, что даже лучший игровой монитор с 4К-разрешением, частотой обновления 240 Гц и поддержкой HDR будет работать в режиме 4К при 24 Гц в случае использования старой видеокарты.
Вот краткий обзор основных версий DisplayPort и HDMI, их максимальных скоростей передачи сигнала и поколений видеокарт, которые впервые добавили поддержку соответствующего стандарта.
Версии DisplayPort
Версии HDMI
Обратите внимание на то, что в таблице есть две колонки пропускной способности — максимальная скорость передачи и максимальная скорость данных. Дело в том, что цифровые сигналы DisplayPort и HDMI используют разные схемы кодирования битрейта — 8b/10b для большинства старых стандартов, 16b/18b для HDMI 2.1 и 128b/132b для DisplayPort 2.x. Например, кодирование 8b/10b означает, что на каждые 8 бит данных фактически передаётся 10 бит, а дополнительные биты используются для поддержки целостности сигнала (для того, чтобы обеспечить нулевое смещение по постоянному току).
Таким образом, для передачи данных при кодировании 8b/10b фактически доступно только 80% теоретической пропускной способности. Кодирование 16b/18b повышает эффективность передачи сигнала до 88,9%, а кодирование 128b/132b обеспечивает до 97% эффективности. Конечно, существуют и другие факторы вроде вспомогательного канала HDMI, но для ПК они не настолько важны. Кроме того, стоит учитывать максимально поддерживаемые режимы передачи данных без сжатия и со сжатием DSC (Display Stream Compression). У ранних версий DSC были определённые проблемы, но видеокарты, выпущенные после 2018 года, похоже, прекрасно работают с этой функцией.
Пропускная способность
Чтобы разобраться в приведённой ниже таблице, нужно слегка углубиться в тему. Начать стоит с того, что все цифровые соединения — будь то DisplayPort, HDMI и даже DVI-D — в конечном итоге зависят от необходимой пропускной способности. Каждый пиксель на экране монитора или телевизора состоит из трёх компонентов — красного, зелёного и синего. Как альтернатива — YCbCr/YPbPr (где Y это яркость (Luma), а CbCr/PbPr — два цветоразностных компонента UV (Chroma)). Соответственно, независимо от того, что именно рендерит видеокарта (чаще всего 16-битный RGBA с прозрачностью), эти данные преобразуются в сигнал для дисплея.
Ранее стандартом было принято считать 24-битную глубину цвета (по 8 бит на каждый из компонентов RGB), но с появлением HDR и дисплеев с расширенной глубиной цвета появились и 10-битные панели (по 10 бит на каждый из компонентов RGB). А в профессиональной среде встречаются даже 12- и 16-битные варианты. При этом в большинстве случаев дисплеи используют либо 24 бита на один пиксель (bpp), либо 30 bpp, и лучшие HDR-мониторы всё же предпочитают более продвинутый вариант. Чтобы определить минимально необходимую пропускную способность, нужно умножить цветовую глубину монитора на количество пикселей и частоту обновления. Но речь именно про «минимально необходимую», потому что есть и другие факторы.
Тайминги мониторов — довольно сложная тема. Организация VESA определяет стандарты и даже существует таблица с точными расчётами. Например, монитор с разрешением 1920×1080 пикселей с частотой обновления 60 Гц фактически использует 2000 пикселей на одну строку (горизонтальную линию) и 1111 строк после применения всех параметров синхронизации. Это связано с тем, что текущий стандарт всё ещё учитывает интервалы гашения дисплея (эти интервалы частично являются наследием эпохи аналоговых ЭЛТ-экранов, но в современных стандартах они учитываются по сей день — даже в случае с цифровыми решениями).
Используя электронную таблицу VESA и провести соответствующие расчёты, можно определить требования к пропускной способности. Затем можно сравнить эти значения с максимальной скоростью передачи данных различных стандартов из первой таблицы — если требуемая пропускная способность данных меньше максимальной скорости передачи данных, которую поддерживает конкретный стандарт, стандарт это разрешение поддерживает.
