Джони Айв с сожалением закатил глаза, а Стив Джобс сто раз перевернулся в гробу — как только не подают в интернете критику новой концепции дизайна Liquid Glass от компании Apple. Прошли всего сутки с момента официальной презентации iOS 26, в которой дебютирует полностью стеклянный интерфейс, но пользователи социальных сетей уже сошли с ума и раздули из нестабильных набросков чуть ли не крупнейший провал Купертино в истории проектирования операционных систем. Блогеры, дизайнеры и техноэнтузиасты в тот же вечер накатили бету для разработчиков и буквально взорвались. Одних Liquid Glass поставил в жёсткий тупик, другие говорят стандартное «зачем, ведь никто не просил», остальные иронизируют о возвращении в 2007 год и эпоху неудачных дизайнов Windows.
Давайте разберёмся, какие недостатки присущи ранней версии iOS 26 и почему у Liquid Glass образовалось настолько много противников. Посмотрел десятки постов и собрал реакции, которые по большинству пунктов сходятся между собой.
- В тему: Apple переходит на стекло. Редизайн всех ОС, почему iOS 26 и есть ли крутые фишки — итоги WWDC 2025
Первое за 10 лет фундаментальное изменение дизайна превратило iOS вместе с iPadOS, macOS, watchOS и tvOS в торжество так называемого стекломорфизма (или глассморфизма). Иконки, таббары, панели, меню, кнопки, переключатели, уведомления, виджеты и другие элементы стали стеклянными островками на поверхности экрана и подпрыгивают с подсвечиванием, когда на них нажимаешь. Активные функциональные слои плавают над контентом и минимально размываются в своих границах с анимацией в виде призматических бликов. Проблемы напрашиваются сами собой, если не проработать такие вопросы, как разнообразие фонов и степень пространственного размытия. У Apple пока не получилось реализовать идеальный баланс, что вылилось в неорганизованную прозрачность, которая буквально стирает границы и создаёт запутанный кашеобразный хаос.
Чрезмерная прозрачность и слабый эффект размытия привели к ухудшению читабельности как макета в целом, так и отдельных элементов приложений и системы, включая текст. Наиболее это заметно на светлых фонах, где всё должно конвертироваться в тёмный оттенок, однако в iOS 26 на текущем этапе текст и кнопки остаются белыми и попросту теряются в пучине белизны. Баг касается экрана блокировки, уведомлений, «Пункта управления» и других значимых мест. В светлой теме есть очевидные недоработки, в итоге общее восприятие системы — практически на нуле, потому что ничего не понятно. Преисполняешься чувством кринжа.
Последовательность в Liquid Glass вообще странная штука: где-то размытия нет совсем, где-то эффект матового стекла с сильным размытием и без отражений, где-то стекло прозрачное и с переливами, где-то контекстные меню сверху, где-то снизу, где-то ключевые нужные кнопки сверху при свободных пробелах внизу. Причём Apple явно в курсе про неадекватную контрастность — в настройках iOS 26 отдельная опция позволяет отключить динамические эффекты Liquid Glass для «улучшения контрастности за счёт уменьшения прозрачности и размытости». Прикол.
Следующая беда заключается в излишней монотонности самой природы Liquid Glass. По сути, в прозрачном дизайне напрочь отсутствуют цветовые акценты, ведь всё прозрачное, и глазу не за что зацепиться. Для кого придумана прозрачная тема и зачем? С какой целью она должна работать и в чём её преимущество или какое-нибудь удобство? Иконки теряют весь свой дизайнерский шарм (в том числе в настройках все разделы становятся серыми, как будто их выключили), лишают пользователя способности мгновенно распознавать визуал и считай уничтожают навигацию. С точки зрения доступности и говорить нечего, хотя Apple славится технологиями для людей с ограниченными возможностями. В сети шутят, что Liquid Glass — это когда дизайнеры забыли про доступность. Читабельность и лёгкость нахождения в интерфейсе? Для слабовидящих точно нет.
В совокупности выявленных недостатков Liquid Glass характеризуется просто — где-то может и красиво (к слову, даже в стерильных пресс-релизах можно найти откровенно косячные моменты), но абсолютно непрактично. Прозрачность отвлекает, текст неразборчив, элементы управления сливаются, анимации перегружают глаза и к тому же жрут немало ресурсов устройства. Кажется, что Apple пошла по совершенно противоположному пути в сравнении с принципами iOS 7, о которых говорил Джони Айв — теперь дизайн жертвует удобством ради эстетики и мнимой помпезности. Качественное юзабилити ушло на второй план. Тестировщики считают, что речь идёт не о естественном и приятном интерфейсе, а о невнятном, непродуманном и безжизненном продукте. Где та самая Apple, помешанная на стиле и перфекционизме?
«Я думаю, что в простоте, в ясности, в эффективности есть глубокая и непреходящая красота. Истинная простота — это не просто отсутствие беспорядка и украшательств. Мы говорим о привнесении порядка в сложное», — Джони Айв.
Переосмысление iOS 26 выглядит несколько разочаровывающим, поскольку оно целиком строится на красивой внешности, не исправляя и игнорируя давние минусы. Приложение камеры является ярким примером: огромные мультяшные пузыри на пол экрана и лабиринт скрытых меню, управляемых жестами — кто утвердил подобное и посчитал пустой интерфейс с вкладками «Фото» и «Видео» интуитивным? По мнению некоторых, отдельные технологические решения конкретно в рамках Liquid Glass вызывают опасения по поводу дальнейшего развития экосистемы.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про самый распространённый повод для шуток после анонса iOS 26 — насколько концепция Liquid Glass отсылает нас к далёким временам прозрачного дизайна Windows Aero, который был любим и ненавидим. Пережили скевоморфизм, плоский минимализм, гибридный дизайн и снова пришли к стеклу. История в очередной раз доказала, что циклична.
Пока готовил материал, наткнулся на всякие громкие заявления типа «Liquid Glass переоценён» и «выглядит ужасно». Судить по наскоряк выпущенной бете лишь бы к презентации успеть — дело не очень справедливое знаете ли. Критика здравая и обоснованная, только до осени поменяется если не всё, то огромная часть элементов. В завершении хочется отметить, что первая бета iOS 7 тоже была жутко уродливой (нечитабельные тонкие шрифты, сырые иконки, агрессивная цветовая палитра). Тем не менее уже через несколько обновлений скандальный релиз начал значительно меняться в лучшую сторону. Надеюсь, с iOS 26 случится так же, и скоро мы будем наслаждаться редизайном вместо того, чтобы критиковать его за каждую промашку на старте.