adblock check

Канувшие в лету: история Windows Longhorn или почему Windows там, где она есть сейчас

Здравствуйте, дорогие посетители портала Trashbox! После почти трехнедельного перерыва я вновь возвращаюсь к своей колонке, представляя вам новый выпуск. В данном выпуске речь пойдет об интересном проекте Microsoft — Longhorn. Данный проект — промежуточная версия Windows NT, которая должна была выйти после Whistler (Windows XP) и до крупного обновления Blackcomb (Windows 7). Судя по всему, Longhorn должна была стать существенно улучшенной версией Windows XP, однако все получилось несколько иначе.

Хотите знать почему? Прошу под кат:)

P.S. Несмотря на то, что Longhorn — проект Microsoft, этот выпуск не относится к циклу «Канувшие в лету: забытые проекты Microsoft». Он сам по себе.

Итак, приступим.

После выпуска Windows XP, компания Microsoft начала разрабатывать преемника системы. Разработка системы началась «по-тихому»: компания просто не разглашала никаких планов по поводу новых систем. Да и зачем? Windows XP только-только появилась на свет, поэтому не стоит обещать пользователям чего более лучшего в уже небольшие сроки, дабы пользователи не отказались покупать ХР и не начали ждать чего-то еще более нового.

Первым публичным появлением Longhorn можно назвать конференцию WinHEC 2002 (апрель). Показанная там система выглядела как настоящий шаг вперед. Сравните нижеследующие скриншоты и вспомните ХР, от которой вы избавились от пяти лет до недели назад.

Канувшие в лету: история Windows Longhorn или почему Windows там, где она есть сейчас Канувшие в лету: история Windows Longhorn или почему Windows там, где она есть сейчас Канувшие в лету: история Windows Longhorn или почему Windows там, где она есть сейчас

Посмотрев на систему, понимаешь, что в Microsoft, вроде как, неплохо поработали, и такую систему приобрели бы множество людей. Новых возможностей не пересчитать по пальцам, а интерфейс Plex восхищает — все это, вкупе с очень функциональным Sidebar позволило бы Longhorn завоевать большую долю рынка и про Windows XP все бы забыли. Но, как это не печально, есть одно «но»: система была сыра. Она была не просто сыра, она была очень сыра. Она была сыра и неготова настолько, что при использовании Longhorn, пользователи рисковали быть выкинутыми в BSOD в любой момент. Да, все функции присутствовали, и даже работали, но работали «через раз». А потому разработка не остановилась, и Longhorn не вышла в 2002 году.

Видео — концепт, и ничего (судя по всему) общего с реальностью не имеет.

Первым разочарованием пользователей стала первая публичная сборка Longhorn — 3683. Здесь все выглядело достаточно неплохо, но в плане интерфейса она выглядела так, как будто на Windows XP просто «натянули» обновленную тему оформления. Ничего принципиально нового она не несла. Даже сайдбар был недостаточно готов.

Параллельно с разработкой Windows Longhorn, велась разработка Windows XP SP1. В этот момент наступила своеобразная «тишина», т.е. новостей было мало. Тем не менее, они были. Одной из таких стала новость об утечке сборки 4008. Я думаю, что любой призадумается: разве могли в компании выпустить не менее трехсот сборок за столь короткий промежуток времени? Думаю, нет. Стоит отметить, что в это время Windows XP SP1 уже был выпущен, а это могло означать и то, что ядро в Longhorn также было обновлено — ведь изначально Longhorn базировалась на XP, так почему бы и не обновить ядро на более новое? Отмечу, что это лишь одна из версий произошедшего, никаких официальных данных о том, почему была выпущена 3683, затем 4008 и после нее 3718 (она появилась позднее), нет.