Но стоит понимать, что все эти цифры касаются исключительно несжатых сигналов. В стандарте DisplayPort 1.4 была реализована поддержка поддержку Display Stream Compression 1.2a (DSC), которую также добавили в HDMI 2.1 — если говорить простым языком, DSC помогает обойти ограничения пропускной способности, которые становятся всё более значимыми по мере роста разрешения и частоты обновления. Например, несжатый сигнал в 8К-разрешении при 60 Гц и 24 bbp требует 49,65 Гбит/сек, а при 10-битном HDR — уже 62,06 Гбит/сек. Первое значение можно передать посредством DisplayPort 2.1 UHBR13.5, но для второго требуется уже UHBR20 (который пока что встречается только в RTX 50 и одном из портов профессиональной видеокарты AMD W7900).
Технология DSC позволяет сжимать данные до коэффициента 3:1, используя цветовую модель YCgCo и дельта-кодирование PCM. Это позволяет сжимать контент без визуальных потерь (а иногда и полностью без потерь, в зависимости от контента). В результате благодаря DSC картинку в 8К-разрешении при 120 Гц с HDR вполне возможно передавать — она требует всего 42,58 Гбит/сек пропускной способности. Более того, с DSC стандарт DisplayPort 1.4 поддерживает 4К при 240 Гц.
Но в случае с DSC есть и нюансы — на старых видеокартах поддержка может быть неполной. Например, я тестировал различные видеокарты с монитором Samsung Odyssey Neo G8 32, который поддерживает 4К-разрешение и 240 Гц посредством портов DisplayPort 1.4 и HDMI 2.1. В большинстве ситуаций современные видеокарты работают абсолютно нормально, нор модели 2016 года и старше могут не предоставить опцию в виде 240 Гц. Кроме того, иногда могут встречаться артефакты изображения, но снижение частоты обновления до 120 Гц решает эту проблему. И, конечно, качество кабеля и реализация DSC тоже имеют значение.
Также стоит сказать, что HDMI и DisplayPort могут передавать аудиосигнал, но пропускная способность в данном случае ничтожно мала по сравнению с видео. Стандарты выделяют для аудио максимум 36,86 Мбит/сек (0,037 Гбит/сек, если использовать те же единицы измерения). Более того, ранние версии HDMI и DisplayPort использовали ещё меньшую полосу для звука. И стоит отметить, что HDMI поддерживает сквозную передачу аудио, тогда как DisplayPort — нет. Так что если вам нужно подключить видеокарту к ресиверу, то HDMI — лучший вариант.
Это, безусловно, длинное введение в сложную тему, но если вы когда-либо задумывались о том, почему простая формула (разрешение * частота обновления * глубина цвета) не совпадает с опубликованными спецификациями, то причина в дополнительных параметрах — таймингах, кодировании, аудио и прочих факторах. И, конечно, пропускная способность — не единственный критерий, влияющий на выбор, но в целом стандарт с более высокой пропускной способностью всегда предпочтительнее.
DisplayPort: выбор для ПК
На текущий момент DisplayPort 2.1 — самая продвинутая версия стандарта DisplayPort. Спецификация DisplayPort 2.0 была представлена в июне 2019 года, и видеокарты Intel Arc Alchemist, а также AMD RDNA 3, уже получили поддержку этого стандарта. Позже этот стандарт был обновлён до DisplayPort 2.1, но всё аппаратное обеспечение, которое поддерживало DisplayPort 2.0, остаётся совместимым и с новой версией. И, что довольно важно, NVIDIA наконец добавила поддержку DisplayPort 2.1b в своих видеокартах RTX 50 на архитектуре Blackwell.
На рынке представлены видеокарты с поддержкой DisplayPort 2.1, но они отличаются друг от друга по уровню возможностей. Например, видеокарты Intel Arc поддерживают UHBR10 (Ultra-High Bitrate 10 Гбит/сек на линию), обеспечивая максимальную скорость подключения в 40 Гбит/сек (без учёта кодировки 128b/132b). Компания AMD выбрала более быстрый UHBR13.5 (54 Гбит/сек в общей сложности). При этом в большинстве своём компании очень редко применяют UHBR20 (20 Гбит/сек на одну линию) — исключением выступает профессиональная видеокарта AMD Radeon Pro W7900 (есть поддержка UHBR20 лишь на одном из портов) и все видеокарты серии RTX 50 (поддержка UHBR20 с 80 Гбит/сек реализована на всех портах). Правда, основная проблема в данном случае заключается не в поддержке со стороны видеокарт.
