В понедельник, 4 июля, в Москве состоялся финал Всероссийского конкурса «IT ШКОЛА выбирает сильнейших!». Мероприятие прошло при поддержке Факультета компьютерных наук Высшей школы экономики и стало торжественным открытием четвертой летней школы по разработке мобильных приложений для старшеклассников, которая пройдет на факультете с 3 по 7 июля. Trashbox.ru побывал на представлении лучших проектов и узнала, какие приложения нынче в тренде.
На протяжении всего учебного года студенты проекта самостоятельно разрабатывали мобильные приложения на платформе Android, — участие в конкурсе приняли все 592 выпускника 2016-2017 гг. В итоге в этот понедельник мы увидели презентации 17 сильнейших команд из 12 городов.
Победителей в основных номинациях определили члены жюри: представители крупнейших российских технических вузов, включая МФТИ, ведущие специалисты Исследовательского центра Samsung, а также другие эксперты. Проекты оценивались по нескольким критериям: актуальность и новизна воплощенной идеи, функциональность приложения, его техническая реализация, а также удобство пользования и дизайн.
Сегодня, в финале соревнования, мы увидели лучшие работы наших выпускников — они достигли действительно выдающихся результатов. Цель наших образовательных проектов — внести вклад в обучение в сфере высоких технологий, помочь ребятам заложить основы успешной карьеры. В перспективе именно они, будущие специалисты, помогут развить технический потенциал нашей страны.
Сергей Певнев, директор по корпоративным проектам и взаимодействию с государственными органами власти штаб-квартиры Samsung Electronics по странам СНГ
Победители
Лучшим «Социальным приложением» стал мотивирующий спортивный помощник RunPoints (автор: Модвинцев Михаил, г. Волгоград). Победителем в номинации «Игровое приложение» стала оригинальная игра TheCatQuiz (авторы: Степанков Андрей, Козлов Никита, г. Калининград). Лучшим в номинации «Программирование» стал справочник по растениям Botanic (авторы: Мамаев Александр, Олейник Евгений, г. Челябинск), использующий технологии нейросетей для оптического распознавания растений и получения информации о них.
Фаворитом пользователей в онлайн-голосовании стала игра в готическом стиле Ghosthouse (авторы: Глазова Анастасия, Глазова Мария, г. Нижний Новгород), а «гран-при» получила интерактивная экологическая карта Enliven (автор: Тарасов Владислав, г. Москва) — социальное приложение, воспитывающее экологически ответственное поведение и мотивирующее пользователя беречь природу.
Интервью с членом жюри
После вынесения итогов мы побеседовали с членом жюри, секретарём комиссии — Светланой Юн, руководителем группы развития экоссистем решений лаборатории бизнес-решений Исследовательского центра Samsung.
Во-первых, мы узнали, кто и зачем приходит на курсы. По словам Светланы, особых преград для талантливых ребят нет, ведь обучение бесплатно: «Нужно только узнать, есть ли в вашем городе филиал IT ШКОЛЫ Samsung (а их по России 22) и подать заявку. Первый тур — дистанционный, проходит в режиме онлайн. Затем, в случае успеха, абитуриента ждёт очное собеседование. Кстати, новый набор идёт!»
Впрочем, это налагает определённые ограничения по количеству учеников: «Чтобы поступить в школу, нужно приложить определённые усилия, ведь иногда конкурс достигает 15 человек на место! Понятное дело, к нам приходят дети, которые уже вовлечены в тему IT, которым нравится программировать. До конца же доходят те, кто ориентирован на результат, кому нравится проектная деятельность и, главное, те, кто умеет самостоятельно работать и учиться».
Не могли мы не поинтересоваться, как выбирали обладателя «гран-при» конкурса. Светлана Юн и её коллеги сочли, что проект Enliven «обладал самой яркой идеей». Кроме того, его создателем двигала высокая цель: «Сохранение экологии и воспитание правильного поведения, правильного обращения с окружающей средой — это очень благородно. Мы, как компания, которая проповедует принципы сохранения природы, не могли пройти мимо такого проекта. К тому же этот год — год экологии».
Естественно, мы поинтересовались, какие приложения вызывают наибольший интерес у молодого поколения разработчиков. «Если судить по нашим ученикам, то это всевозможные игры. Среди социальных приложений популярны образовательные (в финале были представлены два): подготовка к экзаменам, оперативное получение информации об оценках, журналах, школьной жизни, общение с одноклассниками и преподавателями — всё это детям близко и понятно, они знают как и для кого должны работать их приложения, — разъяснила член жюри.
И, конечно, мы поинтересовались, как представители Samsung оценивают уровень и перспективы своих выпускников. «Наши курсы хороши и дают прекрасную базу, однако они не заменят высшего образования, — фундаментальные вещи в сфере разработки ПО никто не отменял. Зато школа станет хорошим подспорьем в получении практико-ориентированных навыков. А уже когда ребята закончат университет, мы будем рады видеть их в том числе в рядах сотрудников нашей компании», — объяснила Светлана.
IT ШКОЛА Samsung: история и планы на будущее
IT ШКОЛА Samsung — это программа дополнительного образования по основам IT и программирования, созданная компанией Samsung. Проект федерального масштаба реализуется при поддержке Министерства образования и науки РФ в течение последних 5 лет в более чем 20 городах России.
Курс создан для школьников старших классов, которые хотят изучить фундаментальные основы IT, программирования на языке Java и получить практические навыки по созданию мобильных приложений на платформе Android. Главное, школа абсолютно бесплатна: для участия нужно лишь подать заявку и пройти онлайн-тест и очное собеседование.
Проект предполагает подготовку более 5 тысяч учащихся в течение пяти лет. Ежегодно на обучение по программе на конкурсной основе зачисляются свыше тысячи старшеклассников. Для проведения занятий оборудованы 38 компьютерных классов в 25 учебных заведениях. Занятия проводят 45 преподавателей, прошедших повышение квалификации от Samsung.
В 2017 году проект «IT ШКОЛА Samsung» стал победителем конкурса Graduate Awards, заняв I место в номинации «Лучшая программа по работе со школьниками». В 2016 году проект был удостоен награды «Премия Рунета 2016» в номинации «Наука и образование». Samsung стала партнером летней школы по разработке мобильных приложений ВШЭ в 2017 году, добавив в программу обучения трек «Разработка приложений дополненной и виртуальной реальности — VR/AR» для участников проекта «IT ШКОЛА Samsung». Ученики 10-11 классов, желающие приобрести опыт по созданию мобильных приложений, могут также принять участие в других тренингах по программированию, в том числе на языке Python и для мобильных платформ. На бесплатные летние занятия мог попасть любой желающий, прошедший отбор по результатам онлайн-анкетирования.