Каждый автомобиль представляет собой достаточно сложный агрегат, в конструкции которого применяется масса подвижных частей и замороченных механизмов. При их эксплуатации происходит процесс трения металлических частей, которые планомерно изнашиваются. Чтобы увеличить срок эксплуатации, используется специальная смазка, которая образует на поверхности деталей маслянистый слой, уменьшает трение и износ. Впрочем, важно понимать, что из жидкостей в автомобиле есть далеко не только масло. Более того, оно используется не только внутри его двигателя внутреннего сгорания, но и во многих других узлах.
Моторное масло
- где находится: в двигателе;
- как часто проверяется: автоматически датчиками автомобиля, вручную с помощью датчиков и/или щупа не реже раза в месяц;
- как часто меняется: по регламенту производителя обычно раз в 15 тысяч километров, но лучше чаще;
- как меняется: на официальных или неофициальных сервисах.
Сразу после приобретения своего первого автомобиля нужно взять под личный контроль периодичность замены в нём моторного масла, которое постепенно теряет свои свойства. В новых моделях производители обычно рекомендуют делать это каждые 15 тысяч километров или раз в год, если транспортное средство не наездило подобную дистанцию. Пока машина находится на гарантии, многие обычно так и делают — в дальнейшем же сокращают регулярность замены до 10 тысяч километров. Более того, некоторые автолюбители уменьшают данный промежуток до 7,5 и даже 5 тысяч километров — особенно на «раздутых» турбированных двигателях. На официальных сервисах это дороже, но позволит сохранить историю обслуживания. На неофициальных всё в точности до наоборот.
Трансмиссионное масло
- где находится: в коробке передач;
- как часто проверяется: если это возможно, хотя бы один раз в месяц;
- как часто меняется: по регламенту производителя (обычно каждые 80–160 тысяч километров) или опыту неофициальных сервисов;
- как меняется: на официальных или неофициальных сервисах.
Коробка переключения передач проделывает очень сложную работу. Она перенаправляет крутящий момент из двигателя на колёса транспортного средства, и в этом принимает участие внушительное число механических деталей. Впрочем, частота замены масла здесь заметно реже — обычно не чаще 80–160 тысяч километров. Более того, некоторые автопроизводители заявляют, что в их коробках передач масло менять вообще ну нужно. Тем не менее, как показывают наблюдения, все эти компании были бы очень рады, если бы каждое транспортное средство отправлялось в утилизацию спустя 5 лет эксплуатации. Чтобы увеличить данный срок, масло обязательно нужно менять и здесь. Оно также планомерно теряет свои свойства и увеличивает нагрузку на соответствующий узел.
Масло в раздатке
- где находится: в системе полного привода;
- как часто проверяется: при замене;
- как часто меняется: лучше не реже раза в 50–100 тысяч километров;
- как меняется: на официальных или неофициальных сервисах.
Если в автомобиле предусмотрена система полного привода, важно понимать, что она также нуждается в периодическом обслуживании. Его регулярность зависит от нагрузки на данный узел. Если транспортное средство эксплуатируется в бережном режиме, не испытывает жёстких нагрузок на ровной поверхности и не выезжает на бездорожье, делать это можно реже. В противоположной ситуации — чаще. Менять масло в раздатке желательно хотя бы раз в 100 тысяч километров. Впрочем, нужно рассматривать каждую модель отдельно, советоваться со специалистами и рассматривать конкретные автомобили индивидуально.
Охлаждающая жидкость
- где находится: внутри радиатора;
- как часто проверяется: при каждом открытии капота;
- как часто меняется: полностью один раз в 2–3 года;
- как меняется: подливается самостоятельно, меняется в официальных или неофициальных сервисах.