Суть в том, что на рынке всё ещё очень мало мониторов с поддержкой стандарта DisplayPort 2.1 — они постепенно появляются, но это наглядная демонстрация ситуации «что появилось первым — курица или яйцо?». Видеокарты с поддержкой DisplayPort 2.1 существуют уже три года, но мониторы с тем же интерфейсом пока что сильно отстают. Вероятно, это связано с тем, что DisplayPort 1.4 всё ещё достаточно для разрешения до 4К при 240 Гц или 8К при 60 Гц с DSC, а поддержка HDMI 2.1 представляет собой альтернативу для тех, кому нужно иметь пропускную способность до 48 Гбит/сек.
Одним из преимуществ DisplayPort является поддержка переменной частоты обновления, которая включена в стандарт начиная с DisplayPort 1.2a. Кроме того, мне нравится прочный разъём DisplayPort (в отличие от mini-DisplayPort), который оснастили специальной защёлкой для надёжной фиксации кабеля. Это мелочь, но кабели HDMI иногда случайно выдёргиваются, чего с DisplayPort не происходит. Кроме того, DisplayPort поддерживает подключение сразу нескольких мониторов к одному порту при помощи технологии Multi-Stream Transport (MST), а сам сигнал DisplayPort может передаваться через USB Type-C с поддержкой MST.
Но вопрос лицензирования и роялти вызывают определённую путаницу, которая сбивает с толку. Изначально DisplayPort задумывался как более дешёвый стандарт, но как и в случае с HDMI, у DisplayPort есть связанные со стандартом бренды, товарные знаки и патенты, требующие лицензирования со стороны производителя. Технологии вроде HDCP, DSC и не только тоже предполагают уплату отчислений патентодержателю. Соответственно, на данный момент ставка роялти для DisplayPort составляет 0,20 доллара за продукт с этим интерфейсом (с максимальным лимитом 7 миллионов долларов в год). В случае с HDMI производителю нужно заплатить меньше — 0,15 доллара за продукт или 0,05 доллара, если логотип HDMI используется в рекламных материалах.
Поскольку стандарт DisplayPort эволюционировал в течение многих лет, не все кабели DisplayPort будут корректно работать на новейших скоростях. Оригинальная спецификация DisplayPort 1.0-1.1a поддерживала кабели RBR (Reduced Bit Rate) и HBR (High Bit Rate) с пропускной способностью в 5,18 Гбит/с и 8,64 Гбит/с соответственно. В DisplayPort 1.2 был введён HBR2, который удвоил максимальную скорость передачи данных до 17,28 Гбит/сек, но оставался совместимым со старыми HBR-кабелями. В DisplayPort 1.3-1.4 появился HBR3 с повышением пропускной способности до 25,92 Гбит/сек (также появилось требование использовать сертифицированные кабели DP8K).
И, наконец, в DisplayPort 2.1 появилось три новых режима передач данных — UHBR10 (Ultra High Bit Rate 10), UHBR13.5 и UHBR20. Число в названии указывает на пропускную способность каждой линии передачи, а в DisplayPort таких линий четыре. Соответственно, UHBR10 обеспечивает скорость передачи данных до 40 Гбит/сек, UHBR13.5 — до 54 Гбит/сек, а UHBR20 достигает отметки в 80 Гбит/сек. При этом DisplayPort 2.1 использует кодирование 128b/132b, то есть реальная скорость передачи данных составляет 38,69 Гбит/с, 52,22 Гбит/с и 77,37 Гбит/с соответственно. И чтобы соответствовать этим стандартам, появились новые кабели.
