Головоломка с упором на хоррор и элементами экшена — звучит довольно интересно, правда? Решать сложные задачи, пока за спиной пыхтит какой-то огромный монстр, убегать от тьмы по узкой извилистой тропинке, водить за нос обезумевшую учительницу, собирая кусочки секретного кода…
Всё это действительно интригует, особенно если вы большой фанат игр, в которых нужно думать и задействовать логику на 300%. На деле же всё оказалось далеко не так увлекательно, как может показаться на первый взгляд, а недостатки явно перевесили преимущества.
Не будем ничего объяснять — сам разберётся
Начать стоит с того, что в этой игре нет ни намёка на обучение (лишь в самом начале разработчики решили рассказать о том, что лампу главной героини можно заряжать светом), так что обо всех механиках и их особенностях игроку придётся узнавать самостоятельно, применяя «метод тыка». Например, уже в первом акте, бегая по дому, больше напоминающему лабиринт, вы обнаружите, что источники света не просто так имеют цвет — их можно смешивать в лампе, получая нужный оттенок для открытия дверей, заполнения фонарей и так далее. Это важнейший элемент геймплея, на котором построена половина загадок, но игра вам про данную функцию не скажет ни слова.
С наибольшим количеством трудностей я столкнулся в акте с песочницей, который, пожалуй, ярче всего демонстрирует подход разработчиков к объяснению всего происходящего на экране. Здесь, к примеру, появятся неизвестные светящиеся персонажи, которые могут зарядить вас светом. Кто они такие, откуда взялись и по какой траектории двигаются — без понятия. Ещё на локации вы обнаружите зоны, напоминающие туман, которые меняют цвет света в лампе, стеклянные панели, выполняющие ту же функцию, и «охранников», в радиус видимости которых нельзя попадать. Ничего об их предназначении в виртуальном мире вы не узнаете, пока не попробуете «на ощупь».
Или в акте с супермаркетом вы подберёте игрушку — плюшевого зайца. Что с ним делать? Это квестовый предмет или коллекционный, для ачивки? Может, у меня есть инвентарь и его можно рассмотреть поближе? Нет, всё гораздо банальнее — зайца нужно просто положить на кровать в комнате родителей маленькой девочки. Как я это выяснил? Минут 5 бегал по всем комнатам в доме, совершенно случайно наткнувшись на жёлтый маркер взаимодействия. При этом никакого квеста или хотя бы намёка о том, что нужно делать, в игре не было от слова совсем — если бы я не наткнулся на эту кровать, то бегал бы с зайцем ещё час. Почему разработчики решили, что не стоит говорить игроку о новой механике или следующем шаге на пути к цели, мне лично не очень понятно.
Головоломка, в которой хочется зевать
Учитывая, что игра представляет собой головоломку с элементами хоррора, я ожидал увидеть какие-то увлекательные загадки, которые заставят сесть и поразмыслить, взять блокнот для заметок или что-то в таком духе. Но на деле всё оказалось слишком скучно, банально и неинтересно — настолько, что если бы не редкие монстры, тайтл вполне можно было бы рекомендовать для прохождения детям. К примеру, в одном из актов игрок попадает в замкнутое кольцо из локаций — чтобы выбраться из него, нужно найти правильную комбинацию коридоров. Вот только эту комбинацию указывает бабочка — достаточно просто идти в тот коридор, возле которого она летает. Интересно ли это? Не думаю.
В уровне со школой геймеру нужно будет найти код от секретной двери — для этого придётся просто бегать по классам, светить на доски или срывать с них плакаты, а потом полученную комбинацию ввести в кодовую панель. Вам не нужно думать, размышлять, искать подсказки или запоминать сложные символы. Все, кто способен запомнить цифры «3», «5» и «8», а затем ввести в панель все доступные варианты (правильная комбинация — «835»), смогут осилить этот невероятный сложный квест. И да — всё, что я описал в данном абзаце, занимает примерно половину целого акта. От игры из жанра «Головоломка» я, честно говоря, ждал чего-то большего.
