adblock check

Каршеринг: зачем и для кого?

Разбираемся в принципах и особенностях кратковременной аренды автомобилей

Удобное перемещение из точки А в точку Б — одна из ключевых потребностей современных горожан. Москва в последние годы активно развивает общественный транспорт, открываются новые станции метро, закупаются новые автобусы, троллейбусы и трамваи. Любителям комфорта на помощь приходит такси, разнообразные агрегаторы в конкурентной борьбе опустили ценник до минимума. Но общественный транспорт ограничен маршрутами, а такси не подходит тем, кто привык контролировать ситуацию лично и не готов оплачивать услуги водителя.

Казалось бы, личный автомобиль — отличный выход, но его владение в условиях мегаполиса становится неоправданным. В первую очередь, из-за растущей стоимости обслуживания и топлива. Также не стоит забывать про заградительные меры: транспортный налог, платные дороги и парковки. На смену личным автомобилям приходят, в прямом смысле, общественные в лице каршеринга. Что же скрывается за модным словосочетанием? В этом нам и предстоит разобраться.

Что такое каршеринг

Каршеринг — это краткосрочная аренда автомобиля, поминутная или посуточная. Причём, во время поминутной аренды, разделяют два режима — движение и ожидание, отличающиеся по стоимости. Если с первым всё ясно, то второй предназначен для удержания автомобиля за собой. Например, вы приехали за покупками в торговый центр и не хотите после искать другую машину. Активируете ожидание через приложение и спокойно путешествуете между витрин и стеллажей, правда с поминутным тарифом.

Автомобили расставлены по городу и не привязаны к месту выдачи. Зона начала и окончания аренды называется домашней. У большинства московских операторов это территория внутри МКАДа, спальные районы за его пределами и аэропорты. Перемещаться на машине можно внутри зоны использования, только без возможности завершить аренду. Как правило, доступна территория в радиусе 200-250 километров от МКАДа, либо вся Московская область.

Одно из преимуществ — возможность покататься на разных автомобилях: от привычного B-сегмента в лице Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo, эконома с Ладой Грантой на автомате, до городских проныр Smart Fortwo и Forfour. Отдельная ветвь — премиальные или необычные автомобили, в их числе: BMW, Mercedes и Audi. Изюминка — электрический BMW i3 от YouDrive. Сервис Яндекса пошёл по другому пути и не так давно запустил Porsche Macan и 911. Каждый автомобиль обклеен в фирменном стиле компании и в соответствии с правилами, которые предъявляет правительство Москвы. Общие черты — оранжевые стойки и логотип московского каршеринга, из-за чего весь автопарк выглядит опрятно и выделяется на дороге.

Для каршеринговых автомобилей доступны все платные парковки в системе московского паркинга, тратить время на оплату парковки через приложение или СМС не нужно, достаточно оставить автомобиль в удобном месте. Хотя бывают исключения, у некоторых сервисов есть машины, которые нельзя оставлять в зоне платной парковки, соответствующая информация всегда указана в приложении. Существует лишь несколько правил парковки, во-первых, нельзя заезжать за шлагбаумы, даже если они открыты. Во-вторых, автомобиль должен быть припаркован в соответствии с правилами дорожного движения. Третье правило носит рекомендательный характер, старайтесь парковаться по ходу движения, чтобы у следующего пользователя не возникло проблем с выездом.

Каршеринг: зачем и для кого? — Что такое каршеринг. 5

Что нужно знать перед арендой

Регистрация осуществляется через мобильное приложение — центр любого каршеринга. Понадобиться заполнить анкету, сфотографировать паспорт и водительское удостоверение. Также распространенное требование — селфи с документами. На заре развития даже требовалось лично посещать офис для верификации, к счастью, это в прошлом. Требования к водителям варьируются, стандартно: 20-21 год и старше и 1-2 года водительского стажа. Сервисы для начинающих водителей от 18 лет без водительского стажа тоже не редкость, подробнее о таких в следующих материалах.

