Примерно две недели назад российские СМИ писали о том, что Федеральная служба безопасности России готовит определение понятия «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации». На днях соответствующее разъяснение термина было прописано в поправках к Уголовному кодексу. На него будет ссылаться и Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).
«Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)».
Как отмечают в ФСБ, это позволит отличать шпионские устройства от обычных массовых бытовых приборов, сообщает «Медиазона». Пока не совсем понятно, как теперь к статье 138.1 УК относится программное обеспечение. В пояснении к поправкам указано, что значение термина основано на позиции Конституционного суда, а там нет упоминаний про ПО как «специальные технические средства». Ведь как известно тот же Android позволяет установить кучу программ, которые превратят любой смартфон в шпионское устройство.
Ну текущий момент поправки проходят общественное обсуждение (до 17 июля) и независимую экспертизу (до 9 июля), после чего документ будет утверждён.
В прошлом году широкий резонанс получил случай с фермером, против которого возбудили дело по статье 138.1 УК за использование GPS-маячка для своей коровы. Дело даже дошло до президента Путина, который пообещал разобраться в ситуации. Позже прокуратура закрыла дело против фермера и начала массовую проверку всех уголовных дел, возбуждённых по данной статье.