adblock check

Стив Джобс никого не слушал. Это и 9 других его качеств, сделавших Apple успешной

Основатель Apple не слушал потребителей и не признавал стереотипы, поэтому у компании нередко получались удивительные продукты

Уверен, именно Стив Джобс превратил Apple в самую дорогую глобальную технологическую компанию, которая сумела перевернуть с ног на голову несколько крайне важных отраслей современного быта: компьютеры, смартфоны, планшеты и носимую электронику, а также мультипликацию, музыкальную дистрибуцию и розничную торговлю. Предполагаю, всё это стало возможным отнюдь не из-за нелепого стечения обстоятельств — всему виной умелое руководство учредителя, который неоднократно ломал стереотипы. Самым важным достижением Стива Джобса не стал iPhone, iPad или Mac — им оказалась компания Apple, которая генерирует инновации даже без главного идейного вдохновителя. В её фундаменте до сих пор — непоколебимые принципы создателя, на которых стоит остановиться отдельно.

«Мне нравится думать, что после нас что-то остается. Как-то не укладывается в голове, что ты накапливаешь столько опыта и, может, даже крупицу мудрости, а потом все это просто исчезает», — Стив Джобс в общении с автором своей биографии Уолтером Айзексоном (Walter Isaacson).

Упрощение

Пытался сделать продукты и процессы максимально простыми

Чем проще, тем лучше — золотое правило, которое многократно подтверждалось на практике. Когда разговор заходит о чём-то подобном, всегда хочется привести в пример офисные пакеты Apple и Microsoft. Да, у последнего возможностей заметно больше, но первый отличается удобством. И Джобс таким вот образом всегда акцентировал внимание на простоте. К примеру, когда решил перенять графический интерфейс для Mac у Xerox, первым делом позаботился об упрощении манипулятора-мыши — вместо трехкнопочного варианта заказал примитивный однокнопочный. Вполне вероятно, что продвинутым пользователям он мог показаться слишком банальным, но не большинству. Простота — этот принцип Apple до сих пор просматривается во всём.

Стив Джобс никого не слушал. Это и 9 других его качеств, сделавших Apple успешной
Даже один из первых компьютеров Apple, который попал на фото, уже выглядит очень простым и понятным

Фокусирование

Отбрасывал абсолютно все мелкие детали в пользу важных

Стив Джобс создал Apple в 1976-м, принудительно покинул компанию в 1985-м, спас её от банкротства в 1997-м и вывел на глобально первое место по капитализации в 2011-м. Промежуток между двумя последними годами составил меньше пятнадцати лет, и настолько большой рывок в её становлении оказался возможным только благодаря чёткому фокусу на свои сильные стороны. За время отсутствия Джобса Apple чрезмерно раздула ассортимент своих технических продуктов. После возвращения учредителя большинство проектов свернули (под руку попали планшет Apple Newton, набор интернет-приложений Cyberdog, офисный софт OpenDoc и не только) и сконцентрировались только на самых важных. Именно этому принципу производитель следует до сих пор. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить ограниченность выбора в его линейках с ассортиментом любого конкурента. Лучше меньше, да лучше — вот это точно об Apple.

Превосходство ожиданий

Настраивал команду на получение максимального результата

Немногие помнят, что в первых iMac с корпусами из цветного прозрачного пластика было одно досадное недоразумение — CD-привод без возможности записи дисков. В то время перенос музыки между аналоговыми носителями был достаточно важным, но Джобс намеренно решил не исправлять это упущение. Вместо этого он выпустил музыкальный плеер iPod без дисков, программный комплекс iTunes для работы с цифровой музыкой и магазин iTunes Store для её приобретения. Подобный подход оказался невероятно успешным и превзошёл даже самые смелые ожидания. Де-факто современные музыкальные стриминговые сервисы — наследие цифровой музыкальной дистрибуции, старт которой заложил именно Джобс. Аналогично восхищающие публику шаги Apple предпринимала ещё не раз.