Каким бы водителем, опытным или не очень, не был пользователь, пренебрегать страховкой не стоит, так как ДТП в крупном городе дело обыденное. Все машины застрахованы по ОСАГО, как и требует российский закон, КАСКО предлагается за отдельную плату, добавляя 1-2 рубля к стоимости в минуту — небольшая плата за собственное спокойствие. Единственный тариф без материальной ответственности в случае ДТП — «Сказка» от Делимобиля. Остальные операторы после активации страховки лишь снижают максимальную ответственность до 15-30 тысяч рублей.

Для аренды необходимо открыть приложение, выбрать интересующую машину на карте и забронировать. Как правило, даётся 20 бесплатных минут для того, чтобы добраться до автомобиля и провести первичный осмотр. Опять-таки, бывают исключения, о них в рассказе о конкретных каршерингах. Среди дополнительных услуг может быть возможность заранее подогреть или охладить салон. Зимой дают несколько бесплатных минут на прогрев двигателя.

Каршеринг: зачем и для кого? — Что нужно знать перед арендой. 4

Любой каршеринг требует предварительного осмотра автомобиля. Всё просто, ищем повреждения и недочёты во внешности, фиксируем всё на фото и отправляем через приложение. Салон тоже стоит внимательно осмотреть. Процедурой ни в коем случае нельзя пренебрегать, так как ответственность за пропущенные изъяны ложится на плечи невнимательного пользователя.

Каршеринг: зачем и для кого? — Что нужно знать перед арендой. 5

Ключевые правила пользования

Несмотря на то, что автомобиль оформлен на компанию, нарушать правила дорожного движения или лихачить не стоит. Все письма счастья от камер автоматической фиксации будут переадресованы нерадивому водителю вместе с дополнительным штрафом от самого сервиса. Всё по закону, соответствующие правила прописаны в пользовательском соглашении. Ответственность за непристёгнутый ремень или выключенный свет в случае непосредственной остановки сотрудниками лежит на водителе.

Каждая минута пользования стоит денег, из-за чего может возникнуть желание как можно скорее отправиться в путь. Но не пренебрегайте первичной настройкой зеркал и кресла — это ваше удобство. В конце аренды установите кресло так, чтобы без труда сел человек крупной комплекции, а также отключите кондиционер/печку и убавьте музыку, чтобы не пугать следующих каршероводов. Дворники и фары лучше переключать в автоматический режим или вовсе отключать. На этом месте хочется помечтать о том, что в будущем станет доступна автоматическая подстройка автомобиля перед посадкой с помощью облачных профилей.

Каршеринг: зачем и для кого? — Ключевые правила пользования. 1

Каршеринг — общественный автомобиль, но он требует такого же трепетного отношения как и свой собственный. Сервисы регулярно моют автомобили и делают химчистку, но неправильное отношение сводит все усилия на нет. Садиться в машину после небережливых пользователей ужасно неприятно, на фотографиях — типичная ситуация для машины на линии с пробегом около 10 000 километров. Помните, пользоваться сервисом в грязной одежде нельзя, перед посадкой следует отряхивать ноги, особенно в демисезон. Об оставленном мусоре и пролитых на обшивку напитках даже говорить не хочется! Курение и парение также под запретом, некоторые автомобили даже оснащены датчиками дыма. Опять-таки, всё перечисленное прописано в правилах, за небрежное отношение следует наложение штрафа и компенсация расходов на преждевременную мойку и химчистку.

Одна из больных тем — дозаправка, если в баке осталось мало бензина. Некоторые каршеринги предоставляют топливные карты, другие компенсируют потраченные средства. В любом случае, тратить время на дозаправку автомобиля с поминутной арендой — ужасно неудобно, несмотря на бесплатные минуты и другие компенсирующие бонусы. Более того, многие сервисы штрафуют за пустой бак, а это не совсем справедливо, поэтому брать авто с малым количеством бензина не рекомендуется, благо вся информация доступна перед бронированием и арендой.

