На момент написания данного материала я использую первую тестовую версию iOS 14 приблизительно 24 часа. Я установил ее практически сразу, как только закончилась презентация, которая открыла конференцию разработчиков Apple WWDC 2020. Скрывать не стану: когда увидел новую операционную систему с виджетами для домашнего экрана и обилием других не менее интересных возможностей, сразу же захотел попробовать все ее новые фишки, несмотря на возможное обилие багов. Сейчас чувство эйфории уже утихло, но обратно на iOS 13 меня все-таки не тянет — уж больно хорошей получилась новинка.
Спустя сутки использования я уже четко вижу, насколько много наработок Apple позаимствовала у Android. Да, некоторые идеи главного конкурента у компании из Купертино получились даже более удачными — жаль, часть из них она откровенно не дожала. Это, в большей мере, касается организации пространства на домашнем экране, которое в iOS 14 глобально изменилось. Теперь среди значков и виджеты могут быть, и весь пул приложений можно в отдельном меню спрятать. Тем не менее, до гибкости Android все это дело в очередной раз не дотягивает. Статья и про этот момент, но не только.
1. Свободное расположение элементов на экране
Да, виджеты на домашнем экране iPhone — это самый настоящий прорыв. С одной стороны, они используются в Android с 2009 года — практически 11 лет. С другой стороны, даже актуальные плашки с важной информацией для операционной системы Google выполнены максимально плохо.
Дело в том, что у разработчиков нет четких требований, как именно они должны выглядеть, вот и рисует каждый из них только то, что сам себе в голове видит. В iOS 14 все абсолютно иначе — даже по первой тестовой версии операционной системы видно, что у создателей приложений есть четкий ориентир, к которому они будут стремиться.
Тем не менее, есть у iOS 14 и откровенный недостаток. Apple вроде и добавила в нее виджеты, которые можно вклинивать как раз между значками, но забыла разрешить свободное перемещение значков по домашнему экрану. Другими словами: у вас нет возможности поместить большой виджет в верхнюю часть условной сетки домашнего экрана, оставить одну полоску пустой, а на нижнюю поместить все необходимые значки. Приходится забивать элементами весь экран, в чем далеко не всегда есть смысл. Android в данном плане точно впереди.
2. Изменение базовой сетки домашнего экрана
Если не учитывать Dock, домашний экран актуального на данный момент iPhone 11 условно разбит на клетки сеткой 4×6. Их можно использовать для размещения виджетов, на которые я уже успел пожаловаться выше по тексту, а также значков приложений. Вне зависимости от iPhone, в данной сетке всегда четыре клетки по горизонтали, а вот их число по вертикали может отличаться. В некоторых моделях смартфонов Apple оно меняется при переключении режима из меню «Вид» в разделе «Экран и яркость» в «Настройках» смартфона. Тем не менее, например, в актуальной линейке iPhone 11 (Pro) это не происходит.
Apple не дает пользователям изменять сетку домашнего экрана вручную, потому что хочет, чтобы любой iPhone можно было быстро узнать именно по интерфейсу. Тем не менее, это ограничение не в пользу владельцев этих гаджетов. Да, на iPhone 11 и iPhone 11 Pro четырех клеток по ширине более чем достаточно. Тем не менее, при использовании iPhone 11 Pro Max уже хочется пять. Жаль, но так же просто, как на Android, добиться этого значения не получится. Единственный вариант — джейлбрейк, который не будет доступен для iOS 14 еще очень и очень долго.
3. Куда большая гибкость для любых виджетов
Сначала кажется, что максимальная привязка к требованиям Apple в вопросе разработки новых виджетов для iOS 14 — это очень здорово. Все плашки с кнопками, переключателями и важными данными будут выполнены в едином стиле, чтобы дизайн интерфейса операционной системы оставался максимально целостным.
Тем не менее, производитель ограничил разработчиков слишком сильно. Судите сами, даже с точки зрения размера им доступно всего три варианта: 2×2, 4×2, а также 4×4. Почему нет одноклеточного виджета 1×1 с минимумом информации или компактного 4×1 с парой строчек ключевых данных? Это вопрос без ответа.
Прекрасно понимаю, что Apple в вопросе виджетов не могла допустить настолько бурную вакханалию, которая происходит в рамках операционной системы Android. Тем не менее, и зажимать разработчиков в настолько тугие тиски — очень странная позиция, которая вызывает слишком много вопросов. Эх, если бы была возможность совместить открытость операционной системы от Google с контролем модераторов из Apple, получилась бы идеальная платформа, которая тут же влюбила бы в себя пользователей из любых уголков мира. Тем не менее, это лишь мои полуночные фантазии.
