Как стало известно 15 июня, Государственная дума РФ в третьем чтении приняла законопроект о так называемом «налоге на Google». После вступления этого закона в силу иностранные компании будут обязаны платить в России налоги за продажу контента в онлайн-магазинах. У такой инициативы есть как плюсы, так и минусы.
Так называемый «налог на Google» предполагает, что иностранные компании должны будут встать на налоговый учет в России и платить НДС в размере
Те компании, которые не встанут на налоговый учет в России за отведенный срок (30 дней), будут вести незаконную деятельность. Закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Он также будет относиться к таким крупным компаниям, как Google, Microsoft и Apple, которые продают самый разный контент в своих магазинах Google Play, Microsoft Store и App Store / iTunes соответственно. Ожидается, что цены на этих площадках значительно вырастут — примерно
«Налог на Google» по сути приравнивает российские и иностранные компании в плане налогообложения. Все они будут платить один налог, но только есть одна загвоздка. Российские студии и разработчики, которые продают свой контент через иностранные магазины, похоже, вынуждены будут платить НДС второй раз. Пример: российская студия разработала игру и выставила ее в Steam; компания Valve, владелец площадки, заплатит налог с продаж игры, а позже переведет деньги разработчику, а тому тоже необходимо будет заплатить аналогичные сборы. В самом законе такая ситуация не описывается, поэтому вполне возможно, что ситуация станет реальностью. Не стоит исключать, что в законопроект внесут поправки.
Если же законопроект останется без изменений, то возникнет потребность в продаже контента напрямую — через собственные магазины. То есть каждому разработчику либо придется создавать какой-то свой небольшой каталог для прямых продаж, либо платить налог второй раз.
Авторы законопроекта о «налоге на Google» отмечают, что подобная практика уже давно применяется в Евросоюзе и некоторых странах Азии. Более того, закон может принести миллиарды в бюджет РФ (примерно 52,8 млрд за 2017 год), что, конечно, плохо отразится на простых потребителях, ведь повышения цен вряд ли придется избежать. Очередному скачку стоимости товаров поспособствует не только новый налог для иностранных компаний, но также и сильно упавший за два года курс рубля. В любом случае начало следующего года наверняка отметится повышением цен.