adblock check

Современные автомобили следят за нами постоянно. Как и что они собирают

В ближайшее время автомобили станут не меньшей угрозой для конфиденциальности своих владельцев, чем смартфоны и другие гаджеты

Подавляющее большинство современных транспортных средств фиксирует собственное местоположение куда лучше своих владельцев. Всё более популярными становятся мобильные приложения для удалённого управления автомобилем, в числе которых дистанционный запуск, помощь при парковке, экстренный сигнал во время аварии. Чтобы поддерживать всё это в состоянии постоянной активности, приходится собирать немало конфиденциальных данных. С одной стороны, злоумышленники могут получить к ним доступ, чтобы использовать в своих целях. С другой стороны, предоставлять так много информации не хочется даже производителям авто.

💡 Важно понимать, что постоянный сбор данных о перемещениях транспортного средства — вполне легальное занятие, которое фактически не регулируется на законодательном уровне ни в одной стране мира. Несмотря на активное развитие технологий в автомобильной промышленности, на вопрос конфиденциальности начинают обращать внимание только сейчас.

Автомобили собирают данные местоположения и не только

Если просматривать визуальный контент в социальных сетях на протяжении часа, получится израсходовать около 720 МБ трафика. По данным Washington Post, Chevrolet Volt 2018 года за это же время генерирует около 25 ГБ данных во всех возможных категориях. Транспортное средство, к примеру, непрерывно фиксирует местоположение по GPS, даже если водитель не активирует навигационные системы. Если получить доступ ко всей этой информации и задаться целью, получится создать карту перемещений владельца авто вплоть до конкретных мест обитания и работы, часто посещаемых заправочных станций.

По статистике, до 90% автомобилей, проданных в США в 2021 году и до 130 миллионов машин, реализованных в разных уголках мира, комплектовались какой-либо формой передачи данных. Речь о подключении их развлекательных систем к Wi-Fi, сотовым сетям и Bluetooth, а также, конечно же, активном применении навигационных систем с использованием GPS. Всё это активно собирает конфиденциальную информацию о пользователе, который понятия не имеет, где именно начинается и в каком месте заканчивается этот процесс. К примеру, журнал событий Ford F-150 2013 года фиксирует координаты при открытии и закрытии авто. Для чего он это делает? Хороший вопрос.

Современные автомобили следят за нами постоянно. Как и что они собирают
Чем больше электроники используется в конкретном автомобиле, тем выше риск потерять личные данные

Транспортные средства передают информацию компаниям

Массовый сбор информации о транспортных средствах давно стал прибыльным бизнесом — этим, к примеру, занимается компания Otonomo. Она сотрудничает со многими автопроизводителями, включая BMW, Kia, Ford, Toyota и Stellantis. Собранные с транспортных средств этих брендов данные передаются Microsoft, Amazon и многим другим технологичным компаниям, которые используют их в своих целях. Они помогают избегать пробок, правильно проектировать новые дорожные развязки, корректировать стоимость обязательных страховых автоплатежей, сигнализировать о приближающихся потенциальных ремонтах. Впрочем, сложно осознать масштаб проблемы, если эта информация попадёт в руки недоброжелателей.

Бизнес по сбору данных, оценивающийся в миллиарды долларов, сопряжён с серьёзными угрозами для конфиденциальности. Речь обычно идёт об огромных информационных массивах, вычленить отдельных водителей из которых не так уже просто, но это всё-таки возможно. В тематическом материале 2019 года в The New York Times провели исследование вопроса деанонимизации личностей пользователей, которые решили сознательно делиться данными о своём местоположении. Оказалось, что вычленить отдельных людей из общего массива — не такой сложный процесс. С современными автомобилями и данными, которые они собирают, ситуация аналогичная.

💡 Любопытно, что, по данным журнала Nature, четырёх пространственно-временных точек (координаты GPS с отметкой времени) уже достаточно, чтобы идентифицировать конкретного человека из группы размером 1,5 миллиона с 95%-точностью. Единственный вариант не попасть в число тех, кого удалось определить, — сделать данные о времени и местоположении менее точными.

