В прошлый раз мы с вами рассмотрели историю авиации и самый передовой многоцелевой истребитель пятого поколения Российской Федерации Су-57. Сегодня на очереди оказался перспективный российский основной боевой танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» Т-14. Соответственно мы рассмотрим не только конкретную машину, но и окунёмся в историю создания данного вида бронетехники. И сразу сюрприз для тех, кто считает, что танки — это относительно современный вид военной техники. На самом деле история танков берёт своё начало задолго до появления самолётов и даже огнестрельного оружия. Неожиданно?
Краткая история появления танков
В современном понимании танк — это бронированная боевая машина с пушечным и пулемётным вооружением на гусеничном ходу. Однако само слово в переводе с английского означает «резервуар» или «бак». Это связано с тем, что во время Первой мировой войны первые танки поставлялись на поле боя под видом цистерн с топливом, чтобы противники не знали о новом изобретении. Однако сама идея использования бронированных механизмов в бою живёт гораздо дольше появления понятия «танк». Боевые машины используются в основном для того, чтобы прорывать линию обороны противника. Первое упоминание об использовании специальных механизмов для поддержки пехоты в бою историки датируют XII веком до н.э. Китайские боевые повозки по описаниям вмещали до 12 человек и передвигались на 4-х колёсах. Однако мы не знаем ни по какому принципу они работали, ни как выглядели.
Другое дело — осадные башни, широко применяемые в эпоху Античности и Средневековья. Как нетрудно догадаться из названия, их применяли для осады и штурма различных укреплений. Внутри башен находились лучники, которые не давали вражеским солдатам подойти к башне, а также пехотинцы, которые штурмовали стены замков и городов, когда башня добиралась до них. Кстати, в качестве «танков» в древние времена служили не только механизмы, но и животные. Сейчас все, кто смотрел фильм или читал книгу «Властелин колец», могут удивиться, но слоны мумакил из Харада — это усиленная фантастическая версия индийских боевых слонов. Появление этих животных на поле боя вызывало страх даже у кавалерийских отрядов, что говорить о простых солдатах. К тому же, слоны могли везти несколько человек — один управлял, другие расстреливали противников из лука и отбивались от смельчаков, нападавших на животное.
Идея создать что-то, что могло бы с лёгкостью прорываться сквозь вражеские ряды, не угасала, но и не получала существенного развития очень долгое время. Периодически появлялись механизмы, подобные китайским боевым повозкам, крытым колесницам и так далее. Рыцари были своего рода танками, с ног до головы закованные в броню. В XV веке нашей эры итальянский художник, скульптор, архитектор, изобретатель, писатель и музыкант Леонардо да Винчи создаёт деревянную полностью закрытую колесницу с большим количеством орудий, которая считается первым танком многими историками. Она приводилась в движение людьми, как и китайская повозка, а количество орудий по некоторым данным могло достигать 36 единиц. Однако данный деревянный «танк», напоминавший по форме черепаху, имел ряд существенных недостатков. Проект так и не был реализован.
В XVII веке французский изобретатель Дени Папен (Denis Papin) создал первую паровую машину, которая представляла собой цилиндр с поршнем, поднимавшимся под действием пара, а опускавшимся из-за давления атмосферы, когда отработавший пар сгущался. Однако это был лишь эксперимент и на практике машина не применялась. А вот атмосферный двигатель англичанина Томаса Ньюкомена (Thomas Newcomen), разработанный в 1712 году, использовали для откачки воды из глубоких шахт. В 60-70-е годы Джеймс Уатт (James Watt) занимался проблемой повышения коэффициента полезного действия вакуумного двигателя Ньюкомена. В итоге в 1781 году он запатентовал вакуумную паровую машину с кривошипно-шатунным механизмом, которая производила непрерывное вращательное движение вала. При наличии каменного угля и воды, двигатель Уатта можно было устанавливать и использовать в любом месте для любой цели. Считается, что именно это изобретение положило начало промышленной революции в Англии.