Официально максимальная длина кабеля DisplayPort составляет до 3 метров, что, теоретически, является одним из возможных недостатков, особенно в сегменте потребительской электроники. Более того, новые версии стандарта с ещё более высокой пропускной способностью могут ещё больше сократить эту длину. Например, согласно официальному списку сертифицированных кабелей DisplayPort, самый длинный поддерживаемый кабель DP80 на данный момент достигает длины всего 1,2 метра, а многие другие модели имеют длину в 0,8 или 1,0 метра. Это значит, что если ваш кабель имеет длину менее 1 метра, то вам, скорее всего, придётся размещать ПК прямо на столе.
При максимальной скорости передачи данных на уровне 25,92 Гбит/сек стандарт DisplayPort 1.4 может обеспечить разрешение 4К с 24-битным цветом при 98 Гц. Если снизить цветовую субдискретизацию до 4:2:2 YCbCr, можно получить 144 Гц с поддержкой HDR. В качестве альтернативы DSC позволяет добиться 4К-разрешения при 240 Гц, даже с HDR. Но стоит понимать, что 4К-мониторы с частотой обновления 144 Гц (и выше) и HDR всё ещё остаются крайне дорогими, так что большинству геймеров больше подойдут мониторы с частотой обновления 144 Гц и разрешением 1440p.Такому монитору хватит 134,08 Гбит/сек при 24-битном цвете или 17,60 Гбит/сек для 30-битного HDR, что без проблем укладывается в возможности DisplayPort 1.4.
Если говорить о 8К-контенте в будущем, то, теоретически, он уже возможен благодаря технологии DSC и интерфейсам DisplayPort 1.4a или HDMI 2.1b. Однако мониторы и компьютерное оборудование, необходимые для комфортной работы с таким высоким разрешением, пока что большинству пользователей недоступны из-за слишком высокой цены. Да, топовые видеокарты вроде RTX 4090 или RTX 5090 частично эту проблему нивелируют, но плотность пикселей при 8К-разрешении часто превышает возможности человеческого зрения. Так что к тому моменту, когда 8К станет массовым стандартом как по цене, так и по производительности необходимых видеокарт, скорее всего, индустрия пройдёт ещё несколько поколений аппаратного обеспечения.
HDMI: повсеместный стандарт в бытовой электронике
Обновления HDMI позволили данному стандарту сохранять свою актуальность уже свыше 20 лет. Самые ранние версии HDMI уже устарели, но более свежие ревизии повысили пропускную способность и добавили новые функции.
Да, HDMI 2.0b и более ранние версии стандарта в некоторых аспектах действительно уступают DisplayPort 1.4, но если вам не нужны экстремально высокое разрешение или частота обновления, то вы, вероятно, не заметите никакой разницы. Полноценный 24-битный RGB-цвет при 4К-разрешении и 60 Гц поддерживается с момента релиза HDMI 2.0 в 2013 году, а более высокие разрешения и/или частоты обновления доступны при использовании цветовой субдискретизации 4:2:0 YCbCr (данный подход не рекомендуется использовать с текстом на ПК, так как это может сделать края букв нечёткими).
Кроме того, HDMI поддерживает технологию VRR (переменная частота обновления) для пользователей AMD FreeSync посредством расширения AMD начиная с версии 2.0b, но только с HDMI 2.1 технология VRR официально стала частью стандарта. Видеокарты AMD и NVIDIA поддерживают HDMI 2.1 с VRR начиная с архитектур Turing и RDNA 2 (Intel тоже реализовала поддержку этого стандарта в своих первых видеокартах Alchemist). При этом NVIDIA решила назвать своё решение VRR для HDMI 2.1 громким «G-Sync Compatible», а список протестированных и официально поддерживаемых мониторов можно найти на официальном сайте компании.
Пожалуй, главным преимуществом HDMI является широкое распространение стандарта. Ещё в 2004 году, когда стандарт был ещё очень «юным», по всему миру выпускались миллионы устройств с поддержкой HDMI, и на данный момент он встречается буквально повсюду. Сегодня бытовая техника вроде телевизоров чаще всего оснащается тремя или даже более HDMI-портами. Более того, телевизоры и другие виды электроники поддерживали HDMI 2.1 ещё до того, как этот стандарт получил поддержку на ПК. И, что самое интересное, по сей день найти телевизор с DisplayPort довольно трудно.