Компании раскрывают вопрос конфиденциальности не до конца

Чтобы оценить актуальное положение дел с конфиденциальностью в автомобильном мире, в начале 2022-го издание The Drive связалось с четырьмя ведущими мировыми производителями транспортных средств: BMW, Ford, Honda и Kia. Все они предлагают современные возможности подключения автомобилей к беспроводным сетям, что означает потенциальную передачу пользовательской информации. В издании уточнили не только вопрос непосредственного сбора информации, но и политику компаний в вопросе продажи-обмена данными с третьими сторонами.

В Ford от комментариев попросту отказались. В BMW сначала подтвердили запрос на обращение, но не стали раскрывать подробности о своих методах работы с пользовательскими данными — по крайней мере, не сделали это в оговоренные сроки. Honda отметила, что может собирать информацию о начале и окончании поездки, а также, чисто теоретически, передавать её третьим сторонам. Более того, это не зависит от того, использует ли водитель какие-то фирменные инструменты для коммуникации. Kia подчёркивает, что не собирает данные и не передаёт их третьим лицам — впрочем, сотрудничество с Otonomo бренд не отрицает.

Современные автомобили следят за нами постоянно. Как и что они собирают
Если верить заверению производителя, Kia не собирает пользовательские данные и не передаёт их третьим лицам

Почему производители должны чтить конфиденциальность

Выше по тексту уже было отмечено, что данные, которые собирают транспортные средства, могут попасть в руки недоброжелателей. Как именно они смогут использовать информацию о местах жительства и работы, а также ежедневных промежутках времени, когда водитель бывает в каждой геолокации, — большой вопрос. По большому счёту, для этого достаточно будет лишь вычленить конкретный автомобиль из потока транспортных средств, который попадает к той же Otonomo или остаётся на серверах конкретного производителя.

Более того, в вопросе сохранения конфиденциальности личных данных также появляется проблема их использования против непосредственного водителя при полицейских расследованиях и в других делах на уровне государства. Могут ли производители раскрывать информацию о перемещении своих клиентов по запросу властей? Если да, то автолюбители должны быть заранее оповещены об этом и понимать всю полноту соответствующей ответственности. Вряд ли все согласятся на то, чтобы органы исполнительной власти были в курсе о каждой поездке, которую может совершить владелец транспортного средства.

💡 Интересно, что вопрос конфиденциальности данных в разрезе транспортных средств уже сегодня особенно остро стоит на территории США. Из-за отличий в законах между разными штатами вполне можно выехать на территорию более лояльного и провести желаемые манипуляции там. Автовладельцы не в восторге, что такие перемещения можно отследить.

Чего от автомобильного слежения ожидать в обозримом будущем

На сегодняшний день трепетное отношение к конфиденциальности пользовательских данных в разрезе транспортных средств фактически не регулируется на законодательном уровне. Поэтому данный вопрос ложится лишь на плечи производителей. Какие-то будут и дальше открыто собирать информацию о поездках и даже передавать её третьим компаниям, другие продолжать скрывать этот факт или и вовсе откажутся от подобной практики. Впрочем, в последнем случае может пострадать актуальная бизнес-модель, которая, в том числе, предполагает реализацию данных для исследовательских компаний вроде той же Otonomo.

Чтобы обезопасить себя, использовать официально арендованные автомобили также не получится — на этом настаивает Мэри Стоун Росс (Mary Stone Ross), директор по вопросам конфиденциальности в технологической компании OSOM. Поэтому, дабы быть уверенным, что личные данные не будут куда-либо отправлены, лучше использовать далеко не самые новые автомобили без обилия электронной начинки. В дальнейшем же данный вопрос обязаны начать регулировать — впрочем, конкретной информации по большинству стран в этом разрезе до сих пор нет.

Современные автомобили следят за нами постоянно. Как и что они собирают
В не самых свежих автомобилях меньше электроники, поэтому следить за владельцами они не могут в принципе

Источник: The Drive.

kirrrmorozovvv kirrrmorozovvv
Пользователь
Автомобили Автомобили
Сообщество
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...