На сегодняшний день все основные компании выпустили свои беззеркальные фотоаппараты и «заклятые друзья» Nikon и Canon были последними в этой области. Так что у них было время изучить рынок и своих конкурентов. В 2011 году Nikon уже предпринимали попытку на этом рынке с линейкой Nikon 1, но особо успеха не добилась. И вот 2018 году запустили линейку Z с явным обозначением – это конкурент топовым камерам в полнокадровом сегменте. Кстати байонет тут новый, а значит и новые объективы. В отличии от Canon на старте доступны две модели, Z6 и более навороченная – Z7.
Как мы уже упоминали, к нам попала старшая модель Z7.
Знакомимся
Nikon Z7 во многом по начинке похожа на Nikon D850. Если смотреть сухие цифры, так вообще почти копии.
- Матрица: полнокадровая (система FX) 45.7 млн эффективных пикселей
- Пяти осевая стабилизация матрицы
- Скорость съёмки до 9 кадров в секунду
- Диапазон ISO от 64 до 25,600 (расширяемый до 32 — 102,400)
- Автофокус: 493 точки (с определением фазы, в одноточечном режиме АФ)/покрытие 90 % по вертикали и горизонтали. Гибридная АФ с определением фазы/АФ с функцией определения контраста и вспомогательной подсветкой АФ
- Пятиосевая стабилизация матрицы
- Видео 4К 30 кадров/с, 1080р до 120 кадров/с
- Электронный видоискатель
- Откидной экран
- Один слот под карту XQD
- Вес 675 г с батареей и картой памяти, но без защитной крышки; прибл. 585 г (только корпус фотокамеры)
Основное, чего можно было бы опасаться при переходе с зеркальной камеры на беззеркальную – размеры, а значит и хват. И тут нужно отдать должное инженерам Nikon. Хват у обоих камер отличный и очень сильно напоминает таковой у модели D850. Если смотреть на правую сторону камеры сверху, там, где спуск затвора, эта часть сильно напоминает зеркальных собратьев. Даже расположение кнопок аналогично Nikon D850.
Отвлечёмся от сравнений. Они были вынужденными, потому что камеры находятся в одном ценовом диапазоне и действительно могут показаться идентичными.
Nikon Z7 очень удобно лежит в руке, это первое, что вы почувствуете. Камера имеет много функциональных органов управления: два диска, джойстик и мультиселектор, настраиваемые клавиши и сенсорный экран. Два диска отвечают за регулировку выдержки и диафрагмы, джойстик позволяет менять точки фокусировки, на мультиселектор можно подвесить различный функционал. Также есть две кнопки рядом с байонетом. Что приятно, почти все параметры регулируются, не заходя ни в какие меню и даже не убирая глаз от видоискателя.
Можно немного пожурить конструкцию за не самый удобный диск находящийся на тыльной части (там, где экран), он имеет весьма острую грань и при интенсивной репортажной съёмке начинает натирать. Также у него не самый удобный зацеп, т.к он металлический и без глубокой перфорации.
С левого торца находятся все разъёмы: мини-джек для микрофона и наушников, microHDMI, USB Type-C и порт для пульта ДУ. На борту имеются Wi-Fi и Bluetooth для передачи снимков на телефон под управление iOS/Android через приложение SnapBridge. Кстати, в фотоаппарате есть удобная функция отмечания снимка для дальнейшей оперативной передачи на телефон. Поддерживается только jpeg.
Сверху располагается монохромный дисплей с основными значениями настроек, диск переключения режимов съёмки и «горячий башмак».
Снизу — стандартная резьба крепления площадки штатива, резьба ¼ дюйма. А также отсек аккумулятора, он аналогичен D850/750. Тему энергосбережение ещё затронем.
С правого торца прячется флеш-карта. И вот тут есть не самый приятный «сюрприз». И у Z6 и у Z7 есть один разъём под карту памяти, и она стандарта XQD. Это новый формат от Sony. Обоснование перехода на него не столь понятно. Ладно эти карты достаточно дорогие, не всегда есть в наличии, их ещё и через кард-ридер подключать придётся к ПК. Но можно и сам фотоаппарат подключить.
А теперь взглянем на камеру спереди. И тут нас ждёт главная новинка линейки – байонет Z, 55 мм в диаметре. Он пропускает больше света, тем самым позволяет инженерам делать более компактные и лёгкие оптические схемы объективов. На старте доступны три объектива: NIKKOR Z 35mm F/1/8 S, NIKKOR Z 50mm F/1/8 S и NIKKOR Z 24-70mm F/4 S.
Одновременно с выходом камер появился переходник FTZ. Тут запрятались буквы обозначающие байонеты Nikon: F и Z. Переходник позволяет использовать весь арсенал объективов Nikon и сторонних производителей. А их за 100 лет существования компании вышло очень много. На переходнике также имеется резьба крепления площадки штатива, для лучшей развесовки и снятия нагрузки с байонета камеры.
Отметим, что в официальном магазине Nikon, Z6 и Z7 во всех комплектациях идут с переходником FTZ.
