adblock check

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг

Культовый музыкальный носитель не только продолжает оставаться популярным, но и планомерно увеличивает армию поклонников

На фоне невероятной популярности стриминговых сервисов интерес к винилу даже удивляет. Впрочем, есть ощущение, что постоянный доступ к миллионам аудиозаписей обесценивает каждую из них. Рекомендательные системы планомерно подсовывают каждому треки по интересам, а слушатели даже не запоминают их названия. Ввиду громоздкости и немалой стоимости пластинки ограничивают просторы музыкальной коллекции, что провоцирует интерес к каждой отдельной записи — процесс прослушивания становится более ламповым. Не все опытные поклонники винила изучили процесс его производства — новичкам, тем более, будет интересно в него погрузиться.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг
Процессу записи виниловой пластинки предшествует длительная подготовка с участием музыкантов и звукорежиссёра

Сначала музыкальный материал адаптируют для записи на винил

На каждую сторону классической 12-дюймовой пластинки может уместиться лишь около 20–30 минут звука. Поэтому звукорежиссёр вместе с командой музыкантов должны определить, какой именно материал пойдёт на запись — его нужно логично разделить на две части. Дизайнеры берут в работу проект центральной наклейки на саму пластинку, а также «конверта». Винил — предмет коллекционирования, поэтому внешний вид здесь не менее важен, чем сама по себе музыкальная запись. Впрочем, сначала происходит оптимизация самого аудиоматериала.

Чтобы записать музыку на винил, каждую композицию для начала нужно особенным образом адаптировать. Данный процесс фактически находится в руках звукорежиссёра (или группы специалистов), с которым работает целый «ансамбль» или отдельный артист. Он должен провести мастеринг записей, которые планируются для переноса на винил, — отрегулировать громкость вокала и инструментов, провести компрессию и нормализацию, оптимизацию тональности. Здесь классический подход к цифровой музыке не подойдёт, нужны специфические знания и навыки.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг
Музыкальный продюсер в деле — его работа при записи винила не менее важна, чем качество самого аудиоматериала | Berklee

💡 Важно понимать, что звуковое разрешение записи на винил сокращается ближе к центру пластинки, и это влияет на потенциальную частоту дискретизации, а также точность воспроизведения. Всё это значительно усложняет процесс мастеринга.

Для записи винилового тиража создаётся мастер-пластинка

Мастер-пластинка или мастер-диск — специальный носитель, который будет использоваться для тиражирования (копирования) записей на винил. Он изготавливается из алюминия, который шлифуется до максимально возможной гладкости. С такой «болванкой» важно обращаться очень бережно, чтобы на ней не образовались царапины. Они, мягко выражаясь, не самым положительным образом повлияют на дальнейшее качество записи всего тиража пластинок. Пыль в помещении, по этим же соображениям, также недопустима.

Алюминий покрывают толстым слоем нитроцеллюлозного лака, оставляют до полного высыхания, а затем тщательно проверяют на предмет возможных подтверждений. Излишки нитролака можно удалить, чтобы использовать повторно. Если он лёг некорректно, всё повторяется снова и снова. Чтобы произвести мастер-диск достойного качества, нередко требуется повторить эту процедуру несколько раз подряд. Только после удачной попытки в центре заготовки пробивается инженерное отверстие, которое используется для установки «болванки» на шпиндель и дальнейшей работы с ней.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг
Так выглядит мастер-пластинка, которую подготовили для дальнейших манипуляций

На мастер-диск производится запись подготовленного материала

Запись музыкального материала на мастер-пластинку производится с помощью карусельного токарного станка. Для этого используется резак с наконечником из сапфира или другого материала, сопоставимого по твёрдости — к примеру, алмаза. С помощью него по краю «болванки» производится пробный разрез, который тщательно изучается под микроскопом. Он должен быть максимально ровным, без засечек и других возможных дефектов. Процесс продолжается только в том случае, если они не обнаружены. В противном случае добиться качественной записи не получится.

