Жанр платформеров можно условно разделись на очень хардкорные и предельно лёгкие игры. Одни создаются для тех геймеров, которые обожают потеть перед монитором в попытках поставить новый рекорд времени, другие — для досуга, релакса, развлечений в компании или кругу семьи. И из-за красочного сеттинга, приятных персонажей и шикарной прорисовки виртуального мира кто-то мог подумать, что Crash Bandicoot 4: It’s About Time относится именно ко второму разряду видеоигр. Но не стоит верить обложке — на самом деле это именно тот релиз, который испортит нервы и заставит проклинать игровую приставку на каждом из уровней по триста раз.
Классический и современный
Перед началом прохождения игроку дают возможность выбрать один из двух режимов — «Классический» или «Современный». Нужно сразу сказать, что они отличаются лишь параметром жизней, тогда как сложность, коллекционные предметы и прочие моменты абсолютно идентичны. Но проходить игру, особенно если вы раньше в платформеры особо не заходили, советую на «Современном» режиме — в нём геймер может умирать столько раз, сколько пожелает. После смерти вы просто оказываетесь на крайней контрольной точке, после чего можете двигаться дальше, собирая предметы и пытаясь добраться до конца локации.
В «Классическом» режиме вам дают ограниченное количество жизней — после каждой смерти одна будет отниматься. И если жизни закончились, то отправляют вас не на последнюю контрольную точку, а в меню выбора уровня. То есть, это куда более сложный формат, который требует гораздо более высокого знания игровых механик и каждой карты. Также стоит отметить, что в «Классическом» режиме за каждые 100 вумпа-фруктов (выглядят как манго) вам будут давать одну дополнительную жизнь, что может упростить прохождение, если вы внимательно собираете всё вокруг. Что именно выбрать — дело ваше, но в любой момент в настройках можно будет сменить режим, в этом нет никакой проблемы и проходить игру заново тоже не нужно.
Зачем собирать, если можно не собирать?
Как я уже сказал, собирать вумпа-фрукты теперь необязательно — в классическом режиме вы вполне можете проходить уровни без смертей, а в современном умирать можно столько, сколько хочешь. Зачем же тогда вовсе тратить время на собирание чего-либо, если манго не необходимы? Разработчики подошли к этому вопросу крайне просто, сделав ящики и фрукты коллекционными предметами. На уровнях их можно, конечно, не собирать — игра проходится без них, но тогда игрок не получает уникальные облики и, естественно, ачивки. Механика на самом деле очень простая, такое уже было во многих проектах.
Всего за прохождение уровня в стандартном режиме можно получить шесть драгоценных камней. Первые три выдают за вумпа-фрукты — за 40%, 60% и 80% от общего количества. Да, собирать все-все манго не обязательно, хватит 80%. Ещё есть награда за то, что вы собрали все коробки, плюс если пройти уровень не умирая больше трёх раз, то дадут камушек, и один камень является спрятанным — его ещё придётся поискать. Но, к счастью, никто не вынуждает игрока собирать всё сразу — все условия для получения камней можно выполнять отдельно, проходя уровень несколько раз.
К примеру, мне легко удаётся собрать 80% манго почти на всех уровнях, но вот одновременно собрать ещё ящики, да ещё и не умереть больше трёх раз, уже довольно трудно. Так что можно воспользоваться хитростью — проходим уровень и собираем все манго, не обращая внимания на смерти. Потом разбиваем все ящики (помните, что TNT взрываются и разрушают ящики рядом), плюс попутно ищем секретный драгоценный камень. После этого аккуратно проходим уровень с третьей попытки, стараясь умирать минимальное количество раз. Да, это отнимает больше времени, но таким образом можно легко и без нервов открыть все облики, а также собрать необходимые ачивки.
А ещё в меню можно удобно просмотреть результаты на всех пройденных уровнях — так легче узнавать, где у вас ещё не всё собрано.
С точностью до пикселя
Также стоит сразу сказать, что это не казуальная игра, хотя визуальный стиль и жанр подталкивают именно к этой мысли. Нет, на самом деле проект весьма сложен в прохождении, особенно первый раз, когда вы ещё не выучили все выступы и сложные моменты, не знаете, что будет впереди, не выучили анимации и тайминги. Например, достаточно промазать всего на пару пикселей, чтобы главный герой свалился в обрыв, потеряв жизнь. И это при том, что хитбокс персонажа по размеру лишь немного меньше, чем площадь стандартного ящичка. То есть, всё время целиться нужно крайне точно, особенно если речь заходит о перемещениях по маленьким платформам.
