На прошлой неделе Илон Маск на своей странице в твиттере сообщил о том, что в аккумуляторных батареях для электрокара Tesla Model 3 используется менее 3% кобальта, а в следующем поколении источников питания этот химический элемент и вовсе будет отсутствовать. Но всё это может произойти в долгосрочной перспективе.
Кобальт является ключевым компонентом современных аккумуляторов. К тому же это самый дорогой материал в батарее, и зачастую его добыча осуществляется в тяжёлых нечеловеческих условиях. Больше всего кобальт добывают в Конго. На эту страну приходится 66% всех его мировых запасов. Учёные и крупнейшие технологические компании заинтересованы в создании альтернативных источников энергии, в которых бы этот элемент отсутствовал.
В этом стремлении Tesla не является исключением. Сейчас компания использует литий-никель-марганец-кобальт-оксидные аккумуляторы или сокращенно NCA, которые уже имеют низкое содержание кобальта. За последние несколько лет основной поставщик батарей для Tesla, компания Panasonic снизила этот показатель на 60%. Эксперты полагают, что ниже уже некуда, поскольку в таком случае можно столкнуться с определёнными проблемами. И вот некоторые из них.
Уменьшение содержания кобальта приводит к снижению жизненного цикла аккумулятора. А это в свою очередь — дополнительная финансовая нагрузка, которая ляжет на плечи потребителей. Другая проблема более серьёзная, это проблема безопасности. Снизив содержание кобальта, придётся увеличить количество никеля. В этом случае может произойти перегревание и в конечном счёте — возгорание батареи. Вероятность небольшая, но всё же придётся предпринять дополнительные меры безопасности, чтобы этого избежать.
Илон Маск считает, что нынешние технологии ещё будут доминировать как минимум 10 лет. По его словам, литий-ионные батареи себя исчерпали, использование кобальта в этой отрасли находится на пределе возможностей. Следующее поколение аккумуляторов Маск видит в твердотельных батареях с твёрдым электролитом. Есть и альтернативные варианты вроде натрий-ионных источников, но всё это пока находится на стадии лабораторных экспериментов.