У всех, кто любит или просто неравнодушен к виртуальным гонкам, рано или поздно возникает желание попробовать любимые гоночные игры с рулём. Казалось бы, такое простое устройство в корне меняет впечатление от виртуальных заездов. Во многом становится даже легче (если ездить на «автомате»), ведь движения рулём более понятные и плавные, в отличие от геймпадов.
На рынке полно моделей. От действительно детских версий, из серии «попробовал и забыл», до вариантов для маньяков-симуляторщиков за бешеные деньги. В этом обзоре речь пойдёт об устройстве от давнего игрока на рынке рулей, Logitech, и его новой модели G923.
Немного пояснений про совместимость
Сперва стоит пояснить, что в линейке Logitech есть две модели-близнеца, обе называются G923, но одна для Xbox, другая для PlayStation. Отличить их можно по соответствующим кнопкам на руле, уникальным для каждой консоли. Обе модели поддерживают ПК, так что тут никаких сложностей.
И ещё один важный момент. Как в своё время Sony убрала поддержку старых рулей из PlayStation 4, так и сейчас новенький G923 лишился поддержки PlayStation 3. Так что если вы ещё гоняете на старой консоли, увы, новая модель не подойдёт.
Знакомство
Пришло время достать героя этого обзора из коробки. Упаковано всё мастерски, почти оригами. В комплекте сам руль («баранка» прикреплена к основному блоку, к которому крепятся остальные аксессуары и кабели), педали и блок питания. Ничего лишнего. Сразу хочется отметить отличную эргономику и кабель-каналы, что будет полезно как для устойчивости, так и в целом для опрятности на рабочем месте. Да, от руля у вас на столе будет как минимум три провода: USB-кабель непосредственно к ПК/консоли, питание и педали.
Закрепить конструкцию не составит особого труда. Здесь винтовой зажим с прорезиненным креплением. Так что и мебель будет цела, и само устройство надёжно сидит.
Первое, на что обращаешь внимание, когда видишь руль, — россыпи кнопок! Такое только на гоночных болидах и увидишь. Часть клавиш дублируют те, что на геймпадах от PlayStation и Xbox. Они промаркированы, так что путаницы не будет. Есть дополнительные кнопки на круглых блоках: справа в виде диска с подтверждением, слева просто смена параметров. Нужно это в различных симуляторах, чтобы, как и в реальности, менять некоторые параметры болида на ходу. Так, на PlayStation эта функция поддерживается в Gran Turismo Sport (изначально этот функциональность и был добавлен ради этой игры в предыдущей модели руля — G29).
При подключении к ПК все эти клавиши можно назначать по собственному усмотрению, и по опыту могу сказать, что недостатка в них точно не наблюдается.
Непосредственно за ободом руля находятся два больших переключателя-лепестка. Они служат для переключения коробки передач, такие используются и на настоящих автомобилях. Кстати, они поворачиваются вместе с рулём. А ещё над всей этой россыпью кнопок есть диодики, которые показывают обороты двигателя и помогают вовремя переключаться. Видно их боковым зрением во время гоночных заездов. Аналогичные используются и в реальности.
В заключение стоит рассказать о тактильных ощущениях от самой «баранки», и тут есть претензии. Она не резиновая и не кожаная, материал на ощупь весьма скользкий и не очень приятный тактильно. А ещё весьма грубые швы. Со временем привыкаешь, но в целом хотелось бы на таком недешёвом устройстве материалы и получше. Но стоит отметить, что при длительной игре руки не особо потеют. Также был замечен небольшой люфт в нулевом положении и очень разное ощущение от каждой из трёх педалей.
Не самый очевидный нюанс
Руль — это здорово и действительно крутое приобретение, если вы любите гонки, но здесь кроется один большой нюанс, который не столь очевиден на первый взгляд. Куда его крепить?
Если вы играете на ПК, тут более-менее легко, у вас, скорее всего, есть стол, который и послужит местом для крепления. Единственное, он должен быть весьма устойчивым, ведь в каких-нибудь ралли руль придётся крутить очень интенсивно. Например, мой стол из Икеа не очень подходит, так как начинает шататься.
Ещё сложнее с консолями. Чаще всего они подключены к телевизору, где стола у вас в принципе может и не быть. Как быть? Нести стол, использовать гладильную доску… или купить отдельное устройство — стенд для крепления руля и педалей. Вариантов великое множество (как и разброс цен), но таким способом можно убить сразу двух зайцев: не нужно каждый раз прокладывать кабели и устанавливать руль на стол заново. Такие конструкции складные, их остаётся только разложить и подключить в розетку и USB-разъём ПК или консоли.
Так что если у вас большие планы на руль, то крайне рекомендую изучать этот вопрос дополнительно.
Приятное дополнение
У меня на тесте не только сам руль с педалями, но ещё и дополнительный аксессуар — ручка переключения передач. Как вы уже заметили по фото, педалей здесь три, а значит, можно настроиться на совсем серьёзный лад и воспользоваться механической коробкой передач!
Крепится ручка аналогично рулю. На специальных устройствах-креплениях её даже можно расположить ниже руля, как это обычно бывает в автомобилях.
Ход у рукоятки короткий — спортивный. Переключения весьма чёткие и сама ручка не скользит в руке. Задняя передача включается прожимом ручки и движением вправо-вниз. Аналогично бывает и в настоящих КПП. А вот режима секвентальной коробки тут нет. Это когда рукоятка просто ходит вверх-вниз.
