Через навыки «Алисы» можно заказать пиццу, поиграть в города, вызвать такси и выполнить другие интересные и полезные действия. Вы можете расширить их ассортимент, добавив в общий каталог свой диалог.
Самостоятельная разработка навыка
Навык «Алисы» — это программа для общения с пользователями. В ней указывается, на какие слова и фразы голосовой ассистент должен реагировать. Полученную команду «Алиса» переводит в текст и отправляет на сервер, где программа обрабатывает информацию и формирует ответ, который передаёт пользователю обратно — в виде текста, голоса или изображения. «Яндекс» предоставляет только платформу. Как именно будет обрабатываться полученная от пользователей информация — решать разработчику.
Технически навык — это веб-сервис, который может быть написан на любом языке программирования или фреймворке. В документации «Яндекса» приводятся примеры на Python и Node.js с исходными файлами, загруженными в репозиторий на Github. Навыки проверены на Microsoft Azure и Amazon Web Services, но можно использовать и другие платформы.
Сервера интегрируются с «Яндекс.Диалогами» по протоколу HTTPS по методу webhook. В ходе взаимодействия происходит обмен запросами и ответами. Полученную от пользователя реплику «Диалоги» отправляют обработчику навыка. Запросом может быть сказанная/написанная фраза или текст кнопки подсказки.
В общем виде процесс создания навыка состоит из четырёх этапов:
- Развертывание веб-сервиса, который поддерживает протокол взаимодействия с «Яндекс.Диалогами».
- Тестирование ответов.
- Отправка навыка на модерацию.
- Тестирование после публикации с помощью «Алисы».
Для прохождения модерации навык должен соответствовать формальным требованиям — они указаны в документации. Без публикации в общем каталоге чат нельзя добавить в «Алису».
Использование конструкторов
Создать навык для «Алисы» можно с помощью конструкторов диалогов и ботов. Они предлагают минимальную функциональность, но их можно использовать для создания простых чатов — например, отправки пользователю ссылки на сайт или формы в ответ на специальную команду.
После того, как «Яндекс» объявил о возможности добавлять навыки в каталог, появился конструктор Verter.online, который предлагает собрать диалог на своей платформе.
Чтобы создать в нём навык, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь через соцсети и в панели управления нажмите «Добавить». Укажите название чата и адрес электронной почты, на которую будут приходить уведомления. На этом создание завершено, осталось только настроить его поведение. Сделать это можно на вкладке «Вопросы — ответы».
Схема настройки предельно проста. Вы добавляете вопрос и его варианты, на которые будет отвечать помощник. Чтобы пользователю было проще понять, что можно спрашивать, добавьте подсказки — они будут отображаться под диалогом. Вместе с ответом можно присылать ссылку на сайт или форму — она создаётся в разделе «Формы» конструктора.
На вкладке «Обучение» можно улучшать реакцию навыка на разные запросы пользователей. Кроме того, в интерфейсе конструктора есть две вкладки со статистикой — «Пользователи» и «Заявки». Их тоже можно использовать для аналитики и усовершенствования навыка.
Аналогичным образом работает конструктор ботов Alfabot.xyz. Вам нужно добавлять правила, в которых указывается запрос пользователя и ответ навыка. Например, добавим первое правило, которое будет срабатывать по слову «Помощь». Его создание — обязательное условие для прохождения модерации, по этому ключевому слову бот должен рассказать, что он умеет делать.
Нажмите «Добавить новое правило». Укажите варианты ключевых слов — например, помощь, помоги, что ты умеешь и т. д. Нажмите на плюс, выберите элемент «Текст» и добавьте описание возможностей бота.
Для добавления элементов случайности в общении, пошаговых переходов и отправки повторяющейся информации используйте блоки ответов. Блоки также отображаются по ключевым словам — то есть нужно добавить правило и выбрать «Блок» элементом. Такая система позволяет создавать чуть более сложные диалоги, чем на Verter.online.
Публикация навыка в «Яндекс.Диалогах»
Неважно, развернули вы диалог самостоятельно или создали на конструкторе — чтобы он появился в каталоге, необходимо его опубликовать. Для этого откройте «Яндекс.Диалоги». Нажмите «Вход для разработчиков», затем — «Создать диалог». Выберите «Навык в Алисе».
Укажите название диалога для отображения в каталоге. Добавьте активационное слово, а также примеры запросов. Вставьте Webhook URL, который вы получите при создании навыка на конструкторе или при размещении на сервере.
На вкладке «Тестирование» можно проверить работу навыка перед публикацией. В разделе «Публикация» выберите, следует ли показывать навык в каталоге, добавьте имя разработчика, категорию, описание и иконку размером 192x192 пикселя в формате PNG или JPG. Все эти данные будут демонстрироваться пользователям в каталоге.
После сохранения диалога необходимо отправить его на модерацию. Навыки, которые находятся на модерации, нельзя редактировать, но их можно в любой момент вернуть в разработку. Результат проверки появится в кабинете разработчика в течение трёх дней. При размещении брендированного навыка необходимо также указать сайт для верификации прав использования. Права на него должны быть подтверждены в «Яндекс.Вебмастере».
Опубликованный диалог можно остановить, чтобы внести в него изменения, или удалить из каталога. Делается это также в «Личном кабинете» разработчика.
Модер — это...
50% — марионетка помешаная правилами;
25% — помешан на злоупотреблении правами модера, ведь же «Да забаню его что-бы не вякал много. Ничего же мне не будет. А насчет причины нарушения — я модер, мне же верят, так что выдумаю что-то...»(очень часто WG!);
15% — работа модером его сделала мудаком;
9% — «Я не обязан отвечать» — когда что-то спрашивают (часто от модеров WG);
1% — позитывный ответ. Обычно когда ему пишут «Тихой смены». Когда я написал «Хорошей смены» — получил не очень позитывный ответ. Я уж бы сказал мрачный...
Сорр, может кого-то обидел, но я сказал как есть, ибо однимы словами — Модеры со временем уходят «темную сторону», и администрации (если там не такие же) на это плевать!