Если погрешностей нет, происходит процесс «нарезания» мастер-диска целиком. Остановок быть не может — резак двигается от внешнего края диска прямиком к центру. При этом операция контролируется с помощью специального программного обеспечения, которое переносит адаптированные в цифровом виде записи на поверхность «болванки». Это осуществляется с помощью особенных вибраций, благодаря которым на мастер-диске образуются канавки необходимой продолжительности, а также глубины. Данный процесс контролируется специально обученным инженером, который также вручную отбивает промежутки между записями. Операция заканчивается очередной проверкой.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг
Отступы между треками на готовой пластинке видны невооружённым глазом — такие же присутствуют на мастер-диске

Для тиражирования записей также нужен штамповочный диск

Да, мастер-пластинка не используется для непосредственного тиражирования винила — она нужна для создания штамповочных дисков. Именно они создают те самые углубления на поверхности копий, которые ценители с радостью разбирают онлайн, с полок ближайших магазинов и по барахолкам. Необходимое число штамповочных дисков зависит от тиража пластинок. Обычно каждого хватает не более чем на тысячу копий — далее износ становится критичным и нужно использовать новый. Кстати, штампы производятся не менее сложно, чем мастер-диски.

Чтобы создать штамп, нужно подготовить мастер-диск. Его промывают и очищают от любой грязи. Далее опрыскивают жидким серебром и снова моют для удаления излишков — после этого наносят хлорид олова. После этого начинается процесс гальванопластики. Мастер-диск погружается в никелевую ванну, и этот материал планомерно проникает во все канавки с обеих сторон «болванки», связываясь с ней за счёт электрического заряда. После окончания процесса из ванны достают уже два диска — второй (его теперь называют отцовским) оказывается с «гребнями» вместо канавок, как на мастер-пластинке.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг
Вот так выглядят отцовский и материнский диски, которые только что вытянули из никелевой ванны

💡 Любопытно, что описанным выше методом из отцовского диска также можно создать материнский, который фактически будет копией мастер-пластинки. Данную процедуру, если это необходимо, также иногда производят — она особенно актуальна, когда идёт речь о большом виниловом тираже.

Далее идёт формирование будущей виниловой пластинки

Целые виниловые пластинки начинаются из гранул поливинилхлорида (ПВХ). В стандарте они прозрачные — в классический чёрный или любой другой цвет на выбор их красят с помощью специальных красителей. Для одной пластинки нужно от 120 до 200 граммов вещества (в среднем — около 160). Его плавят при температуре около 160°С, а затем сжимают в шайбу. Она помещается в гидравлический пресс с двумя штампами на каждой стороне. Далее в центр помещается наклейка, которая не приклеивается, а фактически вжимается в пластинку. Чтобы она не пошла пузырями, её прогревают при температуре около 120°С.

Процесс прессования происходит под давлением около 135 атмосфер. Во время него осуществляется остужение материала — сначала до 150°С, а потом постепенно до 40°С и ниже. Получается, что гребни штампа буквально выдавливают канавки на достаточно податливом материале. В конце концов, инженеры используют специальную машинку, которая обрезает излишки винила по бокам пластинки. Подобные остатки в дальнейшем могут использоваться повторно. Кстати, весь процесс прессования занимает всего около 30 секунд — это самая быстрая операция в создании подобного музыкального носителя.

Как делают виниловые пластинки. На качество записи влияет каждый шаг
Здесь по краю будущей пластинки хорошо виден лишний винил, который нужно аккуратно обрезать

💡 Интересно, в сообществе поклонников винила нередко спорят о том, что пластинки должны быть более тяжёлыми. Некоторые считают, что диски на 120–140 граммов не могут выдавать качественный звук — о нём есть смысл говорить лишь после 180 граммов.

В конце пластинки проверяют на брак и готовят к продаже

Каждая партия пластинок проходит контроль качества. Из неё выбирают несколько случайных дисков и тщательно прослушивают, чтобы избежать брака. Это делают не только отдельные инженеры на производстве, но и сами артисты, а также их звукачи. Процесс утверждения сильно разнится, в зависимости от конкретного альбома, а также пожеланий исполнителей и множества сопутствующих обстоятельств. Иногда утверждение проходит только цифровая запись, сделанная с пластинки.

Готовые пластинки укладываются в конверты вручную. На данном этапе происходит очередная проверка, которая призвана гарантировать, что ни один из дисков не повреждён на любом из этапов. Слушатель должен получить максимально качественный продукт без изъянов, и в этом правиле не может быть исключений. Пластинки в конверте упаковываются в термоусадочную плёнку, а потом складываются в коробки для дальнейшей транспортировки в музыкальные магазины и другие точки реализации. На этом процесс их производства заканчивается.

Источник: Review Geek.

nickgric nickgric
Пользователь
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...