«Швейцарский нож» из СССР: почему «Буханка» жива и не собирается умирать, или как я проехал 2000 км
Всё всегда с чего-то начинается. Чаще всего, с идеи. А ещё с цели.
На дворе конец 2025 года, на носу юбилей УАЗ-452. Идея, она же цель, — доехать до Ульяновска на виновнике торжества и посетить музей при заводе.
А в чём идея самой «Буханки»? Это Вездеходный универсальный транспорт, сперва созданный с целью доставлять почту, а затем — выполнять медицинские и военные задачи. Она как швейцарский нож, как мультитул, как… а нет аналогов! Она для всего. Возможно, именно поэтому, спустя столько десятилетий, пережив несколько изменений, но сохранив свою узнаваемость, она всё ещё с нами, на конвейере и, кажется, никуда не собирается уходить. Можно ли получить удовольствие от такого автомобиля сегодня? Когда вокруг сенсорные панели и заморочки с экологией и электрификацией. Я, проведя за рулём несколько дней и чуть более 2000 километров, кое-что понял. Но, обо всём по порядку.
Изображение: пресс-служба УАЗ
Начало истории путешествия
Свои истоки «Буханка» берёт в нуждах послевоенного СССР. Требовался универсальный проходимый транспорт повышенной вместительности. Хороших дорог, как можно догадаться, в те годы было пересчитать по пальцам, а вот грунтовок или вовсе бездорожья — хоть отбавляй. На то время главным отечественным вездеходом был легендарный ГАЗ-69. Проходимый? Да! Но вот построить фургон на его базе, сохраняя вездеходные таланты, было сложно. Тогда приняли решение менять компоновку, именно так родилась идея поместить двигатель внутрь кузова.
Изображение: пресс-служба УАЗ
С компоновкой разобрались, а где же делать этот вездеходный микроавтобус? Правительство СССР, логично рассудив, отправляет задание в Павловский автобусный завод (автобус же делать собрались!), что в Нижегородской области. Да-да, те самые ПАЗики. Там, под руководством автомобильного художника из НАМИ Арямова, рождается проект ПАЗ-656. Узнаёте? То-то же. Вскоре последовали перетасовки планов по производству на советских автомобильных заводах и проект в 1955 году был передан в Ульяновск. Оставалось собрать опытные экземпляры, провести испытания, и в добрый путь. А ведь правительство ожидало серийного производства уже к 1957 году! Так начался путь первой «Буханки» (тогда её ещё так не называли) — УАЗ-450.
Перенесёмся на 70 лет вперёд. Автомобиль всё ещё актуален, хоть сегодня он уже и называется, как по мне, обидным названием «СГР» от Старого Грузового Ряда. Так УАЗ назвал всю линейку исторического наследия. Народ, конечно же, по старинке всё это называет «Буханкой» или «Головастиком» (это автомобиль с открытым кузовом). Столько лет в строю, чем не повод увековечить это старым добрым автопробегом. Конечно же не по основной трассе, не для такого этот автомобиль создавался. Решено, едем второстепенными дорогами, периодически съезжая и с них, чтобы проехать по небольшим сёлам. Зачастую без асфальтового покрытия.
Как и положено автопробегам, нужен красивый старт. В Москве и некоторых других крупных городах России проходят мероприятия формата Cars&Coffee. Идея проста: утро, автомобили, кофе и общение. Часто на таких мероприятиях можно встретить увлечённых энтузиастов и интересные автомобили. Посчитав это отличным форматом для старта, договорился с организаторами, и у нас даже появилась афиша! Да и будем честны, СГР на улицах Москвы сейчас гость нечастый, так что аудитории будет интересно посмотреть на эту легенду.
9 утра. С погодой не повезло. Но все участники пробега на месте. Аудитория утренней автовстречи дивится не столько самой «Буханке», сколько её брутальному обвесу (всё по заводу!) и яркому, если не сказать ядрёному, зелёному цвету. Завтракаем, пьём кофе, рассказываем про наш план путешествия… решаем посетить ещё один московский Cars&Coffee и потом уже начинать путешествие.
На первом этапе мы столкнулись с первым, и, пожалуй, главным неудобством конкретной версии автомобиля: процесс попадания в багажник долгий, трюм огромный, но грамотно организовать пространство сложновато. По своему опыту предварительно взял эластичные стяжки для фиксации вещей. Без этого тут никуда.
Исторически УАЗ-450 тоже сталкивался со сложностями. Главной технической задачей являлся перенос рулевого управления и рычага КПП. Ведь база была от ГАЗ-69, а там компоновка более традиционная легковая, как в любом автомобиле. Нужно сделать — сделали. И уже к концу 1955 года показали первые образцы, как раз по эскизам Арямова. Тут важно обратить внимание на форму: видите, она каплевидная, линия крыши ниспадает к корме. Изящно? Абсолютно точно. Но неудобно, ведь из-за такого дизайна съедается пространство, столь важное при грузовой или медицинской эксплуатациях. Было решено переделывать — так у будущей «Буханки» начал появляться современный облик с весьма правильными пропорциями.
Были ещё конструктивные нюансы, касавшиеся эргономики. Отмечались: теснота передних мест (она в целом сохранилась и сегодня), шумо- и газо- изоляция — двигатель-то в салоне (сейчас с этим проблем нет и в целом в автомобиле весьма тихо), а ещё органы управления раздаткой находились между передними креслами и немного позади, пользоваться ими было весьма неудобно. Особенно в зимней одежде.
Кстати, в те же годы УАЗ-450 получил своё первое прозвище — «Сорока». За характерную двухцветную окраску.
