К публичному троллингу со стороны крупнейших компаний можно относиться по-разному, но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что такой пиар привлекает внимание не меньше любой хорошей рекламы. Как правило, производители высмеивают продукцию своих конкурентов, но случается и такое, что компании троллят именно клиентов своих соперников по рынку.
В этой статье собраны самые запоминающиеся случаи троллинга прошедших лет со стороны производителей гаджетов. Поскольку чаще всего троллят именно Apple как одного из крупнейших и эксцентричных брендов, все шутки в её адрес собраны в отдельном разделе.
Realme троллит Xiaomi
Индия — огромный развивающийся рынок, за который усердно сражаются компании (особенно в разрезе дешёвых и среднебюджетных моделей). Realme и Xiaomi всегда наступали на пятки друг другу, но в 2019 году в ходе индийской презентации Realme 3 компания недвусмысленно пошутила в адрес своего главного конкурента. Анонсируя новый смартфон, генеральный директор международного подразделения Realme постоянно сравнивал его с конкурентным Redmi Note 7 от Xiaomi, а в конце презентации при сопоставлении гаджетов бок о бок добавил:
Ребята, я думаю, что забыл одну вещь.
<...>
Мы не продаём рекламу, мы продаём смартфоны.
Это явная отсылка к давней проблеме MIUI и стратегии Xiaomi в целом — компания продаёт устройства по максимально низкой цене, получая доход от показа рекламы в собственной прошивке.
Have a look at what industry experts have to say about Snapdragon 710. It is premium indeed! #realmeX #LeapToPremium pic.twitter.com/XKoukVVLtl
— Madhav Sheth (@MadhavSheth1) July 15, 2019
Ещё один запоминающийся случай троллинга смартфона Xiaomi со стороны главы Realme более тонкий. Он в своём Twitter упомянул, что, анонсируя CC9, конкурент очень сильно нахваливал процессор Snapdragon 710. И подчеркнул, что такой же процессор используется и в Realme X (хотя этот смартфон на 100 евро дешевле).
Xiaomi троллит Realme
One of our fans sent this hilarious video about the #CopyCat brand. Fans sab jaante hain. 🤪
I would say this to our friends — «Copying can only take you this far!»#नकल छोड़ो! थोड़ी अपनी #अकल लगाओ! 🙈 pic.twitter.com/z8gVlrklDQ
— C Manmohan (@cmanmohan) January 20, 2020
Xiaomi не оставалась в стороне и тоже не упускала возможность потроллить Realme. Генеральный директор суббренда POCO в Индии выложил в Twitter отрезок одной из серий приключений Мистера Бина, в котором выставил своего конкурента списывающим идеи у Xiaomi. В видео всплыли такие факты:
Redmi: «Первый в мире смартфон с 64-мегапиксельной камерой»
↓↓↓
Realme: «Первый в Индии смартфон с 64-мегапиксельной камерой»
Redmi: «Честная цена»
↓↓↓
Realme: «По-настоящему честная цена»
Redmi: «Бренд смартфонов №1»
↓↓↓
Realme: «Качественный смартфон №1»
Microsoft троллит Google
Microsoft и Google всегда были конкурентами чуть ли не по всем направлениям своей деятельности, включая и поисковую систему, и браузер. В 2013 году редмондский гигант запустил довольно агрессивную рекламу под лозунгом Don’t Get Scroogled (сокращение от «Don’t get screwed over by Google» — «Не попадитесь на удочку Google»), основная цель которой — сообщить обычным людям о том, что в ранжировании результатов в поисковике товаров Google Shopping появились платные позиции.
Позже на базе этой и других кампаний Microsoft открыла особый раздел своего магазина, в котором начала продавать товары с символикой против Google.
Помимо кружки с надписью «Сохраняйте спокойствие, пока мы крадём ваши данные» корпорация выпустила кепки, футболки и кофты с подобными посылами.
Также в том же 2013 году Microsoft сделала пародию на креативную рекламу Chrome, рассказывающую о возможностях и мультиплатформенности браузера. Выпустив ролик в точно таком же стиле, редмондский гигант указал предполагаемые недостатки Chrome: слежку за пользователями, таргетинг рекламы, монетизацию персональных данных пользователей и прочие.
Также в истории вспоминается ещё один случай троллинга Google со стороны Microsoft, но более мягкий и ненавязчивый. В 2015 году «корпорация добра» реструктуризовала свой бизнес, создав материнскую компания Alphabet («Алфавит») с веб-сайтом ABC.XYZ (первые и последние буквы английского алфавита). Эта новость была довольно неожиданной и потрясла общественность, на чём сыграла Microsoft. Компания запустила два сайта: ABC.WTF (What The Fuck — что за фигня) и ABC.FAIL (fail — неудача, облом), которые перенаправляли на фирменный поисковик Bing.