Заглянем в программную начинку. Глубоко не полезем, т.к описанию всех пунктов меню посвящён мануал, напоминающий немаленький такой роман. Кстати, у Nikon есть удобная функция — это подсказки в меню, просто выбираешь нужный пункт и нажимаешь кнопку «?» и вуаля, описание пункта меню, в том числе и на русском языке. Отметим что всё меню схоже с логикой меню в других фотокамерах Nikon и не должно вызвать каких-либо проблем, если с камерами этого японского бренда вы уже знакомы. Если вдруг Z7 окажется у вас первой камерой бренда, со временем вы без проблем разберётесь во всех пунктах, они вполне логичны и разбиты по разумным категориям. А уж с наличием подсказок так вообще вопрос лишь времени и привычки.
Все знают, что основная проблема беззеркальный камер — аккумулятор. Экран, цифровой видоискатель, всё требует много электричества. И тут в бой вступают режимы энергосбережения. Но здесь нужен баланс, ведь камере нужно время чтобы «проснуться», а за это время момент может быть упущен. За время теста мы нашли интересный и крайне логичный режим работы видоискателя. Если вы держите камеру на ремне и не собираетесь делать снимки, она выключает все экраны (видоискатель по сути тоже экран), но не засыпает. Когда вы подносите видоискатель к глазу, срабатывает датчик и включает только его. А основной экран включается только когда мы хотим посмотреть снимки, нажатием на клавишу просмотра. В таких условиях у нас камера без проблем прожила целый день на морозе. Тут мы как раз переходим к нашим непосредственным впечатлениям от пользования камерой.
Перейдём к практической части
Не попробовав фотоаппарат в привычных тебе сценариях использования, о нём судить сложно. Вот мы и выбрались на «полевые» испытания. Автор этого обзора и так снимает на Nikon, сложностей с освоением не возникло вовсе. Так что можем заявить, если вы имели дело с зеркальными камерами Nikon верхнего ценового диапазона, то сложностей с освоением управления и меню у вас не будет. Да и мы в который раз отметим, что к счастью все камеры оперируют одинаковыми параметрами так что в первую очередь важно понимать, как камера делает снимок в целом, а потом уже настраивать инструмент под себя, копаясь в большом количестве меню и изучая нюансы.
И в чём ещё нам приятно повториться, так это в упоминании отличной эргономики у новой линейки Z. Всё под рукой, можно фотографировать, не залезая в меню и не отрывая глаз от видоискателя. Поверьте, это важно.
У нас на тесте был только NIKKOR Z 24-70mm F/4 S. И вот тут у нас одновременно и недоумение – а где стабилизатор? И разочарование – а почему такой тёмный, диафрагма 4! Да, Nikon говорит, что у нас теперь есть пятиосевая стабилизация в камере и в принципе стабилизация в объективе не нужна. Но стоит признать она никогда не бывает лишней. Под тот же байонет F у японцев есть объектив Nikkor 24-70 F/2.8, ещё и со стабилизатором. Диафрагма 4 тоже не добавляет радости, да, фотографии чёткие на всём фокусном расстоянии, да, объектив лёгкий и компактный. Хотя и с компактностью есть нюанс. Когда объектив в максимально сложенном состоянии им нельзя снимать, это что-то типа «походного режима». Чтобы снимать его нужно выдвинуть, повернув кольцо трансфокатора, услышите и почувствуете щелчок и объектив перейдёт в «боевое» состояние. И тут кроется один подвох. Представьте: интересная ситуация, хочется запечатлеть, выхватываешь камеру, она быстро просыпается, реагируя на то, что вы смотрите в видоискатель… а объектив сложен! Момент упущен. Надо привыкать, да.
Ещё один момент хочется упомянуть. Он не самый очевидный, но вы его почувствуете. Мы говорим о развесовке, т.е балансе. Когда на беззеркальную камеру надет небольшой объектив, то баланс идеален, тушка примерно равна весу объектива и всю конструкцию удобно держать в руках, удобно держать классическим хватом. Если же поставить переходник и подцепить крупный объектив, даже фикс, к примеру 85мм, то баланс развесовки уже сместится в сторону объектива. Это мы не говорим про Nikkor 24-70 F/2,8 и более тяжёлые. Да и на саму систему Z со временем выйдут крупные объективы, которые сместят баланс.
И ещё один нюанс. Беззеркальные камеры имеют более изящные формы, по сравнению с зеркальными. И если установлен тяжёлый объектив, то держаться за саму камеру не очень удобно. Конечно это не ключевой фактор, но он есть и от него никуда не деться.
Мы выбрались с Z7 на вечернюю прогулку по Москве, презентацию и совершили небольшое путешествие по Калужской области.
Современные мегаполисы интересное местом для съёмок, а сейчас в городах ещё и много подсветки. Нам было любопытно посмотреть, как поведёт себя камера в сложных световых условиях и просто попользоваться ею в «режиме туриста», запечатлевая всё вокруг.