Паровые двигатели получили широкое применение в транспортной сфере. Появились паровые автомобили, пароходы, а также самоходные железнодорожные локомотивы. В 1862 году во время гражданской войны в северной Америке в ход было пущено совершенно новое оружие. Американские инженеры взяли паровоз, обшили его бронёй со всех сторон и установили несколько пушечных орудий. Так на свет появился первый бронепоезд, который оказался очень грозным и эффективным видом военной техники. Однако у него был один существенный минус — для передвижения бронепоезду требуются рельсы. Поэтому инженеры начали экспериментировать с другими видами транспорта. Например, были созданы бронеавтомобили. Однако в их конструкции приходилось идти на компромисс, либо тяжёлая броня и вооружение, но невозможность передвигаться по пересечённой местности, либо слабая броня, которая легко пробивалась, и отсутствие крупнокалиберных орудий.
И вот мы с вами возвращаемся к Первой мировой войне и английскому танку Mark I. Несмотря на то, что первая партия новой бронетехники обладала рядом недоработок, а из 32 танков, участвовавших в первом бою, 17 вышли из строя ещё до сражения, преимущества бронированных машин на гусеничном ходу были очевидны. 15 сентября 1916 во время битвы на реке Сомме Mark I помогли пехоте продвинуться в глубь вражеской обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери солдат составили в 20 раз меньше расчётных. Для сравнения часто приводится битва при Вердене, когда за 10 месяцев боевых действий немцы смогли продвинуться всего на 3 километра в глубь обороны французов.
Так началась история танков. Командование армии СССР также оценило новый вид военной техники. Стоит отметить, что Василий Менделеев (сын великого русского учёного Дмитрия Менделеева) ещё в 1915 году направлял в технический отдел Русской армии проект бронированной самоходной машины на двух гусеницах с артиллерийским вооружением. Однако тогда инициатива была отвергнута и дальше проектных работ дело не пошло. Первый танк СССР Танк М (малый) был, по сути, копией французского Reno-FT. Т-18, Т-26, Т-27 также собирались на базе зарубежных прототипов. Первым серьёзным успехом советского танкостроения стал не имеющий на тот момент аналогов Т-34, который мог пробивать лобовую броню немецкого танка PzKpfw VI «Тигр». После Второй мировой войны в СССР создали Т-54 (и модификацию Т-55 для боевых действий в условиях повышенного радиационного фона), который находился в производстве более 30 лет, что для современного танка является рекордом, и использовался на вооружении в более чем 30 странах. Затем были модели Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-84, Т-90, Т-95, каждая из которых была воплощением современных технологий и возможностей.
Т-14
В 2010 году в Российской Федерации началась разработка танка нового поколения, который по всем характеристикам должен затмить любые современные аналоги. Конструкторы ОАО «Уралвагонзавод» получили непростую задачу. Первый этап разработки длился около 5 лет. В 2015 году на параде Победы был представлен Т-14 — перспективный российский основной боевой танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата» (также создана специалистами УВЗ). Стоит сразу подчеркнуть, что данная платформа является универсальной и на её базе планируется выпускать не только танки, но и БМП, бронетранспортеры, САУ, машины поддержки танков и многие другие виды техники. Т-14 является первым в мире танком, реализующим в своём конструкторском замысле концепцию «сетецентрической войны», по которой боевые формирования объединяются в единую сеть для повышения их возможностей и достижения инфокоммуникационного превосходства в условиях современных боевых операций.
Поэтому Т-14 используется в первую очередь как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и танков Т-90. И с этими задачами он должен справляться отлично. Танк оборудован радиолокационной станцией с активной фазированной решёткой, аналогичной тем, что устанавливают на современных боевых истребителях последнего поколения. Круговой доплеровский радар установлен на башню танка. Также Т-14 оснащён ультрафиолетовыми HD-камерами наблюдения с круговым охватом на 360°. Они могут отслеживать работу двигателей вражеской техники по выхлопу из ионизированного газа. Также на борту российского танка находится беспилотный аппарат разведки и целеуказания «Птеродактиль», что существенно увеличивает его потенциал с точки зрения обнаружения целей. Современные системы связи и управления также позволят танкам обмениваться всей полученной информацией, повышая общую эффективность работы соединения.
