Концепт приложения для распознавания лиц NameTag напоминает сразу несколько фантастических романов. Представьте как вы заходите в бар, у барной стойки заводите беседу с незнакомым человеком. Через свои футуристические очки бросаете взгляд на его лицо и делаете снимок. Через секунду вы уже просматриваете его или ее профиль на Facebook*, узнаете о хобби, правонарушениях или любви к фильмам Дэвида Линча. Интернет сделает все за вас и вот, вы уже друзья. Как говорится на сайте NameTag: “Не будь чужаком.”
Но стоит ли?
Технология распознавания лиц находится в разработке еще с шестидесятых годов прошлого века. Однако за последние десять лет мы очень сильно приблизились к рабочей системе. Толчком к этому послужили террористические атаки и желание властей предотвратить преступления за счет быстрого опознания и “удаления” преступников.
Однако технология распознавания лиц для Google Glass имеет другую цель. Зарождаясь и развиваясь в эру социальных сетей, эта система является логическим продолжением Facebook* и Google с их политикой «реальных имен» и единовременных логинов.
По их мнению, в интернете, мы должны не только указывать правдивые данные, но и держаться этого профиля в реальности. И на сегодняшний день, люди не приемлют этот концепт. В статье, обвиняющей NameTag во всех смертных грехах, было популярно объяснено, что идея такой системы переходит очень многие границы личной жизни, и современный человек не готов на такие жертвы.
Сама Google вычеркнула указанное выше приложение из списка официальных, и в данный момент, работает над политикой безопасности, которая должны решить все проблемы с безопасностью. Вдобавок ко всем нападкам со стороны прессы, сенатор Ал Франкен выдвинул предложение об установке пакета ограничений и запретов для данного программного обеспечения. Вследствие всего этого, разработчик Кевин Алан Тусси заморозил разработку своего аппа. Но не смотря на все разговоры и действия властей, люди все еще не понимают, что же означает потеря анонимности в реальном мире и какие возможные плюсы это может принести.
“Если вы зашли в бар, вы не должны волноваться о том, что за вами может наблюдать некто и просто взглянув на ваше лицо, узнать где находится ваш дом” — говорит Эрик Шиффер. Его компания — Reputation Management Consultants недавно запустила сервис Anti-Glass, который дает очень простое обещание: заплатив месячный сбор ($300 максимум), мы гарантируем что никто не сможет найти ваш онлайн профиль, просканировав ваше лицо.
И хотя мы не можем точно сказать работает ли Anti-Glass, Шиффер не один пытается сломать эту технологию ради личной выгоды или принципа. Например, разработчики из Японии, используя более прямолинейную технологию, оснастили обычные очки парой инфракрасных светодиодов, которые выводят камеры из строя и не позволяют делать фотографию вашего лица.
Stop the Cyborgs — группа, которая противостоит не только Glass, но и другим сервисам по сбору личных данных, предлагает разработать так называемые “зоны свободные от Glass”, где очки от Google будут просто напросто запрещены. Из всего этого видно: люди бояться, что злоумышленники найдут путь, чтобы получить личную информацию безвозвратно. Даже не смотря на то, что NameTag работает по принципу взял/отдай (чтобы видеть других людей, придется сначала зарегистрироваться самому).
Марк Ротенберг, глава Центра Безопасности Электронной Информации (Electronic Privacy Information Center (EPIC)), утверждает, что жесткая защита своих личных данных —единственный способ бороться с проблемами, которые принесет с собой NameTag.
“Я считаю, что люди не должны напяливать на себя усы или маски, чтобы просто выйти на улицу и не бояться за свою анонимность” — сказал он. Он так же говорит, что система безопасности, предлагаемая разработчиками Glass не очень практична и вместо нее, EPIC и ряд других компаний предложат правильный алгоритм, который ограничит свободу приложений для распознавания лиц и обезопасит всех ее пользователей.