Далее снова конференция, на этот раз WinHEC 2003. Теперь нам показывают сборку 4018. Нам показывают не только саму сборку, гораздо большее внимание сосредоточено на визуальных эффектах. Всеми эффектами, которые на сегодняшний день кажутся не такими уж и крутыми, управлял компонент под названием DCE (Desktop Composition Engine). Я не буду много говорить, просто посмотрите видео. Отмечу лишь, что планировалось использование векторной графики во всем интерфейсе, но, несмотря на это, 4018-ая сборка была еще в растре. Однако, одна из возможностей, которая должна была быть в варианте системы с векторной графикой, все же была — это увеличение окон. Вы могли бы увеличить маленькое окошко, предположим, калькулятора на большой экран.

Билд 4015, показанный на WinHEC на рабочем компьютере.

Справедливости ради отмечу, что на выставке был показан и компьютер, вернее идеал компьютера 2006 года, на котором мог бы работать Longhorn — Athens PC.

Летом того же года проходит ежегодная Встреча Финансовых Аналитиков. На столь крупном бизнес-событии не могла не присутствовать компания Microsoft, которая, пользуясь случаем, пообещала публичные бета-версии Longhorn уже в 2004 году. Однако, не все было так гладко, как это хотелось бы Microsoft, но об этом чуть позже.

На следующей выставке (PDC 2003) компания сообщила, что отказывается от интерфейса Plex в пользу нового интерфейса Aero. Да-да, именно Aero, тот самый «стеклянный-прозрачный». Посмотрите видео и узрите ту красоту, которой восхищались многие. Меня не впечатлило, мне больше Plex нравился.

Мое любимое (рассказывает об идеях Майкрософта):

Многие утверждали, что это окружение создано в программе Macromedia Director и является лишь концептом того, к чему должны стремиться разработчики. Параллельно, Microsoft продолжала пиарить идею Athens PC; на этот раз компания показала предположительные характеристики компьютера:

— процессор 2 ядра на 6 ГГц

— ОЗУ больше 2 ГБ

— видеоспособности, в три раза превышающие тогдашние

— дисковое пространство больше 1 ТБ

— сетевое подключение 1 ГБ, а беспроводное — 54 МБ.

Канувшие в лету: история Windows Longhorn или почему Windows там, где она есть сейчас

Кстати, часть крутости представленного интерфейса вошла в Vista, но бОльшая часть так и осталась в концепте.

На этой конференции тестерам раздали сборку 4051, совсем не ту, что показали. Выданная система имела интерфейс Slate (немного перекрашенный Luna из ХР + Plex) вместо Aero. Видимо, Майкрософт боялась, что ее гениальные идеи будут украдены. Несмотря на все предосторожности Microsoft, сборки все же утекали, и 4053 не стала исключением — данная сборка не предназначалась для широкого тестирования, однако, все же попала в руки пользователям. Стоит отметить, что утечка этой сборки осталась в тени, ибо ничего другого, по сравнению с 4051, там не было. Или было, как это говорится в слухах, но скрыто. Тем не менее, каких-то супер-эффектов найдено не было.

Следующим знаковым событием стала внезапная утечка сборки под номером 3718, т.е. эпохи Plex. Эта сборка примечательна тем, что принесла некоторые эффекты из сборки WinHEC '03.

И вот, как всегда, проходит апрельская конференция WinHEC. Поговаривают, что Microsoft собиралась раздать 4083, однако роздана была 4074. Просто на презентации все выглядело так хорошо, что Майкрософт решила не убавлять восхищения у тестеров, а потому не стала выдавать не самую лучшую сборку 4083. Красоты в ней было мало, а потому и раздали 4074.