Более того, в Crash Bandicoot 4 нужно иметь очень хорошую реакцию и знание геймпада. Во время поездок по перилам нам иногда нужно менять позицию, раскачиваться, прыгать со шпалы на шпалу, вовремя подпрыгивать, дабы не врезаться, и так далее. И всё это происходит на весьма приличной скорости, когда на раздумья о последующих действиях иногда дают четверть секунды или даже меньше. Конечно, повторюсь, если у вас стоит задача просто пройти уровень, то времени на принятие решения будет чуть больше, но если есть желание ещё манго собрать или ящики, то придётся нажимать уйму кнопок за секунду.
И, естественно, уровни, в которых нужно убегать от здоровенных монстров, двигаясь в сторону игрока, а не наоборот, приносят массу эмоций.
Маски как 30% геймплея
Важнейшим нововведением игры, как мне кажется, являются магические маски, предоставляющие Крэшу уникальные умения. На этом завязан и геймплей, и сюжетная линия — именно эти маски помогут отважной компании героев спасти мир от злодеев, так как без них пространственно-временные разломы не закрыть. Игрок будет путешествовать по мирам в поисках этих масок, а сами они дают нам различные фокусы. К примеру, первая маска даёт возможность взаимодействовать с пространством — делать какие-то предметы осязаемыми и наоборот. Благодаря этому мы можем лихо прыгать по платформам, чередуя их, добираться до ящичков и всё в таком духе.
И таких масок в игре много — одна замедляет время, другая превращает персонажа в мощнейший ураган, а третья вовсе меняет гравитацию. Всё это очень активно используется при прохождении того или иного мира, без использования функций масок пройти уровни у вас не выйдет при всём желании, да и зачем, если с их возможностями локации становятся в три раза интереснее. Правда, стоит уточнить, что и геймплей становится сложнее — помимо того, что нужно контролировать перемещение персонажа, прыжки, проезды и прочие акробатические трюки, игроку нужно будет ещё весьма вовремя активировать функции маски.
Что мне не понравилось
На текущий момент у игры, как мне кажется, две проблемы. Первая — экраны загрузки. Дело в том, что на загрузку одного уровня может уходить до минуты реального времени, что очень бесит, особенно если ты только закончил прохождение сложнейшей полосы, хочешь ещё, а нужно сидеть и смотреть на осколки миров на экране. А потом, когда вы откроете все миры и захотите проходить уровни заново, дабы добивать ачивки, экраны загрузки будут бесить просто неимоверно. И это при том, что сами локации не очень уж и большие — некоторые игры с открытым миром грузятся примерно столько же. На PS5 обещают моментальную загрузку локаций — очень на это надеюсь.
Вторая проблема — контрольные точки. Они разбросаны так, как будто разработчики просто брали и наобум тыкали их по всей полосе препятствий. Например, я бегу огромную дистанцию, прыгаю по ящикам, уклоняюсь от различных врагов громадного размера, с трудом выживаю, добираясь до относительно спокойного участка. Вроде по логике здесь должен быть чекпоинт, но его нет — он ещё дальше. Я прыгаю дальше на платформу, ошибаюсь, умираю, и начинаю свой путь, на который я потратил пять минут и тонну нервов, заново! Хотя казалось бы — поставьте контрольную точку, сохраните мой прогресс, спасите мои нервы от дальнейших страданий. И, что самое неприятное, такое случается постоянно, но я сильно сомневаюсь, что это поправят в будущем.
Отзыв
Разработчики явно делали всё, чтобы игра понравилась преданным фанатам — здесь масса отсылок к предыдущим частям серии и к другим проектам студии Toys For Bob, да и все оригинальные механики остались на месте. Общий дух путешествий Крэша никуда не делся, а значит, если вы с радостью проходили предыдущие игры серии, то и новинка подарит море удовольствия. С другой стороны, нужно понимать, что это вовсе не лёгкая игра, она требует от вас отличной реакции и идеального знания каждой локации, плюс необходимо потратить море времени на то, чтобы собрать все коллекционные предметы. Если вас это не пугает — самое время брать геймпад в руки.
Преимущества:
- интересные нелинейные уровни;
- бонусные уровни за неосновных персонажей;
- море различных механик;
- тьма противников;
- линейная сложность без перепадов;
- удобное управление;
- увлекательные бои с боссами;
- маски меняют отношение к геймплею;
- красивая картинка и шикарная проработка уровней.
Недостатки:
- загружаются локации крайне долго;
- контрольные точки разбросаны как-то странно;
- иногда не совсем очевидно, куда идти.