Кстати, в феврале, отдел департамента коммерции США провел ряд встреч, нацеленных на утверждение единых стандартов и правил для ограничения доступа к личной информации пользователей. Однако этот процесс займет еще немало времени. Директивы будут сформированы только к июню, а их рассмотрение продлится до сентября. Не говоря уже о том, что дата финальных заседаний даже не объявлена.
Однако разработчики приложений для распознавания лиц не согласны с мнением масс. Они утверждают что вышеуказанные “минусы” не могут тягаться с пользой, которую принесет эта технология. Алан Тусси, ответственный за NameTag, описывает свое детище как способ возвратить мир в то время, когда существовали маленькие городки, где все соседи знали друг друга.
Гиффор Хескет, глава FaceFirst — компании, которая разрабатывает приложения по сканированию лиц для бизнеса и правоохранительных органов, так же использует похожую метафору: “Раньше, мы знали всех своих близких в лицо и все равно, имели личную жизнь. Тогда вы могли просто ехать по улице, и прохожие могли знать куда вы едите и где находитесь. Наша технология поможет вернуть это время, со всеми его плюсами и минусами.”
Команда NameTag заявляет, что апп разработан для того, чтобы показать технологию с хорошей стороны. И хотя многие высказали свои опасения на счет незваных преследователей, Тусси напомнил, что вы свою очередь, с помощью приложения «CreepFace» может с легкостью распознавать таких сталкеров или насильников.
Хескет подчеркивает, что идея FaceFirst, так же заключается в улучшении качества жизни: “Мы основали свою компанию потому что хотим сделать мир лучше. Представьте, как FaceFirst поможет, например, владельцам магазинов. Наша система будет автоматически обнаруживать людей, которые ранее привлекались к ответственности за воровство и уведомлять о них владельцев. Так мы сможем предотвратить хищение без привлечения полиции, и, постепенно, создать общество, где каждое правонарушение будет осложнять жизнь преступников все больше и больше. Если мы позволим этой технологии работать, то через какое то время, построим систему правопорядка, где преступления пресекаются до того, как они будут совершены. Разве не это мир, который мы все хотим видеть?”.
Но Хескет в то же время не считает, что устройство вроде Glass может с точностью вешать ярлыки на всех проходящих мимо вас людей. По крайней мере пока. “С точки зрения лабораторных тестов, эта система очень точна. Она гораздо лучше человека определяет мельчайшие подробности лица, и алгоритмы распознавания этих элементов очень точны. Однако эта точность во многом зависит от качественной фотографии и шаблона с которым она сравнивается. К тому же, чем больше растет база данных, тем труднее системе искать различия между шаблонами лиц.”
Мы видим, как компании вроде Google или Facebook* пытаются обойти несовершенства этой технологии, но хотя NameTag работает “достаточно стабильно”, наблюдение издалека и слежка за людьми, которые не хотят быть узнанными, сейчас просто невозможна.
Однако не смотря на описанные плюсы, большинство людей все еще считает, что идеальным развитием событий можно считать момент, когда NameTag станет удобным приложением для того, чтобы пользователь, посредством своего лица, делился только избранной информацией. Например, адресом электронной почты, телефоном или просто названием любимого напитка.
Если оценить картину в целом, она больше похожа на фантастический роман с сильным уклоном в политику и безопасность личности, а не на реальную жизнь. Glass уже два года находится в закрытом бета тесте, а запрет Google на доступ к вышеперечисленным приложениям означает то, что пользователям будет не так уж и просто научиться видеть людей насквозь. Фактически, вам будет гораздо легче сделать фотографию человека на хорошую камеру, а затем просто пропустить его портрет через программу, которая обработает его лицо.
Glass обещает нам стереть границы между реальной жизнью и профилем в соц сети. Однако у любой системы есть свои слабые стороны и наша задача свести их пагубное действие к минимуму. Действия Google показывают, что мы еще не готовы к таким технологиям. Но если мы примем их идеи с открытым разумом, то через какое то время сможем использовать программы типа Name Tag и не бояться за свою личную жизнь каждый раз, когда выходим на улицу.
* Деятельность Meta* (соцсети Facebook* и Instagram*) запрещена в России как экстремистская.