Однако, не долго продолжалось «веселье». Все дело было в том, что в Longhorn было очень много ненужного и старого кода. Наверное, я выражаюсь неправильно, ненужного кода не бывает, однако кода было все же очень много. Система требовала «перестройки». Ежедневно разработчики и менеджеры получали огромную дозу стресса, приходя на работу. Разработчики мучались с оптимизацией крупного кода и добавлением нового, менеджеры нервничали из-за того, что работа идет медленно и совсем не так, как это требует высший менеджмент. Ежедневные стрессы, скандалы, напряжение — все это сыграло, если не самую главную, то одну из главных ролей в судьбе не только отдельно взятой версии Windows, но и всей линейки Windows и направлении движения компании в целом. Решение было жестким: свернуть разработку Longhorn на базе Windows XP и начать новую на базе более свежего ядра Windows NT 5.2 из Windows Server 2003 (серверный аналог ХР), а программисты, превышающие лимит ошибок, отстранялись от работы.

Так на свет появились первые сборки новой Longhorn. Microsoft понимала, что очень много людей недовольны столь поздней перезагрузкой проекта, а также тем, что очень много компонентов 2001-2003 годов были исключены. Поэтому, чтобы не создавать негатива среди обычных пользователей, которые знакомы с ситуацией в ИТ лишь понаслышке, было решено найти новое название для системы. Предлагалось даже Windows 2006, однако было решено остановиться на Vista. Кстати, «Vista» теперь имеет гораздо более негативный осадок у пользователей, нежели «Longhorn».

В названии статьи я указал такое предложение: "… и почему Windows сейчас там, где она есть". Мне захотелось обратить ваше внимание на некоторые детали. Например, изначально Longhorn должна была быть незначительным шагом между XP (NT 5.1) и Blackcomb. Судя по всему, номер версии должен был быть на уровне NT 5.x. Однако, конечный номер версии (а также один из виновников проблем совместимости) стал NT 6.0. Blackcomb, получившая имя Vienna, в последствии и Windows 7, имеет номер NT 6.1. Более того, Windows 8, вышедшая не так давно, имеет номер 6.2. К чему я это? К тому, что Windows 8 — это обновление для Windows 7, которая, в свою очередь, является обновлением Windows Vista. Иными словами, все последнии версии Windows — это семейство Windows Vista. Не такое уж и маленькое обновление вышло. Да, комментариев у меня по этому поводу нет.

Вот и все, дорогие друзья! Следите за колонкой и, быть может, вы первыми узнаете, что особенного я приготовил для вас! :) Удачи, здоровья и веселья всем!

timblaer
Платиновый комментатор
Бронзовый автор
27 комментариев по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...

Прочитав название обзора, сразу же поставил плюс :D
Это просто супер класс, намного познавательнее урока истории в школе, интересно читать.
Особенно если историчка — истеричка!!! ))
Как всегда отлично!
Может сделаешь что-нибудь такое про Linux?
Автору респект за обзор
у меня до сих пор установочный дисочек есть Longhorn. отличная винда, но через месяц полтора она попросту слетает.
У меня на виртуалке такая :)
… которые знакомы с ситуацией в ИТ… ? Исправь пожалуйста
Автор
На что?
Очень хорошая статья. Заметили «планшет» 2003 года на 4 видео
Спасибо за столь интересную статью!
Привет! Огромное спасибо за такую классную колонку, правда, мне очень нравится)
Очень интересно! Плюс завтра поставлю, голосов нет.
Отличная статья +, только последнее прикреплённое видео не воспроизводится, пишет «встраевание запрещено пользователям»
Так там же есть кнопка «Посмотреть на YouTube»
В целом, меня особенно не беспокоит, что моя любимая семерочка — обновление для висты. В целом, s60 берет начало от palmOS, но что мне делать? Пойти сброситься? Нет, меня это не интересует, если оно хорошо работает и устраивает меня. Ах да, и аэро мне все же нравится больше. За статью +, ибо давно не читал чего-то стоящего. Последний раз про 64-х процессоры в мобилках)
Автор
S60 не имеет ничего общего с Palm. S60 — это Symbian, лол:))) а за плюс спасибо:)
Да, у меня в голове жуткая каша, оказывается
Отличная статья, очень интересно!
Мда… веселье только начинается!
Ребята потехоньку начинают розслабляться)))
А обзор супер! +
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...