Примечательно, что требования к HDMI-кабелям с течением времени постоянно менялись, как и в случае с DisplayPort. Одним из ключевых преимуществ данного стандарта является длина — качественные HDMI-кабели могут достигать в длину целых 15 метров, что в пять раз больше, чем у DisplayPort-кабелей. Это, безусловно, не очень важно для монитора на рабочем столе, но критически необходимо для домашнего кинотеатра.
Изначально существовало две категории кабелей HDMI:
- Категория 1 (или стандартные HDMI-кабели) — предназначены для более низких разрешений и/или коротких дистанций передачи сигнала.
- Категория 2 (или высокоскоростные HDMI-кабели) — предназначены для поддержки 1080р при 60 Гц или 4К при 30 Гц на дистанции до 15 метров.
Позже, с релизом HDMI 2.0, появились кабели Premium High Speed, сертифицированные для соответствия пропускной способности 18 Гбит/сек. А в HDMI 2.1 был добавлен ещё один класс кабелей — Ultra High Speed. Этот кабель способен передавать данные на скорости до 48 Гбит/сек. Кроме того, HDMI также позволяет передавать Ethernet-сигнал посредством HDMI-кабеля, но эта возможность на ПК используется очень редко.
Самое время поговорить о лицензионных сборах. Хотя HDMI Technology не раскрывает точную стоимость лицензирования, в сети есть подробное описание различного рода лицензионных сборов HDMI по состоянию на 2014 год. Если коротко, то для бизнеса с высоким объёмом производства кабелей или устройств этот сбор составляет 10 000 долларов в год или 0,05 доллара за каждый HDMI-порт при использовании HDCP (защита цифрового контента высокой чёткости) и использование логотипа HDMI в маркетинговых материалах. Естественно, для конечного пользователя это не такие уж большие расходы.
Как и DisplayPort, HDMI поддерживает HDCP (High-bandwidth Digital Content Protection) для защиты контента от копирования. Естественно, для этого предусмотрен отдельный лицензионный сбор (хотя он снижает стоимость за лицензирование HDMI). Более того, HDMI поддерживает HDCP буквально с самого начала своего существования — начиная с версии HDCP 1.1 и заканчивая HDCP 2.2 в HDMI 2.0. Недостаток HDCP в том, что эта технология может вызывать проблемы в случае использования длинных кабелей, и в итоге это больше раздражает обычных пользователей, чем пиратов.
Стандарт HDMI 2.1 поддерживает скорость передачи данных до 48 Гбит/сек и DSC. Теоретически, это значит, что стандарт поддерживает разрешения и частоты обновления до 4К при 480 Гц или 8К при 120 Гц посредством одного подключения. На данный момент мониторов с 4К при 480 Гц ещё нет, но на CES 2025 демонстрировались телевизоры с 8К-разрешением и частотой обновления 120 Гц.
DisplayPort против HDMI: выводы для геймеров
Мы с вами детально рассмотрели технические характеристики DisplayPort и HDMI, но какой из этих стандартов в итоге лучше всего подходит для игр? В определённой степени это зависит от оборудования, которым вы уже владеете или планируете приобрести в будущем. Оба стандарта способны обеспечить хороший игровой опыт, но если вы хотите получить лучший результат, то на данный момент DisplayPort 1.4 в общем и целом лучше, чем HDMI 2.0, HDMI 2.1 технически превосходит DP 1.4, а DisplayPort 2.1 обходит HDMI 2.1 (но только при условии поддержки UHBR13.5 или новее). Проблема только в том, что для корректной работы, как видеокарта, так и дисплей должны поддерживать необходимый стандарт.
Для большинства геймеров, которые используют видеокарты от NVIDIA, сейчас лучшим вариантом выступает подключение по DisplayPort 1.4 к монитору, который имеет сертификат G-Sync. В качестве альтернативы подойдёт и HDMI 2.1 при использовании более нового монитора. Кроме того, видеокарты серий RTX 30 и RTX 40 поддерживают одни и те же стандартны подключения, что можно считать как плюсом, так и минусом. Большинство графических ускорителей оснащены тремя портами DisplayPort и одним HDMI, хотя встречаются и версии с двумя HDMI и двумя (или тремя) DisplayPort. Но стоит понимать, что одновременно могут работать только четыре видеовыхода. И, конечно, видеокарты поколения RTX 50 получат наибольшую пользу при работе с монитором по DisplayPort 2.1, так что если вы планируете купить 4К-дисплей с частотой 240 Гц вместе с RTX 5080 или RTX 5090, то это будет очень мощное сочетание.
