Все мы хорошо знаем, что такое JPEG — формат для сжатия цифровых изображений, который уже на протяжении многих лет используется повсеместно и считается стандартом. Но вскоре должен появиться JPEG XS. Это не обновлённая версия классического JPEG, как можно предположить, а совершенно новый формат, созданный специально для потоковой передачи контента без потери качества в сетях с низкой задержкой и в системах виртуальной и дополненной реальностях.
На прошлой неделе объединённая группа экспертов по фотографии (Joint Photographic Experts Group или сокращённо JPEG) анонсировала формат JPEG XS, который в отличие от обычного JPEG сжимает изображения не в 10, а в 6 раз без заметного ухудшения качества. Однако главное его преимущество не в этом. JPEG XS отличается низкой задержкой и высокой энергоэффективностью, что даёт возможность использовать его в сетях 5G. Кроме того, новый формат отлично подойдёт для AR- и VR-систем, поскольку решает проблему с задержкой картинки, одной из причин, из-за чего пользователи могут ощущать головокружение и даже тошноту при несоответствии движений головы и демонстрируемого изображения.
«Впервые в истории кодирования изображений мы сжимаем меньше, чтобы сохранить лучшее качество, делая этот процесс быстрее и энергоэффективнее… Идея заключается в том, чтобы использовать меньше ресурсов и использовать их более разумно. Это реальный сдвиг в парадигме», — объяснил глава JPEG Турадж Ибрахими (Touradj Ebrahimi).
Эффективность формата JPEG XS привлекла даже внимание Европейского космического агентства, которое рассматривает его в качестве основного решения для передачи видео в высоком разрешении с маломощных космических зондов.
Среди остальных особенностей JPEG XS называются открытый исходный код и поддержка HDR-кодирования. Пользу от нового формата получат и пользователи мобильных устройств, в частности с повсеместным внедрением 5G-сетей. На текущий момент JPEG XS рассматривает Международная организация по стандартизации (ISO), которая должна его утвердить.
«В ближайшем будущем JPEG XS будет использоваться в профессиональной технике, в ПО для видеомонтажа и космической съёмки. Потребительская электроника станет следующим этапом распространения формата, а следом за ней — самоуправляемые автомобили, виртуальная и дополненная реальности, беспроводная связь между мультимедийными устройствами и т.д.». — сказал Турадж Ибрахими.