Видеокарту GTX 1060 можно смело назвать народной за хорошее сочетание цена / производительность.
Ей на смену пришла RTX 2060, но, как показала практика, не все готовы переплачивать за трассировку лучей. А что, если отрезать «инновационные» блоки и оформить видеочип без них? NVIDIA так и поступила, создав на базе «новых» GPU видеокарты GTX 1660 и 1660 Ti. Сегодня рассмотрим Ti версию от ASUS в версии STRIX.
Технические характеристики
- Модель: ROG-STRIX-GTX1660TI-6G-GAMING;
- Графический процессор: TU116;
- Потоковых процессоров: 1536;
- Текстурных блоков: 96;
- Блоков ROP: 48;
- Частота графического процессора: 1536 – 1965 МГц;
- Объем видеопамяти: 6144 Мбайт;
- Частота видеопамяти: 1500 (12002) МГц;
- Шина памяти: 192 бит;
- Видеовыходы: 2x HDMI, 2x DisplayPort 1.4;
- Занимает слотов в системном блоке: 3;
- Разъемы питания: 8 pin;
- Габариты: 300 x 132 x 50 мм;
- Цена: 22 000 рублей.
Упаковка, внешний вид
Коробка картонная, небольшая, двухслойная. Надежно защищает видеокарту от превратностей российской логистики.
Внешне 1660 Ti похожа на другие видеокарты серии STRIX, в основном из-за крупной системы охлаждения.
Кулер выбивается по высоте из двух слотов, так что советуем готовить под этого монстра три. И ничего, что формально видеокарта относится к сектору middle-end и не прожорливее 1060 — 120 ватт TDP. ASUS не скупится на эффективное охлаждение.
Боковые стороны радиатора, к счастью, не перекрываются декоративной пластиковой накладкой.
Разъем питания один, но с восемью контактами; это намекает на усиленную подсистему питания.
Видеовыходов четыре – два HDMI, два DisplayPort, над ними развитая решетка вентиляции. К ней обращен торец радиатора, и практического толка мало. Разве что внутрь корпуса будет нагнетаться избыточное давление, выгоняющее нагретый воздух из всех щелей наружу.
С обратной стороны печатная плата закрыта алюминиевой пластиной с красивой одноцветной аэрографией. Черненый алюминий отлично сочетается с матовым пластиком кожуха.
Остальные нюансы строения видеокарты не видны без приложения двух крестовых отверток, поэтому плавно переходим в следующий раздел.
Особенности конструкции
Кулер красив не только с внешней стороны, но и с внутренней – анодированное медное основание, теплотрубки с аккуратно насаженными ребрами. Крепится вся махина к плате на четыре винта М2 по периметру графического процессора.
Вентиляторы в количестве трех штук привинчены к двум направляющим пластинам. Пластиковый кожух снимается отдельно. Соответственно, его можно быстро убрать или заменить, причем без потери гарантии! Распечатать свой на 3D принтере, сфоткать в инсту и собирать лукасы за самую оригинальную GTX 1660ti. И почему ASUS ещё не выложили 3D модели кожухов в открытый доступ?..
Вентиляторы T129215SU, производитель Everflow, поддерживается ШИМ управление. Диаметр крыльчатки 90 мм.
Все 9 лопастей соединены по внешней стороне. Это очень, очень хорошо – без этого «ободка» отломать их при креплении у основания ничего не стоит, уж слишком малая толщина «ножки» при значительной длине. А поломка означает либо пару часов пляски с пинцетом и двухкомпонентным клеем по пластику, либо заказ нового вентилятора с AliExpress. Пока он едет, можно наслаждаться вибрацией разбалансированной крыльчатки, или таки отломать ещё две лопасти до основания. В общем, увеличение механической прочности крыльчатки сэкономит кучу нервов и денег пользователям.
Роль радиатора на видеопамяти и силовых элементах системы питания выполняет алюминиевая пластина сложной формы. Загнутый буквой П верхний край выполняет роль ребра жесткости, снимающего с текстолита часть механических нагрузок.
Алюминиевая пластина с обратной стороны традиционно выполняет чисто декоративную роль – ни одной термопрокладки, хотя теплоотвод для видеопамяти и мосфетов получился бы просто отличный.
Освобожденная от металлоконструкций плата полностью соответствует канонам премиальных видеокарт – больше половины площади текстолита отдано под системы питания и дополнительные функции.