Стив Джобс никого не слушал. Это и 9 других его качеств, сделавших Apple успешной
Большинство продуктов Apple превосходили ожидания потребителей

Полный контроль

Старался контролировать продукт в рамках одной компании

Да, сегодня Apple открыто эксплуатирует мощности партнёров для производства всей своей техники. Впрочем, это не значит, что компания не контролирует весь процесс создания продукта от «А» и до «Я». Стиву Джобсу удалось создать предприятие полного цикла, которое занимается совместной разработкой программной и аппаратной части гаджетов, что делает их максимально оптимизированными и крайне конкурентоспособными. Исключение повсеместного B2B (партнёрской помощи) в мелких деталях позволяет Apple создать эксклюзивный продукт, аналогов которому на момент выхода на рынке просто нет. В числе последних тому примеров полностью беспроводные AirPods, которые фактически создали новую категорию наушников — TWS (True Wireless Stereo).

Перфекционизм

Чтобы сделать продукт лучше, иногда стоит вернуться к началу

iPhone до сих пор остаётся ключевым продуктом Apple. Особенно важной была первая модель смартфона, поэтому финальному экземпляру гаджета предшествовала масса предварительных концептов, которые поочерёдно отметались. Скорее всего, Apple не выпустила AirPower, потому что не сумела довести многофункциональную беспроводную зарядку до идеального состояния — вот оно наследие Стива Джобса. Зерно перфекционизма же в него самого заложил отец во время общеизвестной истории о постройке забора. Когда семейство ограждало им задний двор, его глава неоднократно подчёркивал, что обратная часть постройки должна быть выполнена не менее качественно, чем лицевая. Да, её никто и никогда не увидит, но осведомлённость создателя может съесть его изнутри.

Стив Джобс никого не слушал. Это и 9 других его качеств, сделавших Apple успешной
После прочтения биографии Стива Джобса, написанной Уолтером Айзексоном, сомнения пропадают — руководитель Apple был диким перфекционистом

Без гонки за деньгами

На первое место Джобс всегда ставил успех продукта

Сегодня уже очевидно, что во время разработки первого Macintosh, которая происходила в 80-е, Стив Джобс не ориентировался на стоимость, не думал о максимизации прибыли и о потенциальном успехе продаж. Компьютер оценивался сильно выше рынка, но это позволило создать инновационный продукт и приблизить эпоху ПК в каждом доме. Да, именно после данного проекта Джобсу фактически пришлось покинуть компанию, но идти на компромиссы со своими убеждениями он явно не планировал. Вполне вероятно, что Apple могла бы получать сверхприбыль, если бы выпускала недорогие гаджеты для массовых развивающихся рынков. Но даже в моделях из среднего ценового сегмента компания не собирается жертвовать качеством ради уменьшения себестоимости и финального прайса.

Никаких стереотипов

Для руководителя Apple никогда не было ничего невозможного

Во время работы в Atari Стив Джобс пообещал закончить разработку игры Breakout за четыре дня. Стив Возняк, который тогда «помогал» ему в этом, был уверен, что для этого нужно не меньше пары месяцев. Впрочем, сам завершил разработку в указанный компаньоном срок. Аналогичная ситуация случилась во время производства партии защитных стёкол Gorilla Glass для первого iPhone — руководство Corning уверяло Джобса, что не справится за полгода, но после должного давления взяло на себя ответственность и закрыло сделку раньше срока. Подобных свершений в истории Apple предостаточно. Да что там говорить: кто бы мог подумать, что компания сумеет создать ARM-чип для Mac, который не только сможет без проблем работать с x86-приложениями, но и на две головы обгонит любые аналогичные решения. Ещё «вчера» это казалось фантастикой, но всё получилось.