Впечатления
У меня был широкий выбор видеоигр для пробы. В каждой я провёл не один час, используя либо геймпад, либо свой старый руль Logitech Driving Force Pro. Так что пройдусь по основным играм, а потом будет заключение.
Первое, что было интересно запустить, — Gran Turismo Sport. С подключением к консоли никаких проблем нет, как и вопросов с настройкой руля в целом… её особо в игре и нет. Можно лишь немного переназначить клавиши. GTS поддерживает все фишки руля, так что можно было насладиться и функцией TrueForce, и всеми функциональными клавишами. К слову TrueForce — название новой системы обратной отдачи от руля, позволяющая лучше прочувствовать автомобиль. Но как и в целом с «обраткой», многое зависит от разработчика игры. Да, ручка КПП также поддерживается GTS.
Поребрики бьют по рукам, на гоночных болидах можно даже почувствовать разницу между покрышками! Также на них можно менять различные настройки прямо во время заезда (тот самый диск на руле справа). В общем, отличное погружение и явно видно, что в Logitech много тестировали и настраивали руль под эту игру. Чего не хватает? Настройки обратной связи, и это претензия к игре. А ещё некое ощущение езды будто по наждачке, постоянная мелкая вибрация. Ощущения дороги она не особо добавляет.
Formula 1 2019. Удивительно, но именно в F1 мне стало намного проще водить благодаря рулю. Повороты колёс более плавные (на геймпаде они всегда дёрганные, как не старайся), также можно плавно газовать на выходе из поворотов и в целом ехать не в полную мощь, если того требует трасса. В общем, если вы поклонник виртуальной Ф1, крайне рекомендую. Переключение передач на лепестках и боль от наезда на высокие поребрики в комплекте.
Перейду к играм на ПК, так как на PS4 гонок не особо много. BeamNG.drive — очень необычная автомобильная песочница. Отмечу, что в ней весьма хорошо реализована работа узлов авто: подвеска, сцепление с дорогой и великолепная система повреждений. В этой игре было интересно покататься а-ля в жизни. С трафиком, светофорами и переключением передач. Пару раз даже заглох. Как человек водящий и в реальной жизни, могу сказать, что сходств с настоящим авто предостаточно. Так что это даже неплохое подспорье в вопросе тренировки.
Было ещё и две игры, от которых, я думал, развалится стол. Да, это как раз к вопросу о креплении. Snowrunner, игра про суровое бездорожье, где надо возить лес, вытаскивать другие застрявшие машины и в целом действо неспешное и чуть ли не стратегическое. Тут, конечно, стоит заранее усилить силу обратной связи, чтобы на полную почувствовать «прелести» езды по лесу и грязи. Использование ручки переключения передач лишь добавляло остроты эмоциям.
В заключение — ралли. DiRT Rally 2.0. В этой игре мне не хватало ощущений от поверхности, по которой я ехал, но, возможно, дело в самой игре. Но зато именно тут на полную можно устать от заездов. После получасовой сессии реально потеешь и устаёшь. А если вы ещё и передачи будете переключать на механике… ух! Зато максимальное погружение и эмоции. И отличная проверка руля на надёжность, так как крутить его приходится в ралли наиболее интенсивно.
Отзыв
Если не брать в расчёт странное покрытие руля и не самую понятную обратную отдачу в играх, то руль кардинально меняет впечатления от виртуальных заездов. Хотя и остаётся ощущение некой недоделанности продукта. Но после руля ездить на геймпаде (не говоря уже о клавиатуре) совсем не интересно. Да, порой бывают нарекания в работе TrueForce, но не стоит забывать, что тут вопрос ещё и к разработчикам игр. На ПК через фирменное приложение G HUB можно настроить многие параметры для конкретных игр (ограничить угол поворота руля, например).
Отдельно стоит похвалить и педали. Массивный и тяжёлый блок с тремя педалями отлично держится даже на ламинате и ковре (для него есть специальные зацепы). Поначалу непривычна излишне тугая педаль тормоза, как у гоночных болидов, но ей можно настроить мёртвые зоны в конкретной игре, чтобы нивелировать этот момент.
Ручка КПП также позволит сильнее погрузиться в управление авто, так что если у вас серьёзные намерения, брать однозначно. К ней вообще никаких нареканий: и выглядит солидно, и работает как надо.
Что в итоге? Комплект из руля G923 с педалями и ручкой — отличный вариант, если вы хотите новых впечатлений от игр с автомобилями. В играх типа Forza Horizon 4 можно просто ездить с автоматической коробкой и получать удовольствие, а в более серьёзных гонках задействовать все органы управления.
Стоит ли весь этот комплект своих сорока тысяч рублей? Однозначно да, если вы часто играете в видеоигры про автомобили, не готовы тратить более ста тысяч на профессиональные модели и хотите всё сразу, с понятным софтом и поддержкой игр «из коробки».
Однако, если ваши намерения действительно серьёзные, крайне рекомендую докупить стенд для крепления. Ещё и усилите свои впечатления.
Плюсы:
- новые впечатления от гоночных игр;
- универсальность комплекта под вашу любимую консоль и ПК.
Минусы:
- использование неоднозначных материалов в отделке обода руля;
- обратная отдача не всегда достаточно сильная;
- общий шум во время работы.
Может не понравиться:
- отсутствие секвентального режима у коробки передач;
- небольшой люфт у руля.