Фантастическая трилогия М. Найта Шьямалана («Шестое чувство», «Таинственный лес»), заключительной частью которой и стал фильм «Стекло» (Glass), стартовала в далёком 2000 году, когда на экраны вышел «Неуязвимый» (Unbreakable) с Брюсом Уиллисом и Сэмюэлем Л. Джексоном в главных ролях. Режиссёр индийского происхождения, большой специалист по части создания лихо закрученных историй с непредсказуемым финалом, привнёс в каноничную супергеройскую тему новый, неожиданно реалистичный акцент и покорил подачей даже Квентина Тарантино, что уже — знак качества.
«Неуязвимый» не подразумевал продолжения, но спустя долгие 16 лет Шьямалан представил публике «Сплит» (Split), в котором Джеймс МакЭвой блеснул впечатляющей актёрской игрой: его герой из-за серьёзной психологической травмы, нанесённой садисткой-матерью, страдает диссоциативным расстройством личности, «вмещая» в себе 24 субличности, одна из которых — таинственный и страшный Зверь. Эта лента тоже могла остаться самостоятельным и очень годным хоррором… Но в конце появился Дэвид Данн — главный герой «Неуязвимого».
Если первые 2 картины относительно автономны, то «Стекло» (Glass) основательно опирается на предысторию: без неё зритель рискует не разобраться в происходящем. Если учитывать, что за 19 лет успело вырасти новое поколение зрителей, то совет провести вечер за просмотром «Неуязвимого» и «Сплита» перед походом в кино для многих будет актуален. Заодно сможете «отлавливать» аллюзии и пасхалки!
Сюжет
После смерти супруги неуязвимый Дэвид Данн перебрался в Нью-Йорк, открыл на пару с сыном собственный бизнес и продолжил геройствовать уже при поддержке отпрыска. Тем более что в городе переполох: одержимый маньяк по прозвищу Орда похитил новую партию школьниц.
К счастью, Дэвид вовремя освобождает девушек и вступает в бой со Зверем, которого безмерно удивляет противник, впервые оказавшийся с ним на равных. Эпичное сражение продолжается недолго: спецназ со специальными установками-вспышками скручивает обоих и отправляет в закрытую лечебницу, где уже почти 2 десятка лет содержится Элайджа Прайс (Сэмюэл Л. Джексон), прозванный Мистером Стекло из-за несовершенного остеогенеза, который убил сотни невинных, пытаясь подтвердить факт существования людей со сверхспособностями.
За эту необычную троицу берётся Элли Стейпл (Сара Полсон), амбициозный психиатр в белом пальто. Она мечтает подтвердить свою теорию о том, что сверхспособности у всех троих мнимые и вызваны специфическим поражением лобной доли. Вот только Мистер Стекло не желает соглашаться с самоуверенной барышней, готовя, как настоящий суперзлодей, дерзкий финальный финт.
Вердикт
«Неуязвимый», бесспорно, входит в число из главных работ в карьере Шьямалана, «Сплит» — один из лучших в фильмографии МакЭвоя. С такими «исходниками» публика, безусловно, ждала финала, который показал бы эпичное взаимодействие столь ярких персонажей. И стартует фильм довольно многообещающе, к тому же режиссёр не забывает и о важных героях второго плана: значительную роль в развитии событий сыграют Данн-младший (Спенсер Трит Кларк), почтенная миссис Прайс (Чарлэйн Вудард) и выжившая после похищения Ордой Кейси Кук (Аня Тейлор-Джой).
Увы, после того, как деревянно-благостная психиатрица запирает в больнице нашу «великолепную тройку» и приступает к занудным сеансам групповой терапии, развитие сюжета начинает буксовать, погружаясь в пафосную болтологию. Нет, поначалу эти «игры разума» с участием Доктора Стейпл завораживают и увлекают. Но всем ясно: вариант, при котором герои действительно лишь воображают себя сверхлюдьми, не подразумевает развития заданного картиной курса. Продолжение в ключе «доктор в шоке» — слишком банально.
Шьямалан действует в своём фирменном стиле, выдумывая многоходовочку-матрёшку с неожиданным финальным финтом. Если на уровне «план-схемы» его сценарий выглядел достойно, то реализация подкачала. Слишком много персонажи проговаривают, драки, о которых так грезил зритель, не доходят до ожидаемого градуса эпичности, а середина фильма ощутимо «провисает». «Стекло» можно сравнить с котиком, который долго-долго примерялся перед прыжком, но совершил его максимально неловко, а затем, весь взъерошенный после неудачного приземления, горделиво поднял хвост и удалился, пытаясь «сохранить морду».
Вытягивают картину актёры, где особенно стараются МакЭвой и Джексон. (Персонаж Уиллиса широкой палитрой эмоций никогда не отличался.) За грамотную работу стоит похвалить оператора и композитора. А вот на спецэффекты с бюджетом в $20 млн надеяться не приходится, хотя «Апгрейду» Ли Уоннелла хватило и четверти суммы на более вменяемую визуалку, потому как не пришлось тратиться на гонорары звёзд первой величины.
За
- Возможность подвести итоги истории, которая развивалась почти 2 десятка лет.
- Интересный сюжет, сам по себе.
- Неожиданный финал.
- Хороший саундтрек.
- Первоклассная игра актёров (особенно МакЭвоя).
- Стильный визуальный ряд.
- Аллюзии и флэшбеки к предыдущим частям.
Против
- Плохо воспринимается без предыстории.
- Затянутость.
- Много болтовни и мало экшена.
- Зубодробительный пафос.
- Зритель так и не дождётся эпичной драки.
- И снова о теориях заговора.
Итоги
Уровень технологичности: 5 из 10
Итоговая оценка: 6 из 10
Трейлер
- В кино с 17 января (мировая премьера — 17 января 2019)
- Год: 2019
- Страна: США
- Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив
- Режиссёр: М. Найт Шьямалан
- Сценарий: М. Найт Шьямалан
- Продюсеры: Марк Бьенсток, Джейсон Блум, Ашвин Раджан
- В главных ролях: Джеймс МакЭвой, Брюс Уиллис, Сэмюэл Л. Джексон, Сара Полсон, Аня Тейлор-Джой, Спенсер Трит Кларк, Люк Кирби, Джейн Парк Смит, Кайли Зион, Нина Уиснер
- Время: 02:09
- Возраст: 16+