Шестифазный преобразователь питания графического процессора смещен к крепежной планке. Управляет силовыми ключами контроллер uP9512R
Для нужд видеопамяти предусмотрен отдельный двухфазный преобразователь на базе контроллера uP9024Q
В «хвостовой» части видеокарты размещена схема управления вентиляторами и подсветкой. Всего на торце пять разъемов – два под штатные вентиляторы, один для подключения светодиодной ленты и пара под корпусные вентиляторы с ШИМ управлением. Очень полезная опция, позволяет выстроить индивидуальный «климат-контроль» для видеокарты.
На обратной стороне смонтирована кнопка отключения подсветки в кожухе, переключатель между прошивками и точки мониторинга напряжений.
Графический процессор TU116 распаян примерно по центру печатной платы.
В нем 1536 универсальных процессоров, 96 текстурных блоков и 48 ROP.
По сравнению с GTX 1060 (GP106) «прирост мощности» составил 256 универсальных процессоров и 16 текстурных блоков, количество ROP осталось прежним. Но следует также учитывать, что 1660 – не «прокачанный» 1060, а сильно обрезанный RTX 2080. В частности, под нож попали новые технологии, поэтому RTX сменили на GTX.
В остальном же TU116 остался неизменным, а потому унаследовал от 2080 все доработки и оптимизации, благодаря которым при прочих равных быстрее справляется с вычислениями, чем GP106. Да и смена техпроцесса с 16 нм на 12 принесет свои плюсы .
Свою роль играет и видеопамять – вместо GDDR5 установлена GDDR6. Частота 1500 (12000) МГц, шина 192 бита, объем 6144 Мбайт. В случае 1660ti STRIX микросхемы произведены фирмой Micron, распаяно 6 штук, хотя печатная плата позволяет распаять 8.
По итогу детального осмотра и анализа характеристик получается отличный преемник 1060, который будет быстрее, холоднее и экономичнее. Настало время проверить теорию на практике.
Результаты тестов
Для оценки производительности взял семь актуальный и популярных игр, а для наглядности обновил показатели GTX 1060 и 1070. По общим прикидкам, 1660ti должна приблизиться к 1070, работающей на штатных частотах (boost ограничен 1800 МГц).
В симуляторе средневекового коллективного гоп-стопа For Honor новинка показывает себя великолепно, опережая и 1060, и 1070. Прирост относительно 1060 на глаз можно оценить как 25%, но эти проценты делают играбельным разрешение 4K. Не то чтоб 60 и более «средних» кадров в секунду, но 45 fps на средних настройках сильно лучше чем 33. В 1440P ощутить преимущества 1660 также можно без счетчика fps – нет подтормаживаний в сложных сценах. В FullHD 1070 почти догоняет 1660, и в целом просадки менее чувствительны.
Известная тяжелой графикой Ghost Recon Wildlands совершенно неиграбельна в 4K – что 26, что 37 fps одинаково тяжело переносятся. В 1440P на установке качества VeryHigh 1660ti выдает 60 fps, немного отстает 1070, а 1060 показывает всего 43. Почти 30% прироста – хороший результат. В1080P аналогичная картина – 54 fps субъективно смотрятся гораздо лучше, чем 38, а при среднекм показателе в 81 fps визуально тормоза вообще не заметны.
Far Cry New Dawn радует стабильными результатами во всех разрешениях. Стабильными во всех смыслах – разрыв между тестируемуми видеокартами практически не изменяется, да и установки качества мало влияют на показатели. Поэтому выводы предельно просты и лаконичны: 4K неиграбельно, в 1140P можно свободно играть на 1660ti и 1070 в Very High, на 1060 – от Medium и ниже, на 1080P комфортно играть на всех картах и настройках. По видеокартам тоже просто: 1070 и 1660ti идут практически наравне, 1060 отстает на 25-30%.
Assassin's Creed Odyssey – красивая и тяжелая игра. Поэтому в 4K с тройкой тестовых образцов делать нечего, а в 1440P комфортными можно считать настройки от VeryHigh и ниже, все-таки тормоза периодически ощущаются на Maximum High. Для 1060 выше Medium поднимать нежелательно. В FullHD проседает лишь 1060, при установках графики выше High ощущаются тормоза. Расстановка сил по видеокартам аналогична оной в Far Cry: 16650ti и1070 идут вровень с легким преимуществом у первой, а 1060 отстает на 25-30%.