4. Изменение значков для домашнего экрана
Когда смотришь на первую тестовую версию iOS 14, тут же становится понятно, что вариантов для ее кастомизации доступно максимально много. Если хотите, можете убрать значки стороннего софта с домашнего экрана и оставить их только в «Библиотеке приложений». Если нет, оставляйте их на своих местах. Добавляйте виджеты разного размера — есть желание, прямо на домашний экран; в противном случае — в отдельное меню слева от него. В общем, с кастомизацией в данном случае все действительно более чем хорошо. Но достаточно ли? Отнюдь.
Если сравнивать изменение внешнего вида домашнего экрана iOS и Android, тут же становится понятно, что в первом случае нельзя полноценно менять значки, как во втором. Интересно, что Apple предоставила разработчикам подобную возможность уже достаточно давно. В App Store предостаточно программ, которые дают возможность выбрать один из нескольких значков. Если производитель, в принципе, не против этого, почему он не реализовал данную фишку на уровне системы с темами и прочим? Это опять история про узнаваемость и другие элементы все того же маркетинга.
5. Полноценное разделение экрана на две части
С каждым пунктом данного материала и вы, и я сам — все мы убеждаемся, что Apple вроде и добавила в iOS 14 внушительное число интересных возможностей, но фактически не дожала до того самого уровня ни одну из них. Еще один пример — функция «Картинка в картинке». Она предназначена для просмотра видеороликов в специальном окне, которое располагается поверх всех остальных элементов интерфейса. Такая очень давно есть на Android и не менее нескольких лет на iPad. На iPhone функцию не завозили действительно очень долго, и — о, да! — это случилось. Но почему только «Картинка в картинке»?
Да, даже спустя сутки лично я не могу понять, почему специальный режим для просмотра видео появился, но полноценный функционал многозадачности для одновременного использования сразу двух приложений на iPhone до сих пор не предусмотрен. Честно, это очень странно.
Каждый, кто хоть недолго пользовался любым более-менее свежим смартфоном под управлением операционной системы Android и пробовал разделение экрана на две части, может с уверенностью заявить, что оно того стоит. Можно легко запустить пару мессенджеров (Viber и Telegram) и чатиться с клиентами, например. Жаль, в iOS 14 этого нет.
6. Сторонние приложения для «Пункта управления»
Очередной яркий пример, как разработчики Apple решили приложить усилия, чтобы сделать какую-то из возможностей iOS более удобной, но быстро выдохлись. Про «Пункт управления» в разрезе iOS 14 я вспомнил потому, что компания разрешила расширить число переключателей в нем с помощью приложения «Дом» с различными сценариями для ваших умных квартиры или офиса. Тем не менее, в компании не подумали, насколько неплохо было бы реализовать нечто подобное и для сторонних приложений. На Android это есть уже давно, но в iOS очевидно решили оставить это для последующих обновлений.
7. Использование всегда включенного экрана OLED
Ни одна подобная статья не может обойтись без замечаний по поводу отсутствия на iPhone функции всегда включенного экрана. Более того, в iOS 14 уже есть прекрасный ночной режим, который активируется после отхода ко сну с экраном на минимальной яркости и лаконичным набором возможностей. Очень странно, почему данный режим нельзя полноценно использовать на OLED-экранах в любое время дня и ночи. Быть может, у Apple на это другой взгляд, но на Android это отлично работает, и делает это уже несколько лет как.
8. Установка приложений из сторонних источников
WWDC 2020 наглядно показала, что Apple пытается сделать все свои ключевые операционные системы максимально близкими друг к другу. К примеру, в приложениях «Фото» и «Музыка» из iPadOS 14 используется почти точно такой же интерфейс, как в macOS. «Раз пошла такая пьянка», мне не ясно, почему в iOS до сих пор нет установки приложений из посторонних источников. Да, пусть для этого нужны будут сертификаты, которые используются и в macOS, но это должно работать. На Android это реализовано вполне себе приемлемо — быть может, контроля маловато, но у Apple с этим все точно было бы отлично.
9. Дубликаты для любых сторонних приложений
В Android предостаточно инструментов для того, чтобы сделать дубликат клиента социальной сети или мессенджера. Жаль, в iOS нет ничего подобного. Когда используешь iPhone в профессиональных целях, общение с клиентами через несколько аккаунтов становится очень актуальным. Но это все еще сложно.
10. Установка любых приложений по умолчанию
Последнее, что я хотел бы обсудить в рамках данного материала, — неполноценный выбор приложений по умолчанию. Да, в первой тестовой версии iOS 14 эта фишка вообще не предусмотрена. Но впоследствии она будет доступна только для браузера и клиента электронной почты. Как же медиаплееры, читалки и прочее?