Зачем это нужно

Каршеринг идеально подходит для коротких городских поездок: от дома до метро или перемещений по центру города. Если добраться без пробок, то получается не сильно дороже в сравнении с общественным транспортом, при в разы большем комфорте. Такси, ожидаемо, стоит дороже, к тому же, каждый раз нужно по несколько минут ожидать машину.

Каршеринг: зачем и для кого? — Зачем это нужно. 1

В Москве нередки случаи, когда личная машина используется только по выходным, для поездок по магазинам или на дачу. Получается, что большую часть времени автомобиль бестолково занимает место во дворе и тянет деньги на обслуживание и транспортный налог. По магазинам можно прокатиться и на каршеринге, в одиночку или всей семьей — неважно. Путешествие до дачи также возможно, но придётся брать суточный тариф, чтобы оставить автомобиль вне домашней зоны. Суммарная стоимость одной поездки на дачу может оказаться слишком дорогой, но прежде чем делать выводы, стоит подсчитать полную стоимость владения личным авто.

Относительно недавно стал возможным самостоятельный трансфер в аэропорт. Таким образом, можно не мучиться с багажом в общественном транспорте и не платить за такси. Особенно удобно и выгодно ехать совместно, ведь машина вмещает до 5 пассажиров, включая водителя.

Для чего каршеринг не подходит

Из-за того, что минута простоя в пробке и езды оценивается абсолютно одинаково, передвижение по городу в часы пик грозит большими финансовыми потерями, из-за простоя в пробках. Первые попытки исправить ситуацию — скорый запуск фиксированного тарифа от Яндекса. Система аналогична такси, выбираешь конечную точку и система заранее рассчитывает стоимость поездки в зависимости от дорожной ситуации и спроса. Сход с маршрута грозит только переключением обратно на поминутный тариф.

Каршеринг: зачем и для кого? — Для чего каршеринг не подходит. 1

Второе, для чего не годится каршеринг — автомобильные путешествия. Казалось бы, претензия необоснованная, ведь каршеринг — общественный автомобиль для города. Но сервис конкурирует с личным авто, но не покрывает все его возможности. В будущем, когда каршеринг лучше распространится в регионах, проблема исчерпает сама себя, так как можно будет арендовать машину в любом городе на месте.

Вместо заключения

Каршеринг — самый молодой общественный транспорт после аренды электрических самокатов. Но уже сейчас, на момент выпуска статьи, в Москве работают 15 сервисов. Региональный каршеринг тоже не фантастика, в крупные города России всё чаще приходят московские мастодонты и запускаются свои, локальные, компании.

В основе сервиса потрясающая идея — сделать пользование обыкновенным автомобилем доступным каждому. При том, что рутинные операции по обслуживанию и мойке компании берут на себя, пользователя остаётся только брать в аренду понравившийся автомобиль. К сожалению, каршеринг не покрывает абсолютно все сценарии использовании машины, но сервис только начал своё развитие и пока неизвестно к чему оно приведёт.

freeze
Автор
22 комментария по лайкам по дате
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Жаль, что все эти каршеринги только для мегаполисов
Автор
Делимобиль, например, уже представлен в следующих городах: Москва, Екатеринбург, Уфа, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Грозный, Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону и Краснодар. Да, все они крупные, но не сказать, что мегаполисы
Проще взять велик и не платить транспортных налогов или не оплачивать тарифы всякие
Когда тебе до 18 — может быть
Имхо, убер, при похожих маршрутах (по расстоянию) будет примерно такой же по стоимости. При этом, не нужно будет переплачивать за простой в пробках. Также как и не будут волновать другие проблемы в лице парковки, дозаправки, мат. ответственности и поиска ближайшего авто.
Редко когда у меня такси меньше чем в 2 раза дороже, странное имхо