adblock check

В России придумали, как снизить шум авиадвигателей

Исследование учёных сделает пребывание людей возле аэропортов максимально комфортным

Длительное воздействие шума от авиационных двигателей, как установили учёные, негативным образом отражается на человеческом слухе, может вызывать постоянную усталость и раздражительность. Если учитывать, что около 3% россиян подвергаются такому воздействию, находясь вблизи аэропортов (а некоторые проживают рядом с ними), проблему можно назвать достаточно глобальной.

Специалисты Пермского национального исследовательского политехнического университета установили, какая конструкция снижает уровень шума на низких и высоких частотах. Результатами своей работы они поделились на страницах научного журнала Russian Aeronautics.

Шум в авиадвигателе возникает, когда реактивная струя турбулизирует воздух. Также шум может быть следствием взаимодействия двигателя с окружающей средой или частями самолёта. Сейчас производители летательных транспортных средств снижают уровень шума путём увеличения диаметра двигателя, из-за чего уменьшается скорость выхлопа и, как итог, его шум.

Сейчас авиадвигатель устанавливается, либо под крылом, либо над ним. В первом случае, если увеличить его диаметр, уменьшиться расстоянием между двигателем и крылом, что приведёт к повышению низкочастотного шума. В случае расположения над, снизится шума реактивной струи, однако, если двигатель установить слишком близко, увеличится шум взаимодействия воздушной струи и крыла самолета.

В России придумали, как снизить шум авиадвигателей

А авиастроении для решения данной задачи используются шумопоглащающие сопла. Это специальные каналы, которые могут иметь форму конуса или цилиндра, — они предназначены для ускорения и направления потока газов. К самым распространённым моделям относятся шевронное сопло с треугольными зубцами на края и гофрированное с рифлением в виде лепестков. За стенами Пермского политеха провели исследование и выяснили, что лучше всего с шумом авиационных двигателей справляется гофрированное сопло с небольшим числом лепестков (5-6 штук).

«Мы рассматривали конические, шевронные и гофрированные сопла одинаковых размеров с двенадцатью шевронами-лепестками. Эксперименты проводились в камере со специальной установкой, в которой можно исследовать шум от однопроводной струи со скоростью потока до 0,65 М. Сопла изготавливали с помощью 3D-принтера. Поток для них создавался двумя последовательно соединенными вентиляторами мощностью 45 кВт, а шесть микрофонов измеряли исходящий шум. Как показали эксперименты, шевронное сопло снижает низкочастотный шум в области максимума спектра излучения на величину около двух децибелл, но на частотах выше 6 000 Гц наблюдался паразитный высокочастотный шум – до 1,3 дБ на частоте 12 000 Гц. В то же время гофрированное сопло с двенадцатью лепестками уменьшало шум до 2,5 дБ во всем исследованном диапазоне частот», – комментирует Олег Кустов, ведущий научный сотрудник лаборатории механизмов генерации шума и модального анализа Центра акустических исследований ПНИПУ, кандидат технических наук.

При уменьшении расстояния с пластиной, которая имитировала крыло, удалось установить, шевронное сопло увеличивало шум, а гофрированное, наоборот, снижало. При этом учёные отмечают, реальный эффект от гофрированного сопла будет наблюдаться только в том случае, когда шум струи доминирует над другими источниками шума самолета в сертификационных точках. К тому же, инженерам в любом случае необходимо выполнять многостороннюю проверку акустических и аэродинамических характеристик для каждой конкретной компоновки.

Исследования, провело пермскими учёными, в будущем помогут усовершенствовать конструкцию авиационных двигателей, сделав жизнь пассажиров, работников аэропортов и тех, кто проживает рядом с взлётно-посадочными полосами, более комфортной.

Источник

ksmorodin
Автор
🇷🇺
Россия Россия
24,7K участников
Вступить
Комментариев пока нет
Оставьте комментарий...
Оставьте комментарий...