Для многих людей в России Алиса и Маруся — это уже не просто человеческие имена, а устойчивые ассоциации с голосовыми ассистентами (от Яндекса и Mail.Ru соответственно). Похожая история и за рубежом — Алекса (от Amazon), Сири (от Apple) и прочие виртуальные помощники так тесно интегрировались в современную жизнь, что их названия воспринимаются как само собой разумеющееся. Такое развитие событий негативно сказывается на настоящих людях с данными именами, и это, по заверениям жителей разных уголков мира, действительно серьёзная проблема.
Над реальными Алексами и Алисами постоянно шутят
Это вредит психическому здоровью детей, а взрослые просто устают от плоских шуток
Эта проблема существует практически с того момента, когда голосовые ассистенты начали глобальную экспансию, — в СМИ то и дело появляются истории обеспокоенных родителей, дети которых имеют такое же имя, как у голосового ассистента. Над ними постоянно шутят одноклассники, причём зачастую в грубой манере — отдавая команды, как виртуальным помощникам. Некоторым детям особенно трудно перетерпеть такие шутки — к примеру, одной семье пришлось изменить имя дочери и перевести её в другую школу, чтобы сохранить психическое здоровье ребёнка.
По данным BBC, в одной лишь Великобритании проживает больше 4 000 человек младше 25 лет с именем Алекса. Некоторые из их родителей делятся похожими историями — одна из матерей заявила, что шутки затрагивают даже её 6-летнюю дочь.
От ассоциации с голосовыми ассистентами страдают не только дети, но и взрослые. Проживающая в Гамбурге (Германия) Алекса постоянно сталкивается с подобными шутками не только в обычной жизни, но и на работе — когда она показывает презентацию партнёрам и произносит своё имя, кто-то обязательно вставляет едкий комментарий.
В СМИ появляются истории в основном из-за рубежа, но наверняка Алисы и Маруси в России тоже регулярно подвергаются шуткам.
Реальные люди просят IT-гигантов изменить имена голосовых ассистентов
Скорее всего, это никогда не произойдёт
По данным BBC, до появления голосового ассистента от Amazon в Великобритании имя Алекса (Alexa) было на 167-м месте по популярности в Англии и Уэльсе, но в 2019 году оно оказалось на 920-м — явно не случайно.
Постоянно подвергающиеся шуткам люди и их родители регулярно просят мировые корпорации изменить имена их голосовых ассистентов, а Лорен Джонсон (Lauren Johnson) из Массачусетса пошла ещё дальше и организовала целую кампанию Alexa is a Human («Алекса — это человек»).
Если судить по Amazon, корпорации лишь выражают сочувствие подвергающимся шуткам людям и подчёркивают неприемлемость и осуждение издевательств любого рода, но на деле никак не действуют — и вряд ли стоит винить их в этом. IT-гиганты проделали колоссальную работу, чтобы внедрить голосовых ассистентов в жизнь людей. Очевидно, что именно поэтому многие виртуальные помощники получили человеческие имена — так людям проще обращаться голосом к «компьютеру» и не испытывать дискомфорт.
Под колоссальной работой стоит понимать огромные усилия маркетологов и вложение больших денежных средств в рекламу конкретного «имени» голосового помощника (или, если говорить правильнее, названия). Совершенно ясно, что корпорации сделают всё возможное, чтобы сохранить уже закрепившиеся в сознании людей ассоциации. К тому же, у некоторых из них есть «отмазка» — тот же Amazon подчёркивает в ответ на жалобы людей, что пробуждение его голосового ассистента можно изменить с Alexa на Echo, Computer или Amazon. Но абсолютно очевидно, что это не меняет ситуацию — если какие-то отдельные люди изменят команду для пробуждения виртуального помощника конкретно в своём доме, ассоциация в умах миллионов (если не миллиардов) не поменяется.
Гуманное решение есть, но IT-гиганты упустили возможность не допустить такую проблему
Сейчас слишком поздно что-либо менять, так как у крупнейших корпораций уже есть свои ассистенты
Алекса, Алиса и Маруся — обычные человеческие имена. Сири (Siri) созвучна с сокращением имени Sigrid, которое популярно в Норвегии, Швеции и на Фарерских островах. А вот Google — вовсе не человеческое имя, и фраза «Окей, Гугл» уж точно не будет никого задевать. Вероятнее всего, при анонсе «Google Ассистента» американская корпорация даже не задумывалась об этой проблеме и остановилась на команде «Окей, Гугл» просто в целях продвижения собственного бренда, но факт остаётся фактом.
Проблема в том, что компании уже представили своих голосовых помощников и давно их рекламируют, поэтому как бы отлично ни звучали фразы вроде «Эй, Apple, какая сейчас погода?» или «Привет, Яндекс, включи весёлую музыку», компании по вышеописанным причинам уже попросту не смогут заменить человеческие имена фирменных виртуальных ассистентов, даже своими названиями.
Сейчас нет никаких законов, которые принуждали бы IT-гигантов изменить название своих голосовых помощников. Даже если проблема обострится, корпорации всегда смогут найти лазейку наподобие предоставления каждому пользователю возможности изменять имя ассистента на своём устройстве, но по умолчанию всё равно будут использоваться уже знакомые названия, которые всё так же будут рекламироваться.