Охлаждающую жидкость также называют антифризом. Как понятно из названия, она нужна для того, чтобы понизить температуру двигателя и избежать его перегрева. Охлаждающая жидкость находится в радиаторе и заливается с помощью специального бачка, который называют расширительным. На нём есть отметка необходимого уровня, который следует поддерживать — доливать антифриз, если его слишком мало. Откручивать крышку расширительного бачка можно только в том случае, если двигатель холодный, а автомобиль не заведён. Если уровень падает слишком быстро, это говорит о том, что в системе есть протечка. Её нужно обязательно устранить. Также всю жидкость целиком важно периодически обновлять.
Тормозная жидкость
- где находится: в тормозной системе;
- как часто проверяется: при каждой замене масла в двигателе;
- как часто меняется: один раз в 2 года;
- как меняется: на официальных или неофициальных сервисах.
Равно как и трансмиссионное масло в коробке передач, тормозная жидкость также находится внутри замкнутой системы. Именно поэтому ни в коем случае нельзя допускать, чтобы её уровень опускался слишком низко. При активной работе тормозной системы температура жидкости внутри неё повышается вплоть до 160 и даже 200°C. С одной стороны, она рассчитана на подобные условия. С другой стороны, из-за спирта, который входит в её состав, она постепенно притягивает влагу из воздуха. Чем дольше это происходит, тем больше воды появляется в составе тормозной жидкости, и у неё постепенно снижается температура кипения. Излишнее понижение данного показателя может быть чревато образованием пара, что может быть очень опасно на дороге.
Жидкость гидроусилителя
- где находится: в гидроусилителе руля;
- как часто проверяется: если это возможно, хотя бы один раз в несколько месяцев;
- как часто меняется: не чаще одного раза каждые 80 тысяч километров или никогда без особенных причин;
- как меняется: на официальных или неофициальных сервисах.
В большинстве современных автомобилей используется гидроусилитель руля, который значительно упрощает его вращение. Для функционирования данной системы также используется специальная жидкость. Раньше пробега 80 тысяч километров менять её обычно не нужно. Впрочем, если во время поворота руля хорошо различимы скрипы или другие посторонние звуки, это может стать поводом для диагностики, в том числе, и уровня жидкости гидроусилителя. Вполне возможно, что где-то образовалась утечка, и её необходимо в срочном порядке устранить. Нередко производители настаивают, что жидкость в данном узле вообще не меняется.
Фреон
- где находится: в системе кондиционирования;
- как часто проверяется: 1–2 раза в год, лучше всего весной и осенью;
- как часто меняется: на новых автомобилях через 3 года, на машинах с пробегом — каждый год;
- как меняется: на официальных или неофициальных сервисах.
Фреон представляет собой специальную жидкость, которая предназначена для работы системы кондиционирования автомобиля. Если его становится недостаточно, данный узел может вообще выйти из строя. Впрочем, обычно просто возникают проблемы с охлаждением и нагревом воздуха, который гоняет кондиционер или климат-контроль. Обслуживать соответствующую систему лучше всего перед началом её активного использования — в канун летнего и зимнего сезонов. Тем не менее, если автомобиль новый, на СТО обычно рекомендуют не залезать в данный узел не меньше трёх лет. В дальнейшем обслуживание должно происходить регулярно.
Жидкость омывателя
- где находится: в бачке омывателя;
- как часто проверяется: автоматически датчиками автомобиля, когда заканчивается;
- как часто меняется: по личным наблюдениям;
- как меняется: самостоятельно.
Чтобы более эффективно очищать лобовое стекло, в современных автомобилях предусмотрена специальная система, которая используется вместе с дворниками. Жидкость нужно доливать самостоятельно в специальный бачок, на крышке которого эти самые дворники обычно и изображены. В тёплое время года сюда нередко льют обычную или дистиллированную воду. Зимой же сюда нужно наливать специальную жидкость, которая не замерзает при низкой температуре. Если оставить воду в минус, она может как просто заблокировать пути подачи, оставив владельца авто без возможности помыть стекло, так и разорвать всю систему из-за неизбежного расширения.