Большинство современных автомобилей имеет столько встроенной электроники, что человеку отводится самая простая роль — отдавать команды, а всю основную работу по управлению транспортным средством берет на себя компьютер. С каждым днем мы слышим все больше новостей про технологии самоуправляемых машин, и по прогнозу аналитиков, к 2030 году более четверти автомобилей будут продаваться с функцией автопилота. Такая тенденция радует и одновременно настораживает, поскольку ставит под сомнение безопасность водителя и его пассажиров.
Если обратиться к фантастическим произведениям и фильмам, нетрудно проследить одну закономерность — любой автомобиль будущего оборудован системой самоуправления. Взять хотя бы «Особое мнение» Стивена Спилберга, где герой Тома Круза берет на себя управление автономной машиной. В похожем по стилю фильме «Я робот» по мотивам произведений Айзека Азимова специально созданный футуристический концепт-кар Audi RSQ прекрасно управляется самостоятельно и паркуется без помощи водителя. Эти фильмы объединяет еще и тот факт, что действия в них происходят в 2035-2050 годах. По сути фантасты в который раз могут предсказать очередную технологическую революцию.
Сторонники автомобилей с автономным управлением в один голос утверждают о безопасности для человека такой технологии. Но давайте взглянем на эту проблему с точки зрения информационной безопасности, ведь на самом деле вопрос достаточно актуальный. Как и любая другая электроника, современные автомобили управляются компьютером со специальным программным обеспечением. А значит могут стать целью хакерских атак.
Оказывается, взломать автомобиль — не такая уж и невыполнимая задача, в интернете уйма информации, как обойти встроенную систему безопасности и управлять транспортным средством удаленно. Так, например, в 2013 году издание Forbes опубликовало очень занимательный эксперимент. Двое хакеров взломали компьютерную систему Toyota Prius и с помощью ноутбука удаленно мешали журналисту управлять автомобилем: включали музыку, выводили информацию на дисплей, сигналили, игрались с тормозами, спидометром и рулевым управлением. Позднее они повторили этот трюк с Ford Escape и Jeep Cherokee. В целом, взломщики сообщили, что подобные уязвимости имеются в автомобилях и других производителей.
В дальнейшем новости о взломах автомобилей различными способами все чаще стали появляться в интернете. Не даром в 2014 году специалисты по безопасности на конференции хакеров Def Con в Лас-Вегасе заявили, что автомобиль становится объектом интереса для взломщиков, и в ближайшие годы стоит ожидать массовый удалённый взлом автомобилей.
Некоторые наработки хакеров даже превращаются в стартапы. Так, один из бывших сотрудников компании Tesla воспользовался выложенным в сеть кодом программы взлома и соответствующей документацией и создал устройство для превращения обычного автомобиля в автономный. Универсальный автопилот стоимостью $1000 получил название Neodriven и даже был представлен на выставке CES, проходившей в начале этого года.
К чему все это может привести? В первую очередь к тому, что компьютер в машине становится все более уязвимым к вредоносным программам, а значит существует большая вероятность выхода из строя основных систем управления транспортом. Хорошо, если в этом случае вы отделаетесь только сообщением: «Ваш автомобиль заблокирован. Для разблокировки заплатите ХХХ денег». Но ведь последствия могут быть куда более плачевными.
Это одна из причин, почему не существует универсального ПО для всех автомобилей. Большинство автопроизводителей разрабатывают собственные программные продукты в сотрудничестве с крупнейшими технологическими компаниями. Причем делают это по-тихому, стараясь не распространять никаких подробностей.
Ведущие IT-компании, такие как Google, Microsoft, Apple, NVIDIA, Intel, IBM активно участвуют и в процессе создания машин с автопилотом. Последняя, кстати, сотрудничает с немецким концерном BMW над внедрением искусственного интеллекта Watson в самоуправляемые автомобили, чтобы в будущем сделать их полностью автономными. Вот это уже точно напоминает сценарий фантастических фильмов. Еще чуть-чуть и мы сможем сказать, как же прав был старина Азимов.
Наибольший интерес у хакеров вызывает взлом операционной системы электрокара Tesla. В 2016 году сделать это удалось китайским умельцам. Используя уязвимости в бортовом компьютере, они смогли заставить автомобиль Tesla Model S удаленно выполнять некоторые функции, например, открывать дверь на расстоянии 20 км, открывать багажник на ходу, управлять зеркалами и тормозной системой. Чтобы достичь такого результата хакеры трудились несколько месяцев, но компания Tesla в следующем обновлении своего программного обеспечения успела залатать все дыры.
Новостей об авариях с участием автомобилей Tesla не так много, но все же они появляются. В частности, за прошлый год аварий было пару десятков, в том числе одно серьезное ДТП со смертельным исходом. Это произошло в мае 2016 года, когда автомобиль Tesla, управляемый автопилотом, на полной скорости въехал под движущийся впереди грузовик. Система самоуправления попросту не сработала при появлении в поле зрения препятствия.
Такая авария заставляет задуматься над тем, что на систему в автомобиле вполне можно воздействовать удаленно. Все это открывает широкие возможности для спецслужб. Помните недавний скандал с утечкой секретных документов, опубликованных на WikiLeaks? В них, помимо смартфонов, телевизоров и прочих персональных устройств, к которым ЦРУ имеет доступ, упоминались и автомобили. Получается, что американские спецслужбы изучают способы взлома компьютерных автомобильных систем. Настораживает то, что таким образом они смогут перехватить управление автомобилем в любой момент, сделать «как надо» и после этого не останется даже следов. В итоге спишут на глюк в системе или несчастный случай.
Журнал «Популярная Механика» в одной из своих статей, посвященных данной теме, отмечает, что изучать вопрос о перехвате управления автомобилем американское правительство начало ещё в конце 2014 года. Там же указывается история с журналистом ресурса BuzzFeed Майклом Гастингсом, который погиб в аварии. До своей трагической гибели Майкл собирал материал на бывшего главу ЦРУ и был уверен, что за ним стали следить. Во время одной из своих поездок он потерял управление Mercedes-Benz и врезался в дерево. По словам очевидцев, «Мерседес» двигался на большой скорости прямо и неожиданно свернул в сторону, как будто водитель резко дёрнул руль.
Можно долго рассказывать о преимуществах самоуправляемых автомобилей, находить тысячи причин о необходимости автопилотов. Но один существенный недостаток при этом может перечеркнуть все плюсы. И привычное выражение «человеческий фактор» сменится на «ошибка автопилота». А уже чем, или кем вызвана эта ошибка — мы можем только догадываться. Пока ведущие автокомпании вкладывают миллионы и миллиарды долларов в компьютерные технологии, хакеры и спецслужбы также не спят — осталось только взять это под «особый» контроль.