На текущий момент в законодательной базе России указано три способа прохождения таможни при ввозе автомобиля на территорию страны. Первый касается исключительно физических лиц — им позволяют оформить Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), но в данном случае по новым правилам (изменились 1 августа) владелец автомобиля не может ввозить по льготной ставке утилизационного сбора больше одного автомобиля в год, а также продавать ввезённое транспортное средство раньше, чем через год, то есть это ввоз автомобиля для личного пользования. Вторым способом (Одобрение типа транспортного средства или ОТТС) пользуются дистрибьюторы, которые массово завозят автомобили в Россию.
С 2022 года существует и третий способ — Заключение о безопасности единичного транспортного средства (ЗОЕТС), которое позволяет юридическому лицу (компании) даже без согласия со стороны правообладателя ввозить автомобили в страну и продавать потенциальному клиенту в шоурумах, например. Это позволило завозить в страну автомобили и запчасти к ним даже в том случае, если бренд ушёл с российского рынка — механизм назвали параллельным импортом, но с 1 октября этот способ ввоза автомобилей существенно ограничат новыми правилами. Дело в том, что ввезённые небольшими компаниями по параллельному импорту автомобили оказались дешевле, чем у крупных дилеров, которые работают по ОТТС.
Соответственно, с начала следующего месяца у автомобильных брендов, которые не прекращали официальные поставки автомобилей на территорию России, будет возможность «блокировать» серый импорт своих транспортных средств — об этом официально сообщили изданию AutoNews представители Министерства промышленности и торговли. Исходя из новых правил, ввезти по ЗОЕТС можно будет не любой автомобиль, а только транспортное средство того бренда, который ушёл с российского рынка. Автомобили всех остальных брендов, которые работают официально и рынок не покидали, придётся брать или у официальных дистрибьюторов (которые ввезли автомобили по ОТТС), либо ввозить в частном порядке по СБКТС (только для физических лиц).
Эксперты отмечают, что данный механизм пока что вызывает много вопросов, потому что не совсем понятно какие бренды считать ушедшими, да и сами дистрибьюторы иногда заводят автомобили по ЗОЕТС. Более того, премиальные автомобили крупных брендов вроде Geely, Hongqi и Voyah больше всего страдают от параллельного импорта, но их продажи не настолько огромны, чтобы сильно влиять на картину рынка. С другой стороны, совсем скоро это всё может утратить смысл — постановление о параллельном импорте автомобилей в Россию действует лишь до 1 февраля 2024 года. В случае, если его не продлят, ввозить автомобили по ЗОЕТС в целом станет невозможно.