Фотоаппарат мы перевели в режим М, полного контроля всех параметров. Не забыли перевести новый 24-70 в боевое положение. Nikon Z7 используя новую систему объективов быстр в фокусировке и в целом показывает себя как неплохая репортажная камера. Почему неплохая? В условиях, когда зимнее солнце село, камера долго не могла поймать вот этих хоккеистов, играющих на Чистых прудах. Проблема сохранилась при переходе на не следящий автофокус. Мы понимаем, что новая линейка Z пока не имеет специальной репортажной модели, но заявленные параметры скорости съёмки в 9 кадров подталкивали нас к эксперименту. Кстати, скорость реальная при условии использования быстрой карты стандарта XQD.
У Z7 (и у младшей модели тоже) есть бесшумный режим съёмки с использованием технологии электронного затвора. Отметим, что при его использовании скорость фокусировки немного падает. А при наличии в кадре искусственного света может появиться чересстрочное световое мерцание (оно же фликеринг). Выглядит это как чередующиеся горизонтальные световые полоски. О том откуда такое явление и и как с ним бороться мы сейчас расписывать не будем, но рекомендуем изучить тему. Отметим, что это не проблема Nikon, с этим вы столкнётесь в любой камере с электронным затотвором.
Ещё немного слов о поведении камеры при съёмке. Да, в ней нет механического зеркала, но механический затвор остался и во время съёмки он чувствуется и слышим. Мы считаем это плюсом, т.к сохраняется тактильная отдача от именно момента съёмки кадра.
Nikkor 24-70mm F/2,8
С собой у нас был переходник FTZ и фикс-объективы на байонет F. Как уже упоминали, с переходником баланс сместился, особенно при установке 85мм объектива.
У нас был объектив с обозначением G, и в линейке под байонет F они считаются быстрыми в вопросе фокуса. Что ж, тут должны признать, что новая линейка ещё быстрее в этом фокусировке.
Nikkor F 50mm F/1.8
Nikkor F 85mm F/1.8
Напоследок мы выбрались в небольшое путешествие в Калужскую область, где хотели посмотреть, проживёт ли камера на одном аккумуляторе сутки. Сразу скажем — да! Для этого конечно нужно выключить все средства связи с внешним миром, отключить показ снимка после съёмки и настроить видоискатель так, чтобы он включался только когда вы в него смотрите. Но мы конечно рекомендуем брать запасные и держать их в заряженном состоянии. Впрочем, это актуально для любой техники на аккумуляторах.
Вот ещё приятная вещь. Камера делает хорошие снимки даже в jpeg. Да, при съёмке в RAW (NEF у Nikon) у вас больше свободы на пост обработке, это не оспоримый факт. Но если съёмка не столь важная и нет нужды обрабатывать снимки? Nikon Z7 делает хорошую пост обработку самостоятельно, главное подобрать изначально правильные параметры, особенно баланс белого. Но и тут есть приятность. В условиях, когда в сцене нет большого количества пёстрых источников света, автоматический баланс белого работает отлично.
Nikkor 24-70mm F/2,8
Итог
Подводя итог смело говорим, Nikon сделали отличную линейку фотоаппаратов. Но сейчас у неё есть нюансы. Первый и главный — небольшое количество своих объективов под байонет Z. Оба аппарата, и Z6 и Z7 серьёзные инструменты, и конечно им нужен богатый парк объективов. Да, есть переходник и он даже идёт в комплекте, но покупать объективы Nikon F не столь разумно, т.к линейку то со временем расширят, а новые будут как минимум компактнее, легче. А если у вас уже большой парк объективов, то наверняка у вас есть и самая начальная “тушка”. Так что есть повод подумать.
Второй нюанс — цена. Да, по большому счёту Z7 это почти тот же D850. И при покупке нужно будет основательно подумать.
Nikon Z7 отлично собран, имеет замечательную эргономику, привычное и продуманное меню. Отлично лежит в руке плюс ко всему! И что порой может быть актуальным, с ним удобно работать в перчатках.
На что можно посетовать? Диск управления со стороны экрана имеет весьма острые грани, когда много и активно снимаешь — натирает палец, особенно во время репортажа. Порой вместо поворота диска на хвате (под указательным пальцем правой руки) мы выключал камеру. Мы бы ещё добавили, что дизайн несколько переусложнён, не особо лаконичен, хотя наличие фирменного красного “штриха” на корпусе нас порадовал.
Но это всё по большому счёту мелочи. Самое главное фотоаппарат делает отличные снимки, а их интересность будет уже зависеть как всегда от вас.
Понравилось:
- Качество фото в том числе jpeg
- Качество сборки
- Удобство использования в целом и хват камеры
- Время работы от аккумулятора
- Скорость работы
Не понравилось:
- Отсутствие второго слота под карту
- Выбор в пользу XQD
- При смене объектива матрица ни как не защищена
- Не самые удобные кольца управления
Сетуем:
- На отсутствие ассортимента объективов под байонет Z
- На отсутствие поворотного экрана
- На не самый законченный дизайн
На вряд ли будет интересна эта линейка, если уже есть D850.