Google троллит Microsoft
Google не стала терпеть насмешки Microsoft с её продажей Scroogled-товаров, но ответила на это очень остроумно в интервью для СМИ:
Последнее начинание Microsoft не стало неожиданностью — конкуренция в секторе носимых продуктов действительно накаляется.
Понять двусмысленность этой фразы можно, только зная контекст того времени. В те годы компании анонсировала и выпустила для разработчиков свои умные очки Google Glass, которые относятся к категории носимых устройств. Используя двусмысленность слова «носимый», корпорация сделала удачную отсылку: пока Google выпускает умные очки, Microsoft пытается конкурировать, выпуская футболки.
Xiaomi троллит OnePlus
Борясь за лакомый кусок в виде индийского рынка, китайские компании не стесняются весьма агрессивно подкалывать конкурентов. Не стала исключением и Xiaomi. В 2018 году перед анонсом OnePlus 6T представители Xiaomi раздали калькуляторы журналистам, которые ожидали начала презентации нового смартфона. Они это сделали со слоганом DoTheMath («Займитесь математикой») и с явным намёком на то, что новый смартфон POCO F1 (от суббренда Poco) гораздо выгоднее при сопоставимых характеристиках.
Don't even get us started on this. Spend less time plugged in and more time on the go with the #MasterOfSpeed. It's time to #DoTheMath pic.twitter.com/MK8c1PX7dh
— POCO India (@IndiaPOCO) October 30, 2018
Одним лишь офлайном это не ограничилось, и официальный аккаунт POCO India в Twitter опубликовал пост, который явно сравнивал Poco F1 с OnePlus 6T: более дешёвая новинка от Xiaomi имела больший аккумулятор и меньшую цену при таких же объёмах памяти и идентичном процессоре. Xiaomi не постеснялась упрекнуть OnePlus 6T и в отсутствии отдельного разъёма для наушников.
Новой причиной троллинга OnePlus со стороны Xiaomi стал анонс серии OnePlus 7. В прошлом журналисты прозвали смартфоны бренда OnePlus «убийцами флагманов» за хорошее соотношение цены и характеристик, и Xiaomi сыграла на этом: она подогрела интерес к тогда готовящемуся анонсу линейки Redmi K20 постерами с надписью «Убийца флагманов 2.0» и подобными.
Nokia троллит Samsung и Android
Nokia под крылом Microsoft была особенно смелой на издёвки над конкурентами — ими были не только производители, но и программные платформы. Конечно, одним из основных противников на рынке смартфонов была компания Samsung, и финская компания не могла устоять после анонса флагмана Galaxy S5. Компания опубликовала в своём Twitter пост с надписью «Not the SAMEsung» — это игра слов на английском языке, подчёркивающая, что смартфоны Samsung одинаковы, а гаджеты Nokia уникальны.
Впрочем, это не первая шутка Nokia в адрес Samsung. Ранее финская компания не смогла сдержаться после анонса Android 4.4, получившего название KitKat в честь одноимённого батончика. Nokia спародировала рекламу производителя сладостей и опубликовала разломанный смартфон Samsung на красном фоне, отсылающем к Android 4.4 KitKat.
Все троллят Apple
Как видно из примеров выше, компании в основном шутят парами друг о друге, часто тесно конкурируя в каких-то конкретных рынках или ценовых сегментах. Но в случае с Apple всё не так — ей доставалось куда больше насмешек со стороны конкурентов, чем кому-либо другому, причём порой конкуренты будто не знали границ. Пожалуй, вспоминать шутки в её адрес стоит от малого до велика.
💡 Отдельно стоит отметить, что производители неоднократно троллили Apple за её решения, а со временем копировали их и пытались удалить свои былые насмешки — таким случаям посвящена отдельная статья.
OnePlus троллит Apple
Когда авторитетное аналитическое агентство Counterpoint объявило OnePlus 6 самым продаваемым премиальным смартфоном 2018 года, OnePlus не могла не постебаться над Apple. Компания разместила в своих социальных сетях иллюстрацию с вопросом для Siri (голосового ассистента Apple) о том, какой премиальный смартфон является №1 в Индии.
Honor троллит Apple
iPhone никогда не стоили дёшево по сравнению с другими смартфонами, и в интернете давно закрепилась шутка о том, что для покупки новой «яблочной» модели придётся продать почку. Именно на базе этого Honor сделал свою юмореску после выхода серии iPhone 11. Компания опубликовала иллюстрацию хирургического стола с лампой, напоминающей камеру в iPhone 11 Pro. И подписала:
Профессиональная фотосъёмка не должна стоить руки и ноги. Или почки.
