Любой зонд, передвигающийся по каменистой поверхности Марса, нуждается в прочной колёсной основе. Так, например, NASA Perseverance оснащён алюминиевыми колёсами, покрытыми шипами для улучшения сцепления с поверхностью планеты и повышения мобильности. Но, как считают специалисты космического агентства NASA, нет предела совершенства, поэтому сейчас там заняты разработкой нового поколения колёс, которые будут установлены на следующих моделях марсоходов.
Как пишет издание Popsci, недавно инженеры из Исследовательского центра Гленна в Цинциннати (штат Огайо, США) завершили испытания прототипа марсохода с новейшей технологией пружинных шин, где используется сплав с эффектом памяти (SMA). Это сплав из двух основных компонентов: титана и никеля, который может возвращаться к первоначальной форме после механического воздействия, например, изгиба или растяжения. Изменяться форма колёс может и под сильным температурным воздействием. И если сейчас в основном используется сплошные колёса, то есть без каких-либо полостей внутри, новый тип представляет собой больше напоминает каркас из плотно сплетённой сетки.
Идея создать модернизированные колёса появилась у инженера космического агентства Санто Падула, когда он посетил Лабораторию имитации лунных операций NASA (SLOPE), где проходили испытания очередного марсохода. Именно тогда он заметил один из самых больших недостатков стальных колёс — пластическую деформацию.
Спустя несколько месяцев технология SMA была адаптирована для использования в колёсах зондов, которые в будущем отправятся покорять красную планету. Первые её испытания прошли на объектах Airbus Defence and Space в Стивенидже (Великобритания), которые имитируют марсианскую поверхность.
«За короткий промежуток времени мы провели большое количество испытаний, включая испытания на пересечённой местности с валунами и песком, где мы уделяли особое внимание устойчивости транспортного средства, так как раньше такие тесты нами не проводились», — рассказали авторы проекта.
В итоге удалось установить, и хотя колёса с эффектом памяти подвергались деформации, они оказались минимальными, и, что самое главное, сильно отличались от деформаций стальных колёс — конечно же, в лучшую сторону.
Санто Падула заявил, новая технология будет полезна не только в роверах, отправляющихся на Марс и Луну, но также и в других отраслях.