Наверняка у многих, когда речь заходит о полетах в космос, возникает образ первого в истории человечества космонавта — Юрия Алексеевича Гагарина. Однако, не многие знают, что шанс стать первым человеком в космосе у Юрия Алексеевича был катастрофически мал. Кроме него получить звание первого космонавта в истории мог любой из двадцати человек, прошедших строгий отбор группы. В этом материале я хочу рассказать о том, какой путь пришлось пройти всем людям, решившим посвятить свою жизнь исследованию космоса. Не боявшимся рискнуть жизнью во имя будущего и великих достижений. После того, как Сергей Павлович Королев вернулся из ссылки он начал работать над грандиозными проектами ракет и летательных аппаратов сначала в «шарашках» (специальных закрытых учреждениях, предназначенных для работы заключенных), а после уже в ОКБ-1 (Особом конструкторском бюро-1).
Сегодня ОКБ-1 является одной из ведущих отечественных ракетно-космических корпораций «Энергия». Во время работы в ОКБ-1 Королев сконструировал самый первый в истории искусственный спутник Земли и ракету-носитель, на которой был отправлен на околоземную орбиту «Спутник-1» в 1957-м. Спустя всего год начались подготовительные мероприятия по отправке первого человека в космос. Научным руководителем медицинских исследований был назначен доктор медицинских наук, лауреат Советской Государственной премии Владимир Яздовский. Владимир является основоположником космической биологии. Под его руководством был осуществлен запуск первых животных в Советском Союзе в космос.
Сразу после новогодних праздников, 14 января 1959 года состоялось совещание, в ходе которого обсуждался контингент на место потенциальных летчиков-космонавтов. Рассматривались как профессиональные спортсмены, так и летчики и даже просто здоровые молодые люди. Все-таки было решено остановиться на летчиках. Однако, Сергей Королев предложил на место первых покорителей космоса исключительно летчиков-истребителей, так как те имеют обширные навыки в обращении со сложной летательной техникой, а также их организмы привыкли к большим перегрузкам. В полетах летчики-истребители испытывают, ко всему прочему, изменение давления окружающей среды и даже невесомость.
Требования к параметрам в ходе дальнейших обсуждений были приняты следующие — максимальный рост 1 метр 70 сантиметров, вес около 70 килограммов и возраст до 30 лет. Когда пришло лето, медики принялись к рассмотрению целых три= с половиной тысяч медицинских карт, однако, из них было отобрано к дальнейшим медицинским исследованием лишь триста человек, что составляет около десяти процентов из изначальной кадровой базы. Отобранным мужчинам были отправлены приглашения на собеседование. Во время него, потенциальным космонавтам задавались наводящие вопросы о том, хотели бы они летать на самой новой военной технике и как бы они отнеслись к перспективе полета на околоземной орбите. Кто-то резко и смело соглашался, а кто-то буквально сразу начинал сомневаться и в конечном счете отказывался.
После этого этапа общее число потенциальных космонавтов сократилось на сто человек. Оставшиеся двести человек осенью были отправлены на дополнительные обследования. Среди них были испытания в центрифуге и вибростенде. Кроме этого, проводился анализ на устойчивость их организма к гипоксии. Научной команде, которая занималась подготовкой будущих космонавтов, было важно знать, как они будут чувствовать себя в космосе, в среде с пониженным уровнем кислорода во вдыхаемом воздухе. Данные испытания смогли пройти лишь 29 человек. Так как по уставу, в команде первого отряда космонавтов могло находиться лишь двадцать человек, по разным причинам остальные девять человек были отсеяны в запас.
Среди оставшихся был Юрий Гагарин, Павел Беляев, Валерий Быковский, а также человек, совершивший в 1965 году первый выход в открытый космос, — Алексей Леонов.
То, что команда первых претендентов на полет в космос была собрана, не означало, что они могли лететь в космос. В 1960 году начались серьезные подготовки первой двадцатки космонавтов перед будущими полетами. В январе был организован отдел по подготовке космонавтов при военно-воздушных силах Советского Союза. ЦПК в полную заработал в начале марта 1960-го. На лекциях, проводившихся там, претенденты слушали про воздействие перегрузок, невесомости, а также перепадов давления на организм. Когда Сергей Королев узнал про это, он слегка возмутился, ведь в центре должны готовить космонавтов, а не медиков. Чтобы это исправить, Сергей Павлович пригласил в ЦПК знакомых ученых-физиков, конструкторов и инженеров. Среди них был Тихонравов Михаил Клавдиевич, сподвижник Сергея Королева. На своих выступлениях перед претендентами он рассказывал о работе в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Истории о создании проекта одной из самых первых пилотируемых одноступенчатых ракет ВР-190, создававшейся на базе Р-1.