Pro photography shouldn't cost an 💪 and a 🦵. Or a kidney. 🙄 pic.twitter.com/cliEQ9gPLb
— Honor India (@HiHonorIndia) September 11, 2019
Nokia троллит Apple
Вышедший в 2013 году iPhone 5s навёл шумиху наличием не только сканера отпечатков пальцев, но и бело-золотой расцветки. Финский креативный отдел не смог промолчать и опубликовал в Twitter свою реакцию:
Крутые гангстеры не пользуются золотыми смартфонами.
Вместе с iPhone 5s был представлен и iPhone 5c — тот же iPhone 5, только с пластиковым корпусом в разных цветах. Комментарий от Nokia, которая уже давно выпускала свои смартфоны Lumia и делала акцент на их ярких расцветках, не заставил себя долго ждать.
Имитация — лучшая форма лести
Microsoft троллит Apple
В 2010 году Microsoft закончила разрабатывать операционную систему Windows Phone 7 и была настолько уверенна в ней, что недвусмысленно заявила: новая платформа «похоронит» iPhone. Компания заявила это публично, устроив показательные «похороны» iPhone (и BlackBerry) — сотрудники компании нарядились в чёрные одеяния с логотипами Windows Phone 7 и отнесли макеты конкурентных смартфонов в катафалк.
Samsung троллит Apple
Samsung — это, пожалуй, главный конкурент iPhone за всю историю. И южнокорейская корпорация всегда это осознавала, неоднократно тролля соперника. В своих шутках креативный отдел использовал разные стратегии, в том числе и тонкий юмор: однажды компания закупила рекламу в Google, и при поисковом запросе «iPhone 6s» выскакивали баннеры о Galaxy S6.
Очевидно, вы были неловки, имея в виду S6.
6S? Вы имели в виду S6 edge+?
Вспоминая шутки Samsung, невозможно пройти мимо рекламных кампаний, приуроченных к выходу серии Galaxy S9 и новинок линейки Galaxy Note, ставших ответом на iPhone X — первый смартфон Apple с вырезом в дисплее под сканер лица. Во всех роликах Samsung высмеивала стандартные недостатки iPhone: отсутствие слота под карты памяти, невозможность разделить экран на два приложения, ориентированность стилуса Apple Pencil только на iPad. Но в этих роликах сценаристы проявили забавный креатив, показав одного из героев (якобы типичного клиента Apple) с «чёлкой» в стиле экранного выреза в iPhone X.
В одном из следующих роликов он появился в кадре с сыном, у которого точно такая же причёска.
В последний раз этого героя можно было увидеть рядом не только с его сыном, но и женой — конечно, у неё тоже такая чёлка.
Впрочем, троллинг Samsung не всегда воспринимался общественностью как забавный способ заявить о своей продукции. Однажды в 2021 году в описании к своему приложению iTest разработчики из южнокорейской компании написали:
Все пользователи Samsung уникальны, и им нравится, когда их телефоны тоже уникальны. Ни один владелец водолазки не должен диктовать, как выглядит ваш телефон.
Эта отсылка была явно сделана к Стиву Джобсу, который, в отличие от глав других компаний, отказался от строгого костюма для официальных мероприятий, выбрав ношение синих штанов, белых кроссовок и чёрной водолазки. Пользователи в сети высказали негодование к такому описанию со стороны Samsung, поскольку Стив Джобс умер почти за 10 лет до этого (и его идеи уже вряд ли использовались в последних устройствах или ПО для них).
Apple троллит остальных
Пожалуй, Apple — один из самых сдержанных IT-гигантов в вопросе троллинга. За всю историю «яблочная» корпорация лишь единожды троллила кого-то напрямую, и это было более 10 лет назад. Тогда компания выпустила более 60 (!) коротких роликов серии I'm a Mac, I'm a PC, в которых более молодой и стильно одетый парень зовётся Маком (как компьютеры Mac), а престарелый и формально одетый человек — это Писи́ (от английского произношения PC, сокращения от Personal Computer). Все эти ролики были созданы для того, чтобы показать возможности и преимущества компьютеров Mac на фоне типичных Windows-устройств.
Относительно недавно, в 2019 году, Apple разместила на одном из отелей в Лас-Вегасе рекламу конфиденциальности iPhone:
То, что происходит на вашем iPhone, остаётся на вашем iPhone.
Всё бы ничего, но пользователи Сети уловили в этом тонкий троллинг — рекламу вывесили именно в период проведения международной выставки CES, причём не в случайном месте, а рядом с конференц-центром Лас-Вегаса, где проходила выставка.
Ещё один тонкий троллинг Apple сделала совсем недавно со своим стриминговым сервисом Apple Music. Ранее легендарный музыкант Нил Янг удалил все свои треки со Spotify из-за того, что площадка отказалась закрывать эксклюзивный подкаст со скандальным Джо Роганом, которого многие считают распространителем дезинформации о вакцинации. После этого на главной странице Apple Music появился плейлист с песнями Нила Янга — пользователи сети тоже посчитали это троллингом.