Стив Джобс никого не слушал. Это и 9 других его качеств, сделавших Apple успешной
Стив Возняк обладал большим количеством технических навыков, но у него не было такой же уверенности, как у Джобса

Личное общение

Офлайн-встречи для Стива Джобса всегда оставались приоритетом

Несмотря на то, что именно Стив Джобс стал пророком цифровой эпохи, сам он далеко не всегда был явным её поклонником. Это, в том числе, касалось живого общения, которое он считал более важным, чем встречи онлайн. Его, в том числе, цитировал Уолтер Айзексон, автор биографии учредителя Apple:

В наше время есть искушение считать, что все проекты могут разрабатываться в электронных письмах и чатах. Но это безумие. Идеи рождаются в случайных встречах и посторонних разговорах. Натыкаешься на кого-нибудь, спрашиваешь, как дела, восторгаешься — и вскоре уже бурлишь миллионом идей. 

Так Джобс обосновывал открытую конструкцию офиса Pixar, в основу которого легли его идеи, — она заставляла сотрудников постоянно пересекаться друг с другом. Когда он тесно сотрудничал с компанией, всеми силами пытался активизировать её творческий потенциал, и это у него получалось. В Apple же он таким же образом общался с инженерным и маркетинговым отделами. Руководитель просил сотрудников не сбрасывать ему глупые презентации с кучей нелепых слайдов, а проводить преимущественно живые демонстрации. Во времена до пандемии Apple регулярно приглашала журналистов на аналогичные мероприятия и не злоупотребляла рассылкой бездушных пресс-релизов.

Маркетинг

Важен не только продукт, но и его упаковка и вообще подача

Открывая коробку с iPhone или iPad, мы хотим, чтобы тактильные ощущения задавали тон в восприятии продукта.

Именно так Джобс описывал маркетинговые принципы Apple, когда общался с Айзексоном по поводу создания собственной биографии. Данный фрагмент попал в неё дословно. Уолтер делился мнением:

Джобс всегда уделял особое, подчас чрезмерное, внимание маркетингу, внешнему виду продукта и даже деталям упаковки.

Многие маркетинговые принципы Стив перенял у Майка Марккулы (Mike Markkula), который принимал участие в руководстве будущего IT-гиганта во времена бенефиса Apple II. Джобс был убеждён, что о любой книге сначала судят лишь по обложке. Именно поэтому Apple и сегодня преподносит продукт потребителю только лицом и старается не скрывать его за тоннами безликой макулатуры. Да что там говорить, даже официальный сайт компании с массой качественных иллюстраций наглядно показывает, что Apple умеет продавать.

Стив Джобс никого не слушал. Это и 9 других его качеств, сделавших Apple успешной
Не удивился бы, если бы Джобс при встрече смог продать мне самое обычное яблоко по цене новенького смартфона, — он действительно умел это делать

Интуиция

Джобс никогда не прислушивался к пожеланиям покупателей

В конце концов, Джобс заложил в Apple принцип так называемой интуиции. Ещё до работы над первым Macintosh он принял решение, что не будет исследовать рынок, чтобы определить общественные потребности. Во время работы над инновационным продуктом, который массы ещё не трогали, он призвал свою команду ориентироваться на перспективы, а не реалии. В своих воспоминаниях он отталкивался от слов Генри Форда, ответственного за запуск конвейерного производства массовых автомобилей:

Если бы я спросил у покупателей, что им нужно, они ответили бы: более быстрая лошадь.

На самом деле, потребители не подозревают, чего хотят, пока команда условных визионеров не расскажет им об этом. Когда-то казалось, что придумать что-то более удобное, чем смартфон с физической QWERTY-клавиатурой, попросту невозможно. Владельцы подобных девайсов явно хотели получить ещё более чёткий шаг кнопок, а не их виртуальный аналог на ёмкостном сенсорном дисплее. Но благодаря Apple всё сложилось абсолютно иначе. Спасибо!

nickgric nickgric
Пользователь
Apple Apple
Сообщество
Вступить
1 комментарий
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...
Rayman 2 года
Очень приятно было почитать.
Если бы не он, то Apple сейчас была бы ничем.