Многих его рассказы вдохновляли. Особенно идеи о создании межпланетного корабля. Как раз в 1960-х начались обсуждения по созданию «Тяжелого межпланетного корабля», на котором можно было бы летать к ближайшим планетам в нашей солнечной системе. Перспектива полететь на Марс завораживала и создавала трепет в сердцах первой космической двадцатки. Команда постепенно начинала понимать, что все они стоят на пороге революционных открытий. Судьба «Тяжелого межпланетного корабля», к сожалению, не увенчалась успехом. Запуск был запланирован на 1971 год, однако, за два года до старта, проект был свернут из-за невозможности реализации некоторых технических требований. Так как для долгосрочного полета требовалась усиленная защита от фонового излучения, а также система регенерации выдыхаемого воздуха. Вместо этого ЦК КПСС дало разрешение на разработку космического корабля, предназначенного для полета на Луну. Из-за рискованности и этот проект был, к сожалению, отменен. Однако, к огромному счастью, так не случилось с программой по отправке человека в космос. После того, как закончились слушания в аудиториях ЦКП, от теории наши герои перешли к практике. К сожалению, пилот посадить космический корабль «Восток» не мог, так как системы летательного аппарата не предусматривали этого. Из-за этого встала необходимость в серьезной подготовке претендентов к парашютным прыжкам. Для этого команда приехала в Энгельс.
В Энгельсе руководителем группы стал заслуженный тренер СССР, мастер спорта по прыжкам с парашютом Никитин Николай Константинович.
В качестве наземного инструктора было принято взять Максимова Михаила Ильича. Также заслуженного Советского парашютиста. Обоих наставников вся группа запомнила на всю жизнь. За довольно недолгий период нахождения вместе, Николай Константинович и Михаил Ильич стали частью этой огромной звездной семьи. За успехи каждого из членов первой группы космонавтов бывшие наставники радовались как за свои. Спустя пару недель инструктажа, в начале апреля первые курсанты осуществили свои первые прыжки. Учения проводились сначала на специальных тренажерах, и только потом им было дано разрешение на прыжки с самолета. Обучение не обошлось без происшествий. Герман Титов (советский космонавт, дублер Юрия Гагарина, первый в истории человек, совершивший полет в космосе длительностью более суток) во время очередного учебного прыжка ощутил неладное. Потянув за ленту, во время раскрытия купола парашюта стропы обвились друг с другом, не позволив тем самым куполу нормально наполниться воздухом.
К счастью, оперативно среагировав, он сдернул чику запасного парашюта и успешно приземлился на землю. Продолжила свои испытания группа уже на знаменитом Чкаловском аэродроме в Щелковском округе в Московской области. Там они во время полетов тренировались координации движений в невесомости. Состояние кратковременной невесомости можно достичь и в пределах Земли на самолете. После достижения высоты примерно в 7-8 км на скорости около 400 км/ч, пилот снижает тягу двигателей самолета до абсолютного нуля и входит в движение по параболической траектории. Примерно в течение 20 секунд самолет находится в состоянии свободного падения, как раз в этот период сила притяжения не ощущается и внутри салона самолета происходит эффект невесомости. В России для данных испытаний на сегодняшний день используются аэробусы серии ИЛ-76. Так вот. Упражнения по координации движения в невесомости записывались на камеру, после чего инструктор отсматривал материал и давал оценку курсантам. Примечательно, но все, кроме Гагарина и Титова, получали «отлично», а они — «удовлетворительно». Это никак не повлияло на итог, так как в следующем испытании Юрий Алексеевич Гагарин смог проявить свою адаптивность к любой среде, благодаря чему и стал первым человеком в космосе.
После учений по прыжкам с парашютом, летом, члены отряда впервые встретились с Сергеем Павловичем Королевым. Для членов команды он провел инструкцию по заводу, в котором собирался космический корабль «Восток». Гагарин еще до своего полета первым забрался внутрь, в кабину корабля. Его восхитила сложная система бортового компьютера, которая отвечала за работу такого аппарата. Июнем того же года команда перешла к следующим испытаниям. В специальном помещении находилась сурдобарокамера. Сурдобарокамера — это специальное устройство, предназначенное для исследования человеческих реакций на отсутствие звуковых и визуальных внешних раздражителей. Находившиеся в абсолютной изоляции космонавты были подключены к системам мониторинга показателей организма. За ними постоянно наблюдала группа ученых с помощью камер. В течение десяти-пятнадцати дней каждый из членов группы находился в абсолютной тишине и изоляции от внешнего мира. Во время эксперимента произошел один несчастный случай, который закончился, к сожалению, летальным исходом для испытуемого.