Перенесясь ненадолго в наши дни, отмечу, что у УАЗа была красивая двухцветная версия. Жаль, не на такой мы отправились в путешествие…
Какие ещё изменения претерпела ранняя версия? Представьте, у неё передние двери открывались с другой стороны, то есть петли были там, где сейчас ручка замка. Уже к 1959 году навеску двери поменяли на более привычную.
Когда же доработанная и готовая к производству «Буханка» стала на конвейер? 22 января 1958 года!
Как и первые дни на конвейере, первые километры за рулём самые ценные! Для кого-то, возможно, это прозвучит странно, но поездка на этом автомобиле — событие, без сомнений. Она, однозначно, не похожа ни на что, что сегодня можно купить новым на рынке. Абсолютно. Первое, к чему здесь предстоит привыкнуть, — ты сидишь на передней оси. А ноги на педалях так и вовсе перед ней. Это сильно меняет артикуляцию и привычное позиционирование автомобиля на дорожном полотне и при парковке.
Добавьте сюда… да весь этот монструозный обвес. Ведь СГР Экспедиция длиннее стандартного автомобиля. Спереди лебёдка на огромном бампере, сзади запаска с усиленным бампером и фаркоп… А ещё нет центрального зеркала, ведь перегородка багажного отсека глухая, как и дверцы на корме. Из важных плюсов могу отметить, что яркую машину все пропускают, а также её неспешная динамика позволяет без лишней суеты ориентироваться в пути.
В общем, при должном шофёрском опыте, сложностей тут больших нет. Но уже к вечеру первого дня я лишний раз убедился, что езда на ней — это действительно работа.
Наш план не имел чёткой структуры, лишь цель — доехать до завода УАЗ. Туристический сезон закончился, так что бронировать жильё можно было по факту прибытия в город. Список городов для остановки у нас также был примерный. Мы придерживались раннего подъёма и раннего же начала сна, благо темнеет рано, а смотреть в темноте не на что, да и машину фотографировать хотелось днём.
Нашей первой остановкой оказался Касимов, что на Оке и примерно в 300 километрах от столицы. Устал ли я? Не сильно, но процесс адаптации шёл. Благодаря отличной компании и небанальному маршруту (помните, маршрут специально шёл витиевато) всё проходило весьма играючи. Ну и не могу не отметить, что автомобиль нас не подводил… А ещё мы открыли форточки, уж больно ядрёные тут печки!
А как там первые годы 450-й?
450-я работала сразу, не для прохлаждения её создавали. В первые годы начали составлять список будущих доработок. Вы же помните, что одна из сфер использования была медицинская? Так вот, у ранней версии автомобиля, в то время получившего ещё одну свою известную кличку — «Таблетка», ведь не было боковой двери… Да-да, любое взаимодействие с салоном осуществлялось через две двери сзади. Так, при полной загрузке автомобиля четырьмя ранеными на носилках попасть внутрь какому-либо медперсоналу было крайне сложно. Не говоря уже об оказании какой-либо помощи. Впрочем, именно врачевальных целей автомобилю не ставили. Строго вывоз раненых.
Не стоит забывать, что та модель была построена на базе ГАЗ-69, в котором изначально не рассчитывали на установку двигателя внутри автомобиля. Из-за чего он располагался весьма высоко между водителем и пассажиром. Что также добавляло сложностей эксплуатации.
Модернизации производились постоянно, 450-му в итоге даже досталась боковая дверь! Правда, лишь вследствие переделки рамы и… лишения её полного привода. Конечно, для изначальных целей, преодоления сложных участков, это уже не годилось.
Изображение: пресс-служба УАЗ
Годы шли, изменения вносились, появилась модель 451, а за ней и 452, которая без особых визуальных изменений дошла до наших дней. А ведь первую партию автомобилей собрали в 1965 году!
Сквозь года и километры
Конечно, передвигаясь на «Буханке» сегодня, нужно помнить и о её несовременной безопасности, и о её скоростных возможностях. Встречал я, конечно, на трассах смельчаков, гоняющих 120 км/ч и более… я же выбрал прогнозируемые 90-95 километров в час. Хотя, стоит отдать должное, тормозит она очень достойно и рулится понятно и предсказуемо.
В тепле, под музыку и разговоры, по красивым осенним дорогам и в неспешном темпе мы двигались дальше. Останавливались на чаепитие и фотосъёмку. Корректировали маршрут и выбирали интересные дороги. Знаете, когда едешь неспешно и у тебя нет цели преодолеть огромное расстояние за день, темп жизни немного замедляется, ты выдыхаешь и порой даже чаще смотришь по сторонам.
Одна из наших остановок, всё же, была вынужденная. В Мордовии нас остановил ДПС. И, увы, привлекла их не наша яркая окраска, а… весь наш обвес для путешествий офф-роад. Благо версия Экспедиционная — это заводская модель, имеющая свой индекс, что подтверждает СТС (Свидетельство о регистрации транспортного средства) автомобиля. Пришлось даже показать фото нарядной комплектации на официальном сайте, ибо диалог уже затягивался… Отпустили.
К вечеру второго дня мы оказались в Саранске. После ужина и небольшого променада оставалось отдохнуть и подготовиться к последнему, перед Ульяновском, перегону. Самому короткому, но именно там нас ждал самый сложный участок дороги, который я бы назвал «чернозёмным хайвеем». Но об этом в следующей части!








