Геймеры, которые предпочитают видеокарты от AMD, имеют больше вариантов. Например, если хорошо поискать, можно найти мониторы и телевизоры с DisplayPort 2.1 (ROG Swift PG32UXQR поддерживает этот стандарт). Да и HDMI 2.1 тоже является довольно хорошим выбором — и монитором с этим стандартом на рынке даже больше. Здесь стоит учитывать, что максимальная пропускная способность графических процессоров RDNA 3 и RDNA 4 составляет 54 Гбит/сек по DisplayPort 2.1 или 48 Гбит/сек по HDMI 2.1, так что разница на самом деле не сильно большая. Кроме того, большинство видеокарт AMD серии RX 7900, которые попадались на глаза, оснащены двумя портами DisplayPort 2.1 и двумя HDMI 2.1 (или одним HDMI 2.1 и одним USB Type-C). Новые видеокарты серии RX 9000, как правило, могут похвастаться тремя портами DisplayPort 2.1 и одним HDMI.
Видеокарты от компании Intel поддерживают DisplayPort 2.1 UHBR10, а модели серии Battlemage получили один дополнительный порт UHBR13.5. Также имеется поддержка VRR (переменная частота обновления), если есть монитор с адаптивной синхронизацией. Но не стоит даже пытаться использовать монитор G-Sync, который несовместим с Adaptive Sync, если у вас видеокарта от AMD или Intel.
Что делать, если у вас уже есть монитор, который не поддерживает высокую частоту обновления или не оснащён G-Sync или FreeSync, но при этом имеет выходы как для HDMI, так и для DisplayPort? Если ваша видеокарта поддерживает оба стандарта (а она, скорее всего, их поддерживает, если это модель, которая выпущена за последние восемь лет), то в большинстве случаев выбор типа подключения не будет иметь большого значения.
Разрешение 2560×1440 пикселей при фиксированной частоте обновления в 144 Гц и 24-битном цвете отлично работает как посредством DisplayPort 1.2 или выше, так и по HDMI 2.0 или новее. Любые более низкие параметры тоже без проблем поддерживаются обоими стандартами, но есть небольшая особенность — иногда при подключении монитора по HDMI по умолчанию используется ограниченный диапазон RGB, но это можно легко исправить в настройках монитора для карт AMD, Intel или NVIDIA. Данная проблема связана с тем, что в старые телевизионные стандарты до сих пор используют ограниченный цветовой диапазон, и некоторые производители современных мониторов почему-то считают это хорошей идеей. Но это не так.
Определённые сценарии использования системы могут склонить чашу весов в пользу DisplayPort, например, если вам нужно подключить несколько монитором через один порт посредством технологии MST. Это не очень распространённый сценарий эксплуатации, но DisplayPort позволяет это сделать. А вот если вы подключаете компьютер к телевизору, то HDMI обычно просто необходим, потому что телевизоры с видеовыходом DisplayPort встречаются очень редко. Более того, оба стандарта позволяют выводить 4К при 60 Гц без использования сжатия DSC, так что ограничения на современных видеокартах возникают только в случае разрешения 8К или 4К с частотой выше 60 Гц.
Так что в конечном счёте, хотя у DisplayPort есть определённые преимущества по характеристикам, а у HDMI — некоторые особенности, делающие его более удобным для бытовой электроники, эти два стандарта во многих областях очень схожи. Группа VESA, отвечающая за DisplayPort, ориентируется на развитие рынка ПК, в то время как HDMI регулируется консорциумом производителей бытовой техники, который в первую очередь учитывает интересы сегмента телевизоров. Но в итоге возможности DisplayPort и HDMI весьма схожи.
Это перевод статьи Tom's Hardware.