The Division 2 от Тома Клэнси красив, а потому и тяжел. 4K играбелен только при минимальных настройках качества, 1440P – от High и ниже. И лишь в FullHD можно нормально побегать без просадок и подтормаживаний. 1060 отстает от 1660ti не так сильно, как в других играх – процентов на 20. 1070 стандартно дышит в затылок 1660ti.
METRO Exodus – красивый и атмосферный шутер, а потому тяжелый при максимальных настройках графики. В 4K исследуемые карты дают два-три десятка fps, совершенно неиграбельное разрешение. 1440P, начиная с пресета Ultra, приятно идет на 1660ti и 1070, на 1060 вплоть до medium ощущаются тормоза на открытых локациях. Аналогичная ситуация в FullHD разрешении, лишь показатели чуть выше. По видеокартам в целом ситуация сохраняется: разрыв между 1060 и 1660ti от 25 до 30 процентов, 1070 почти догоняет по показателям 1660ti.
Battlefield 5 в 4K по зубам лишь 1070 и 1660ti, и то при самых низких настройках графики. В 1440P и 1080P приятная плавность начинается от установок High и ниже на видеокартах 1660ti и1070, для избавления от подтормаживаний на 1060 придется сдвинуть ползунок качества ещё на один-два деления. Общая картина по видеокартам не изменилась, только в 4K разрыв между 1660ti и 1060 превысил 35% на высоких настройках качества картинки.
Система управления вентиляторами в автоматическом режиме без труда удерживает температуру GPU на 60 градусах. Обороты вентиляторов не превышают 1170, шум совершенно не различим уже в 2 метрах от стенда (сливается с фоновым).
Ручной регулировкой можно добиться и лучших результатов. При 40% обороты крыльчаток фиксируются на 1440 в минуту, температура графического процессора не превышает 54 градуса. Для 70% от максимума эти цифры составляют 2460 об/мин и 50 градусов соответственно, аэродинамический шум хорошо слышен по всей комнате. Максимальные обороты крыльчаток – 3370 в минуту, температура видеопроцессора при таком интенсивном охлаждении не превышает 48 градусов. Отличные результаты, с таким кулером можно не бояться перегрева даже в жаркую летнюю погоду и полузабитым пылью радиатором.
Фирменное ПО
Мощная подсистема питания и эффективный кулер намекают на разгон. Для этой цели ASUS выпустила утилиту GPU Tweak II. На главном окне можно выбрать один из базовых профилей, узнать частоту GPU, его загрузку и объем задействованной памяти.
Кнопка Gaming Booster предлагает оптимизировать систему для повышения игровой производительности путем отключения лишних опций и освобождения оперативки.
На вкладке «GPU-Z» можно увидеть всю базовую информацию о видеокарте. По сути это окно известной утилиты GPU-Z, обернутое в фирменную оболочку.
То же можно сказать о FurMark ROG Edition
Есть и функция авторазгона, называется OC Scanner.
Есть и ручной режим со всеми нужными ползунками, задающими частоты, напряжение на видеоядре, максимальную температуру под нагрузкой и прочие параметры.
Для вентиляторов есть отдельный подраздел, где можно задать индивидуальный график по каждому и выбрать датчик, по показаниям которого будет регулироваться скорость вращения.
К услугам пользователя расширенный мониторинг базовых параметров видеокарты. Окно с графиками по умолчанию располагается слева, при желании его можно «отлепить», переместить и расширить.
Управление подсветкой, встроенной в рамку вокруг вентиляторов, осуществляется через программу Aura. Набор пресетов стандартный: разнообразные переливы, мерцания и смены цветов. Можно привязать цвет свечения к температуре графического процессора. Правда, с таким кулером оранжевых и красных оттенков пользователь не увидит.
Подведем итоги
Asus 1660 Ti STRIX GAMING – отличная, со всех сторон проработанная видеокарта. Да, этот вариант от ASUS несколько дороже, чем прочие 1660ti, но и набор «дополнений» по сравнению с простыми вариациями приличный: производительный кулер, система управления вентиляторами (в том числе корпусными), отключаемая и настраиваемая RGB подсветка, продуманная конструкция. По производительности 1660ti практически соответствует 1070, что соответствует традиционной преемственности поколений.
Плюсы
- Тихая и эффективная система охлаждения;
- Управление двумя корпусными вентиляторами;
- Удобное фирменное ПО;
- RGB подсветка.
Может не понравиться
- Цена.