Больше же всего разочаровал уровень с кристаллами и лучами света — из-за того, что короткий тизер этого задания показали в Steam, я предполагал, что здесь будет нечто действительно сложное. Но на деле нужно три-четыре раза повернуть башни с кристаллами в одном крыле уровня, затем повторить то же самое в другом… и всё.
А так как поворачивать башни можно только в четырёх направлениях, подобрать правильную комбинацию можно даже наугад — просто стойте и крутите их до тех пор, пока луч не попадёт в нужном направлении. Все остальные задания в игре, к моему огромному сожалению, ещё проще и банальнее.
Самая неудобная камера из всех
За исключением некоторых небольших сегментов геймплея, вы всё время будете видеть главную героиню под одним и тем же углом. Да, камеру можно «прокручивать» вокруг своей оси, чтобы рассмотреть какие-то предметы или направить девочку с лампой в нужном направлении, но наклонить или поднять её по вертикали нельзя.
При этом сам угол наклона довольно странный и существенно ограничивает обзор, так как дальше пары-тройки метров вперёд ничего не видно. Сначала это не казалось проблемой, но со временем я заметил, что мне безумно не хватает возможности осматривать виртуальный мир в вертикальной плоскости, возникло ощущение скованности и неповоротливости.
Кроме того, обычно при использовании камеры с видом сверху разработчики видеоигр делают стены, перекрывающие обзор игроку, прозрачными, чтобы исследовать виртуальный мир было проще.
Но в этой игре разработчики решили делать прозрачной лишь определённую зону в небольшом радиусе вокруг главной героини — это выглядит крайне необычно и, вероятно, «на бумаге» такой подход можно было бы назвать хорошим решением.
В реальности же иногда приходится видеть мир через узкую подзорную трубу, плюс иногда появляются иконки взаимодействия с объектами, которых на деле просто не видно.
Оптимизация опоздала на релиз
В визуальном плане Beyond The Darkness выглядит предельно просто, так что я предполагал, что с графикой уровня 2005 года игра будет «летать» на 100+ FPS. Особенно с учётом того, что мой ПК явно превосходит рекомендованные системные требования данного проекта. Но, как оказалось, я сильно ошибся, потому что просадки частоты кадров сопровождали меня в процессе всего прохождения сюжетной линии, лишь изредка радуя заветными 60 кадрами в секунду. А самое забавное, что обычно уровень FPS падал в ситуациях, когда главная героиня заряжала свою лампу светом или переходила из одной «локации» в другую.
Знаете, почему мне это показалось забавным? Потому что процесс восполнения света в лампе — буквально основная механика в игре, которой вы будете пользоваться на постоянной основе от начала и до титров. Соответственно, можете смело привыкать к тому, что хоррор иногда будет «заикаться» из-за резкого падения до 35-45 FPS (а иногда и до 15-20 FPS).
Но есть и хорошая новость — игра достаточно короткая (первый акт, например, можно осилить минут за 20), так что долго нервничать по причине отсутствия оптимизации вам не придётся. Но, конечно, хотелось бы в будущем получить патч, который это исправит.
Отзыв
С точки зрения хоррора Beyond The Darkness сложно назвать действительно страшной — возможно, безликие монстры и неприятные звуки в фоне могут напугать ребёнка лет пяти, но я сильно сомневаюсь, что это целевая аудитория проекта.
При этом с головоломками здесь тоже очень и очень туго — вы будете тратить больше времени на то, чтобы понять, куда идти дальше, чем на решение посредственных задачек в духе «набери из лампы зелёного света и наполни им зелёную штуку на другом конце комнаты». Немного сглаживает ситуацию сюжет и низкая цена, но я всё равно не представляю себе геймера, которому мог бы эту новинку посоветовать.
Преимущества
- Довольно атмосферные и разнообразные локации.
- Интересная задумка смешивания света различных цветов.
- Эмоциональный сюжет с социальным подтекстом.
- Приятные голоса озвучки (игра полностью локализована на русском языке).
Недостатки
- Топорная и очень неудобная камера.
- Максимально неинтуитивный игровой процесс.
- Довольно посредственная оптимизация.
- Скучные и слишком лёгкие головоломки.
- Монстры совершенно не пугают.