С момента релиза Baldur’s Gate 3 о ней говорят буквально на каждом углу — проект стал настоящим генератором мемов, в Steam пиковый онлайн почти достиг миллиона геймеров, а ведущие издания уверенно называют свежую RPG игрой года. И, вероятно, так оно и есть, но на самом деле существует множество релизов, способных дать бой «Вратам», да ещё и заткнуть за пояс RPG нового поколения. Сейчас, скорее всего, вы подумали о «Ведьмаке», Elden Ring или Cyberpunk 2077, но нет — я отдал предпочтение менее известным видеоиграм, способным принести тонну удовольствия и подарить эмоции глубочайшего отыгрыша своей роли.
Ni no Kuni 2: Revenant Kingdom
Уверенно можно заявить, что эта игра отличается от всего того, во что вы играли ранее — как по визуальному стилю, так и по сеттингу, повествованию, игровому процессу и подходу к изучению виртуального мира. История, которая может прозвучать как детская сказка, поведает об увлекательных путешествиях главного героя и его приспешников в попытке вернуть трон, победив всех противников на своём пути, но без атмосферы жестокости и агрессии, да ещё и с долей градостроительного симулятора. Но нужно быть осторожным — после глубокой ролевой составляющей и общих эмоций от Ni no Kuni 2: Revenant Kingdom вам точно захочется оценить ещё больше японского геймдева, оторваться от которого потом будет очень проблематично.
Tales of Arise
Японские ролевые игры всегда были особенными, как и геймдев в целом, так что Tales of Arise подарит совершенно уникальные эмоции — как минимум из-за боевой системы. Разработчики из Bandai Namco требуют не только изучать персонажей, их сильные и слабые стороны, прокачивать навыки и всё в таком духе, но и активно уклоняться от мощнейших атак противников, как будто это упрощённая версия Dark Souls с яркой мультяшной графикой. Конечно, есть персонажи с глубокой ролевой проработкой, масса локаций и увлекательных путешествий, приносящих море позитивных эмоций, а также весьма мудрёный сюжет, который должен быть понятен даже тем, кто не слышал о предыдущих шестнадцати играх серии (да, их было очень много).
Kingdom Come: Deliverance
Представьте себе «Ведьмака», только без магии и фантастических существ — получится Kingdom Come: Deliverance. Здесь тоже можно скакать на лошади в любом направлении в поисках приключений, драться на мечах, напиваться в барах и драться со всеми подряд, заводить романтические отношения и наслаждаться глубокой ролевой системой с множеством параметров и переменных. При желании можно даже возвести своё поселение и прокачать его, а вариативность развития событий позволяет играть ещё и ещё, узнавая всё новые интересные ситуации. Отменная ролевая игра, которая не меньше прямого оппонента заслуживает на ужасную экранизацию от Netflix.
Weird West
Дикий Запад, охотники за головами, ведьмы, перестрелки на улице у салуна за косой взгляд, море оружия, магии и моральные дилеммы — у Weird West всего этого с горкой. Можно отыгрывать хорошего парня и помогать всем вокруг, заслужив уважение от местных обитателей, а можно вырезать целые города ради забавы, убивая в том числе NPC, которые могли выдать квест (неубиваемых персонажей в игре всего несколько). Да и любой квест можно решить десятком способов — от незаметного карабканья по горам до лобовой атаки с порохом, взрывами и перестрелкой в духе лучших боевиков. При этом у каждого из главных героев (да, он здесь не один) есть своя интересная предыстория, особенности и стремления — на них тоже стоит обратить внимание.
Grim Dawn
Безусловно, сражения играют важнейшую роль в подавляющем большинстве ролевых игр, но в Grim Dawn бои поставили во главу угла — драки с противниками всех форм и размеров здесь достаточно эффективные, иногда даже слишком. А победив очередную ораву оппонентов, геймер окунётся в следующую важнейшую механику проекта — у экипировки и оружия тьма характеристик, так что просто смотреть на урон не стоит, плюс всё это можно самостоятельно крафтить, добывая даже более ценные предметы, чем с поверженных врагов. Добавляем сюда феноменальных размеров мир, массу ремесел и параметров персонажа, а также возможность делать только то, что хочется, и получаем шикарный, но слегка мрачноватый и местами кровавый ролевой экшен.
Path of Exile
Игра настолько огромна, что лишь на изучение базовых механик и особенностей геймплея уйдёт несколько десятков часов. И хотя Path of Exile визуально очень похожа на Diablo III, на деле они в корне отличаются — как минимум тем, что POE является мультиплеерной и условно-бесплатной, хотя на глубочайшую проработку ролевой составляющей это никак не повлияло. Здесь тьма классов, у каждого из которых имеется свой набор уникальных навыков, которые можно комбинировать для достижения наибольшего эффекта. И хотя в игре действительно есть донат, он никак не влияет на игровой процесс — это, пожалуй, тот редкий случай, когда геймеры в восторге от проекта с сундуками за реальную валюту.
Pillars of Eternity
Классическая ролевая игра старой школы, которая мгновенно приковывает игрока к отыгрышу своей уникальной роли, поиску интересных заданий и ценных наград за их выполнение. Виртуальный мир полон сюрпризов и, естественно, опаснейших врагов, способных стереть партию геймера в порошок, плюс можно делать всё, чего только душа пожелает, без необходимости покорно ехать по рельсам сюжета. И, конечно, разнообразие поражает — здесь шесть рас, одиннадцать классов, пять базовых механик и океан возможностей всё это комбинировать для того, чтобы играть именно так, как хочется. Бросаться магией, драться на мечах, торговать, общаться, выпытывать информацию — всё это здесь есть, и в предостаточных объёмах.
Divinity: Original Sin 2
Геймерам, которые хотят купить одну игру на целый год вперёд, Divinity: Original Sin 2 точно подойдёт — она настолько многогранна и реиграбельна, что сюжетом можно наслаждаться без необходимости тратить деньги на что-либо ещё. На одно лишь беглое прохождение истории нужно потратить около сотни часов реального времени, но даже в этом случае игра не покажет всего, что может. Здесь сотни классных сайдквестов, море запоминающихся персонажей, а партия героев может быть настолько разношёрстной, что фантазии авторов можно только позавидовать. Впрочем, неудивительно, что проект настолько хорош собой — Baldur’s Gate 3 и Divinity: Original Sin 2 создавала одна и та же команда.
Disco Elysium
Характерной особенностью Disco Elysium является полное отсутствие сражений — вместо драк на мечах или магии здесь всё завязано на диалогах и использовании навыков главного героя. А учитывая, что протагонистом игры выступает полицейский с явно выраженным алкоголизмом и частичной амнезией, навыки у него крайне драматичные, как и сценарии развития событий, к которым они приводят. Виртуальный мир полон того, что стоит изучить, даже второстепенные персонажи обладают душой, а графика позволяет играть даже на очень древнем ПК — что может быть лучше? Особенно для тех, кто порядком устал от постоянных сражений с монстрами и сбора ценного лута для прокачки.