Автомобили Skoda пользуются повышенным спросом как на европейском рынке, так и в России — модели бренда могут похвастаться стильным кузовом, мощными и, что немаловажно, надёжными моторами, а также современным оснащением при адекватной цене. И модельный ряд Octavia, конечно, является важнейшим достоянием производителя — всего за четыре поколения компания продала более семи миллионов автомобилей данной линейки. И теперь пришло время отпраздновать внушительный для автомобилестроения юбилей — Octavia в этом году празднует свои 25 лет. В честь этого я решил показать, как знаменитая линейка менялась с течением времени.
Octavia, о которой мало кто помнит (1959-1971)
Многие автомобилисты считают, что Skoda производит модельный ряд Octavia с 1996 года, но на самом деле это немного не так. Впервые название Octavia (переводится с латыни как «восьмая» — это восьмая модель, созданная компанией после Второй мировой войны) появилось в арсенале Skoda ещё в 1959 году, когда на заводе в Млада-Болеславе начали выпускать двухдверный седан на заднем приводе с независимой подвеской всех колёс. Уже тогда автомобиль выпускали с двумя вариантами бензинового мотора — 1,1 литра на 40 лошадиных сил и 1,2 литра с мощностью 45 лошадей. И хотя сейчас это кажется не совсем серьёзным, в те времена автомобиль был очень даже шустрым.
Более того, в 1961 году производитель предложил поклонникам бренда ещё и универсал под названием Skoda Octavia Combi — его оснастили безальтернативным 1,2-литровым мотором на 45 лошадиных сил. Этот вариант аудитории понравился даже больше, чем классический седан — оригинальную Skoda Octavia сняли с конвейера в 1964 году, тогда как универсал активно продавался вплоть до 1971 года. За этот период компании удалось реализовать 365 400 экземпляров модельного ряда Octavia, что по тем временам — отличный показатель.
Первое (современное) поколение (1996-2010)
В 1991 году компания Skoda Auto вошла в состав Volkswagen Group, а уже в 1992-м началась разработка современного поколения Octavia — в итоге автомобиль собрали на платформе Golf четвёртого поколения в двух вариантах кузова. Купить новейшую Octavia можно было в формате лифтбэка и универсала на бензиновом (1,6 литра при 75 лошадях или 1,8 литра на 125 лошадях) или дизельном двигателе (1.9 TDI на 90 лошадиных сил с рекордным расходом 5,1 литра на 100 км) от компании Volkswagen. Более того, после 2000 года появилась версия RS с 1,8-литровым турбомотором — он выдавал 150 лошадей, что и по современным мерках весьма достойно.
А ещё впервые в истории Octavia помимо механической коробки переключения передач получила «автомат» — его предлагали в качестве более дорогой альтернативы МКПП, плюс появились версии на полном приводе. Автомобиль настолько понравился аудитории, что производство первого современного поколения решили не приостанавливать вплоть до 2010 года, хотя уже в 2004-м было представлено второе поколение. И за эти 14 лет Skoda удалось реализовать более 1,4 миллиона автомобилей, которые собирались в Чехии, Индии, России, Украине и Казахстане.
Второе поколение (2004-2013)
На достигнутом инженеры Skoda решили не останавливаться, представив в 2004 году второе современное поколение Octavia на базе Golf пятого поколения. Салон автомобиля стал более привлекательным и комфортным, а под капотом появился бензиновый двигатель с непосредственным впрыском (FSI), который, как и все остальные представленные моторы, работал в паре с инновационным «роботом» DSG с двумя сцеплениями. При этом от формата лифтбэка и универсала (пользовался невероятным спросом в Европе) производитель всё ещё не отказывался, а от обилия вариантов двигателей у потенциального покупателя могла закружиться голова.
Skoda Octavia поставлялась с бензиновыми 1.2, 1.4 и 1.8 TSI, плюс была серия FSI с непосредственным впрыском, а ещё дизельные моторы 1.6, 2.0 TDI. Дополнительно покупателю предлагали «механику», «автомат» или «робота» с преселективной DSG. А ещё в модельном ряду появился более проходимый универсал Skoda Octavia Scout с полным приводом, большим клиренсом и пластиковым обвесом. Кроме того, в 2008 году, пока первое поколение всё ещё отлично продавалось, Skoda выпустила рестайлинг второго поколения, продлив ему жизнь вплоть до 2013-го. За этот период продаж транспортное средство успело стать настоящим бестселлером — всего было продано 2,6 миллиона автомобилей.
Третье поколение (2012–2020)
За год до того, как с производства сняли второе поколение, в Чехии уже начали собирать новую Octavia на базе новейшей платформы MQB, разработанной в Volkswagen. Автомобиль всё так же выпускался в кузове лифтбэк и универсал с моторами материнской компании — было сразу три бензиновых варианта (1.2, 1.4, 1.8 TSI), двухлитровый дизельный мотор (2.0 TDI), а от «автомата» отказались — теперь купить модель можно было либо на МКПП, либо на «роботе» DSG-6.
Продержавшись на рынке всего четыре года, третье современное поколение Octavia отправили на рестайлинг — авто получило новые раздельные фары, более продвинутую медиасистему и множество мелких дополнительных опций вроде системы автоматической парковки или защиты от столкновений. Через год, в 2017-м, на рынок Европы выпустили ещё и варианты с турбомоторами нового поколения, которые отвечали современным экологическим нормам. Завершили производства третьего поколения в Чехии в 2019 году, на заводе в Нижнем Новгороде модель задержалась до 2020-го.
Четвёртое поколение (с 2019-текущее время)
В ноябре 2019 года компания Skoda официально представила четвёртое поколение Octavia, которое в том числе производится на заводе в Нижнем Новгороде (автомобиль в кузове универсал на территории России не представлен). На выбор потенциальному покупателю, как и прежде, предлагают внушительный набор различных моторов (1.6 MPI, 1.4, 2.0 TSI) в паре с МКПП, «роботом» или «автоматом», а самым мощным вариантом является 2.0 TSI на 190 лошадиных сил. Для городского автомобиля показатель вполне достойный.
Естественно, автомобиль получил совершенно новый кузов с узнаваемыми элементами бренда, а в салоне появилась современная мультимедийная система с цифровой приборной панелью, большим сенсорным экраном мультимедийной системы и массой полезных технологий. На текущий момент это самый продвинутый автомобиль марки Skoda, но, конечно, производитель не стоит на месте, уже сейчас создавая модели будущего.