Одной из главных особенностей нового танка является размещение экипажа. Как уже говорилось выше, башня танка является необитаемой. Пушка заряжается с помощью специального автомата, а экипаж находится в передней части танка в так называемой бронекапсуле. То есть люди должны выживать даже при взрыве боеприпасов. Однако проектировщики танка сделали всё, чтобы в танк даже невозможно было попасть. Т-14 оснащён комплексом активной защиты, который может перехватывать любые направленные в него боеприпасы. КАЗ «Афганит» прикрывает всю переднюю полусферу боевой машины. Также на Т-14 установлена новейшая версия динамического бронирования «Малахит». По некоторым данным, она является первой в мире электродинамической броней с возможностью метания бронепластины в подлетающий боеприпас ещё до контакта с корпусом танка. Даже если что-то пойдёт не так и «Афганит» с «Малахитом» не смогут предотвратить удар, то Т-14 имеет многослойное металлокерамическое лобовое бронирование танка, эквивалентное 1 метру гомогенной металлической брони, которое, по мнению производителя, невозможно пробить существующими снарядами и противотанковыми ракетами.
Основным вооружением танка на сегодняшний день является гладкоствольная 125-мм пушка 2А82-1М. Дальность ее стрельбы достигает 7 км, скорострельность — 12 выстрелов в минуту. Орудие 2A82, по заявлениям разработчиков, обладает на 17 % более высокой дульной энергией и на 20 % большей точностью, чем лучшее орудие НАТО на танке Леопард-2. При этом Т-14 может быть быстро переоснащён орудием калибра 152 мм, которое обладает бронебойностью подкалиберного снаряда более 1000 мм, что заведомо превышает бронирование современных танков. Это слишком высокие показатели на данный момент, к тому же для снарядов 2А82-1М требуется меньше места, а значит — боекомплект танка выше. Поэтому 2А82-1М будет основным орудием Т-14 в ближайшее время.
Танк также будет иметь возможность запуска ракет через ствол пушки с помощью следующей версии ракетного комплекса «Рефлекс-М». Зенитный пулемёт «Корд» смонтирован в собственной роботизированной башне, интегрирован с АФАР-радаром танка, тепловизорами и способен поражать на дистанции до 1500 метров даже высокоскоростные цели. Он входит в систему активной защиты танка от вражеских ракет, а также используется в качестве ПВО. На Т-14 также установлено спаренное орудие ПКТМ.
Т-14 использует общие для платформы «Армата» двигатель и активную подвеску. Двигатель с автоматической коробкой передач и переменной мощности от 1200 до 1800 л. с. обеспечивает движение со скоростью до 90 км/ч по шоссе и до 60 км/ч по пересечённой местности. Запас хода по шоссе составляет 500 км. Благодаря активной подвеске Т-14 значительно меньше подвержен раскачиванию при движении по пересечённой местности, что влияет на точность стрельбы и скорость танка. Боевая информационно-управляющая система контролирует двигатель, трансмиссию и приборы активной подвески, автоматически принимая решения по обслуживанию танка и отдавая голосовые команды экипажу.
Сравнивать Т-14 с существующими танками практически нет смысла, так как все страны соглашаются с его безоговорочным преимуществом над конкурентами. Это танк нового поколения относительно существующих. Т-14 обладает радаром дальнего действия, активной подвеской, увеличивающей скорость и точность стрельбы танка в движении, лобовой броней, непробиваемой современными ракетами, а также активной системой защиты, способной перехватывать снаряды. Британский «Челленджер-2», немецкий «Леопард-2», американский «Абрамс» и другие современные танки даже не способны пробить защиту Т-14. У израильского танка «Меркава» есть АФАР-радар, способный рассчитать позицию выстрела по подлетающим ракетам, однако возможности отразить снаряды у него нет, а броня довольно слабая. Т-14 — это действительно революционный шаг в истории танкостроения.