История киносаги о Людях Икс, популярных персонажах комиксов Marvel, стартовала в далёком 2000 году: 19 лет спустя в её обойме 12 фильмов (среди которых относящийся к этой же вселенной «Дэдпул»). Финальная лента Саймона Кинберга должна завершить главную линию франшизы, которая, откровенно говоря, пошла по, кхм, звезде после запутанных финтов с путешествиями во времени. На ура в последние годы шли лишь сольники про Росомаху и Болтливого наёмника, стоящего в стороне от основной линии.
Сюжет с участием Тёмного Феникса уже обыгрывался в картине «Люди Икс: Последняя битва» в 2006 году, однако выбившийся из сценаристов в режиссёры Саймон Кинберг решил создать совершенно новую трактовку таинственного превращения Джин Грей в опасное сверхсильное существо — с блэкджеком, но без Логана.
Ещё 3 года назад в финале «Людей Икс: Апокалипсис» зрители увидели, что Джин полыхнула знакомым сиянием в форме огненной птицы. Момент стал не просто отсылкой, но прямым мостом к «Тёмному Фениксу».
Сюжет
События ленты разворачиваются в самом начале 90-х. Любимая американцами и всем миром команда супергероев «Люди Икс» отправляется на орбиту, чтобы спасти астронавтов, чей шаттл был разрушен мощной солнечной вспышкой. Замешкавшись во время поисков последнего человека, Джин Грей (Софи Тёрнер) попала под влияние странного космического облака, но осталась жива и даже начала ощущать необычный прилив сил.
Профессор Ксавье (Джеймс МакЭвой), пытаясь разобраться в произошедшем, обнаружил, что невиданная сила снесла поставленные им когда-то в сознании девушки блоки, скрывавшие очень болезненные воспоминания о детстве.
Находясь в нестабильном психическом состоянии после произошедшего, Джин теряет контроль, ввязываясь в схватку со своими же друзьями и полицией, а затем сбегает. Однако ищут её не только люди и мутанты, но и таинственные пришельцы. Эти последние выжившие представители разрушенного мира давно охотились за энергией, поселившейся в Джин.
Вердикт
В качестве завершения многолетней саги мы ожидали чего-то более масштабного, но Саймон Кинберг, написавший сценарии к нескольким частям франшизы, дорвался до самостоятельной постановки и решил слепить напоследок собственную интерпретацию одного из самых популярных комиксов о Людях Икс.
У новой трактовки были перспективы, однако столь ответственное дело стоило бы доверить профессионалу. Ведь режиссура — это не просто визуализация сценария, но стиль, детали, глубина. Кингберг явно не чувствует себя уверенно в режиссёрском кресле: он боится рисковать и экспериментировать, предпочитая банальные ходы, будто взятые из пособия для начинающих режиссёров (типа, на похоронах надо обязательно включить дождь, делать побольше отсылок к библейским сюжетам и сыпать топорным символизмом).
Ему сложно удерживать в фокусе все сюжетные линии. Больше всего внимания получает Джин Грей, чья трагическая история из прошлого становится затравкой для страшных событий будущего. Детские травмы — это банальщина, попахивающая психотерапией. Впрочем, действия девушки более-менее мотивированы. Да и сама Софи Тёрнер явно выдала больше актёрской игры, чем обычно, перекрывая глуповатые реплики хорошо прочувствованным надрывом.
Если в классическом сюжете огромную роль играли запутанные отношения между Джин, Циклопом и Логаном, то здесь первый просто маячит рядом с главной героиней, осыпая её поцелуями и услужливо подливая винишко, а второй и вовсе выпилен из сценария.
Чтобы создать хоть какую-то движуху, Кингберг добавляет в постановку инопланетян под предводительством королевы Вук. Предыстория ребят прописана в двух фразах, а цель отдаёт эталонным злодейством. Спасает ситуацию только мастерство Джессики Честейн, которая со вкусом воплотила холодную инопланетную блондинку в неизменно стильных аутфитах, чьи кошачьи повадки, вкрадчивый голос и нечеловеческий взгляд создают ощущение угрозы без всякой мотивации.
Побочные линии вообще прописаны настолько слабо, что выезжают выезжают только на наработках прошлых частей и мастерстве актёров. Майкл Фассбендер в роли Магнето и вовсе вытаскивает на себе половину фильма.
Большую часть диалогов здесь хочется поставить на перемотку: пафосные фразы, топорные планы, отсутствие внимания к деталям. Поначалу нудный фильм набирает обороты ко второй половине, когда наконец-то начинается мочилово: наблюдая за хорошо поставленными экшн-сценами под первоклассный саундтрек от Ханса Циммера просто отдыхаешь душой!
Режиссёру стоило бы помнить, что финал этой ленты должен стать достойным завершением истории, которая развивалась почти 2 десятилетия, а не локальной концовкой. Создаётся впечатление, что он сам очень боялся налажать, поэтому решил запилить нечто визуально эффектное, но без конкретики, в стиле открытого финала с грубым замесом на библейской символике: мол, дорогой зритель, сам придумай глубокий смысл. Уважения достойна лишь последняя сцена, которая становится ностальгической отсылкой на финал самого первого фильма 2000 года.
Короче говоря, если ты горячий фанат «Людей Икс», то сходить на этот фильм стоит просто для галочки. Для зрителя, не увлечённого франшизой, конкретная история будет понятна, но потеряет половину глубины и смысла, превратившись в просто проходную фантастику.
За
- Хорошо прописанная история Джин Грей.
- Крутой каст и впечатляющая игра актёров, которые тащили всё на себе.
- Эффектно поставленные экшн-сцены.
- Саундтрек от Ханса Циммера.
Против
- Слабая режиссура.
- Унылые диалоги.
- Плохо прописанные побочные сюжетные линии и мотивация персонажей.
- То и дело мелькающие логические лакуны.
- Отсутствие масштаба.
Итоги
Уровень технологичности: 8 из 10
Общая оценка: 6 из 10
Трейлер
- В кино с 6 июня (мировая премьера — 5 июня 2019)
- Год: 2019
- Страна: США
- Жанр: фантастика, боевик, приключения
- Режиссёр: Саймон Кинберг
- Сценарий: Саймон Кинберг, Джон Бирн, Крис Клэрмонт
- Продюсеры: Саймон Кинберг, Хатч Паркер, Лорен Шулер Доннер
- В главных ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Николас Холт, Софи Тёрнер, Тай Шеридан, Александра Шипп, Эван Питерс, Коди Смит-МакФи, Джессика Честейн
- Время: 01:53
- Возраст: 16+