Памяти Валентина Бондаренко
Космонавт Валентин Бондаренко, находившийся в закрытой камере, в которой было понижено давление и повышен, примерно в два раза уровень кислорода, погиб из-за неосторожности. На десятый день эксперимента, Валентин решил немного раскинуться и подремать в кресле. Чтобы чувствовать себя более свободным, он решил снять один из датчиков. Место, с которого был снят датчик, он решил протереть ватным тампоном, смоченным чистым спиртом, после он его небрежно выбросил. Ватный тампон, пропитанный спиртом, попал на раскаленную электрическую плитку, на которой до этого Валентин разогревал себе еду. Камера, воздух в которой был с увеличенной в два раза концентрацией кислорода, мгновенно вспыхнула, словно спичка. Из-за разницы в давлении открыть сурдобарокамеру быстро было невозможно. В момент, когда Валентина достали, он был еще жив.
Спустя несколько дней (23 марта 1961 года), находясь в госпитале, он умер. Через 19 дней после его гибели Юрий Гагарин впервые полетел в космос. Документы о смерти Валентина Бондаренко находились в строжайшем секрете, поэтому об этом инциденте мало кто слышал. Лишь недавно, после рассекречивания архивов ЦПК (Центра подготовки космонавтов), были выяснены детали происшествия. После гибели, Валентин был посмертно награжден орденом Красной Звезды, а похоронен в родном Харькове, где жили его родители. Многие до сих пор не верят в официальную версию произошедшего и считают, что Валентин был космонавтом №0, который еще до Гагарина успел слетать в космос. Правда, неудачно. Сам я придерживаюсь официальной версии, так как никаких подтверждений теории «Нулевого космонавта» нет.
Последними словами, которые он произнес перед своей смертью, были: «Никого не наказывайте. Я сам виноват. Сам…»
За все время в ходе испытаний и полетов погибло порядка двадцати двух космонавтов. Валентин Бондаренко является самым первым погибшим космонавтом, который так никогда и не смог побывать за пределами Земли.
Первый человек в космосе
Возвращаясь к истории Юрия Гагарина. Показав свои выдающиеся способности к адаптации, Юрий в очередной раз удивил ученых, продемонстрировав устойчивость своего организма к гипоксии. Находясь в специальной камере, которая имитировала нахождение на высоте 3-5 километров без каких-либо дополнительных примесей кислорода в дыхательной смеси и на высоте 14-15 километров при избыточном давлении и дыхании чуть ли не стопроцентно чистым кислородом, показатели его организма почти никак не менялись. В совокупности с исключительностью, смелостью и оптимистичностью Юрий был идеальным кандидатом на место первого космонавта. В этот момент уже стало ясно, что им будет Гагарин. Месяцы перед стартом «Востока» он проводил за усиленными тренировками. За месяц до полета Юрия Алексеевича были осуществлены тестовые запуски двух космических кораблей 3КА, являвшихся полными копиями того самого «Востока».
Вместо человека на месте космонавта находился манекен, который команда испытателей прозвала Иваном Ивановичем. Оба полета были успешны, однако, страх перед запуском Гагарина в космос не покидал всю команду, работавшую над этой идеей. Так как это был очень ответственный момент в истории Советского Союза, было заготовлено несколько телевизионных эфиров, каждый из которых бы выпустили в зависимости от итога полета. К счастью, все было хорошо. 12 апреля 1961-го года Юрий Гагарин совершил полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Страна обрела нового героя. Родители называли своих детей в честь скромного летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Но самое главное, благодаря этому, ученые выяснили, что невесомость никак не сказывается негативно на здоровье человека. Это был огромный шаг для человечества, который обсуждал весь мир. Без Юрия Алексеевича мы бы жили с вами совсем в ином мире и не мечтали бы в детстве стать космонавтами.
Заключение
Юрий Алексеевич Гагарин — легендарная личность. К сожалению, первый в истории человек побывавший в космосе, погиб 27 марта 1968 года во время тренировочного полета на истребителе. Всего в космосе из «легендарной двадцатки» побывало восемь человек. В следующей статье из цикла истории развития космонавтики в Советском Союзе я расскажу про остальных наших соотечественников, которые не побоялись покинуть пределы нашей Земли на благо будущего потомков. «Рожденный ползать — летать не может», точно не про них.
Спасибо за внимание.