Первая часть франшизы Jagged Alliance вышла более двадцати лет назад. Авторам проекта удалось придумать и реализовать массу интересных механик, которые впоследствии стали основой для многих тактических ролевых игр других студий. Спустя пять лет после релиза первой части, в 1999 году, в свет отправилась Jagged Alliance 2, которая тоже очень понравилась фанатам. А вот с третьей частью не задалось — франшиза так и не обзавелась игрой с цифрой «3» в названии. Но, это может произойти в ближайшем будущем, если Jagged Alliance: Rage! порадует игровое сообщество и будет финансово успешной.
Сюжетная линия
Награду за самую странную логику повествования можно смело отдавать сценаристам этого проекта без каких-либо колебаний. После выбора персонажей, о которых мы поговорим в следующем пункте, разработчики показывают очень непонятную сцену. Наши матёрые бойцы, которые за время своей «работы» прошли десятки или даже сотни горячих точек, попадают в засаду буквально на старте сюжетной линии. Более того, это не какая-то хитроумная стратегия со стороны врагов. Нет, нас просто ловят в кольцо посреди площади. Что здесь делают опасные наёмники, которые ранее воевали против целых армий, не совсем понятно.
На этом безумие не заканчивается — нам показывают какой-то жуткий подвал и наших героев, прикованных к хитроумным креслам. После этого входит главный злодей и рассказывает, прямо как в дешёвых боевиках, детальный план того, как именно он планирует поработить всех людей на этой планете. Зачем он это рассказывает двум случайно пойманным наёмникам? Чтобы не делать кат-сцен с сюжетными монологами, вероятно. После этого нас чудом спасает научный сотрудник и мы отправляемся в геймплей. За первые пять минут игры, пока всё это рассказывали и показывали, меня не покидало ощущение, что это какая-то шутка, тонкий сарказм. Жаль, но нет.
Сценаристы уделили крайне мало времени рассказу о предыстории, зато отдают львиную долю «экранного времени» на нелепый монолог главного злодея. Да и что это за решение сначала глупо отдать героев в плен, а потом ещё глупее спасти их? Напомню, что нашим спасителем станет научный сотрудник, который ранее для злодея сотворил целую армию солдат, а потом вдруг решил, что пора этому положить конец. Обучение всем игровым механикам, кстати, проводит этот же персонаж. Других способов рассказать об управлении разработчики не придумали.
Наёмники
Разработчики решили отказаться от стандартных для данного жанра игр параметров — при выборе персонажа вы увидите лишь количество очков здоровья. То есть, никаких вам «Ловкость», «Сила», «Интеллект» и так далее. Теперь геймер выбирает себе двух персонажей для задания исходя из ключевых особенностей каждого героя. Например, «Тень» пережил газовую атаку своих же войск, после чего его иммунная система очень ослабла. Он отлично уничтожает цели в рукопашном бою и бесшумно убивает противников со спины, но легко заражается инфекциями и любое ранение для него означает приличную потерю крови.
По этому принципу построены особенности всех персонажей — у каждого есть два преимущества и один недостаток, плюс целый ряд уникальных способностей. Больше всего порадовал персонаж по имени Иван Долвич, который для поддержания тела в тонусе обязан постоянно пить алкоголь. Неплохая реализация вечного стереотипа, не хватает только медведя и балалайки. Особенностей у персонажей много, все они разные и не всегда очевидные. Нет такого умения, которое бы могло сразу броситься в глаза и сделать какого-то героя более привлекательным. Все наёмники равны и вам нужно подобрать ту комбинацию, которая покажется максимально подходящей.
Проблема лишь в том, что сделать это крайне сложно. Вы ещё не играли, не знаете куда отправят героев, какие там будут карты, условия и какие навыки пригодятся, а какие можно сразу отбросить. Геймера вынуждают сделать довольно серьёзный выбор ещё до того, как он освоит основные механики проекта. Это кажется довольно странным решением со стороны разработчиков. Но, в целом такая реализация выбора персонажей выглядит более свежо и современно — считать цифры в параметрах героев уже давно надоело. Хотелось бы видеть что-то подобное в других играх жанра гораздо чаще.
Геймплей
Невероятно сложно сделать игру с пошаговыми боями интересной. Грань между построением хитроумных стратегий и скукой смертной довольно тонкая. Некоторые разработчики умудряются её не переступать, но это, к сожалению, большая редкость. Авторы Jagged Alliance: Rage!, к примеру, решили добавить в крутой боевик элементы выживания и тем самым сильно замедлили геймплей. Теперь вы после очередного убийства бежите к солдату в поисках патронов, провизии или чего-то, что поможет выжить в условном плену. Сложно увлечься крутыми наёмниками, которые сначала казнят целую базу врагов, а потом подбирают с трупов всякий мусор.
Помимо этого, искусственный интеллект здесь максимально тупой. Как бы мне не хотелось мягче охарактеризовать поведение ИИ, но это наиболее подходящее слово. Вы подходите к врагу, смотрите на него практически в упор, на расстоянии вытянутой руки, после чего громко убиваете его из пистолета и спокойно двигаетесь дальше. Другие солдаты, которые находятся буквально в пяти метрах от происшествия, приходят на шум лишь спустя какое-то время. Либо отправляются на разведку в гордом одиночестве, давая нам возможность тихо устранять цели. Это лишь малая часть глупого поведения противников, хотя в подобных играх ИИ играет ключевую роль.
Зато все базовые элементы пошаговых боёв здесь присутствуют — у нас есть очки действия, которые тратятся на передвижение (бесшумные перебежки отнимают вдвое больше очков) и устранение врагов. Противники же обладают перечнем уникальных особенностей и двигаются по заранее прописанной траектории. Или же просто стоят на месте. Вам нужно осмотреть локацию, отметить в уме тактические ходы и после этого приступить к уничтожению злодеев. Благо, карты здесь весьма тесные и долго заниматься исследованиями не нужно.
Итог: 6/10
Главный недостаток игры бросается в глаза сразу в главном меню — графика здесь напоминает мультфильмы с пластилиновыми героями. Я немного утрирую, но в целом картинка действительно выглядит не очень привлекательно. Кому-то такая графика может подойти, но большая часть игрового сообщества предпочла бы больше реализма. Добавляем сюда весьма странный сюжет, глупых врагов, неудобную механику выживания и получаем добротный список недочётов. С другой стороны, нужно понимать, что это не ААА-проект с невероятным бюджетом. Скорее всего, авторы решили проверить свои идеи и поэкспериментировать с механиками.
Очень понравилась проработка характеров персонажей, их особенностей и уникальных навыков. Хочется попробовать всех, придумать идеальную комбинацию. Помимо этого, нелинейность прохождения сюжетной линии тоже присутствует и позволяет находить себе приключения на пятую точку буквально на каждом шагу. У вас просто нет локации, где можно было бы сесть и передохнуть — враги могут поджидать на каждом углу, нужно постоянно держать палец на спусковом крючке. У Jagged Alliance: Rage! есть масса преимуществ, которые точно понравятся фанатам жанра, но разработчикам ещё нужно поработать над реализацией некоторых крутых идей.
Особенности:
- многогранное прохождение;
- отличная проработка характера героев;
- есть уникальные механики.
Может не понравиться:
- графика;
- поведение ИИ;
- странный сюжет.